ЧЕРЕПНИН Александр Николаевич [8 (20) I 1899, Петербург - 29 IX 1977, Париж] - русский композитор и пианист. Сын H. H. Черепнина. С детства обучался игре на фп. (его первым педагогом была Л. А. Кашперова). Занимался в Петрогр. (1917-18), затем в Тбилисской [1918-21; у Т. Тер-Степановой (фп.) и Т. де Гартмана (контрапункт)] консерваториях. Муз. образование завершил в Париже под рук. И. Филиппа (фп.) и П. Видаля (контрапункт). Выступал как муз. критик в периодич. печати, с 1919 был муз. директором одного из драм. театров в Тбилиси. В 1921 вместе с отцом эмигрировал во Францию. Концертировал как пианист в Лондоне и др. городах Европы, в США (наиболее интенсивно в 1925-33). В 1931 посетил Египет, Палестину, Крит, Грецию. В 1934-37 жил в Китае и Японии, вёл конц., муз.-обществ. и пед. деятельность. Был директором Шанхайской консерватории, консультантом по вопросам муз. образования при Мин-ве просвещения Китая, открыл в Токио муз. издательство, печатавшее произв. молодых композиторов. В 1937 вернулся в Париж, где в 1938-45 преподавал в Рус. консерватории (класс фп.). В 1949 поселился в США (с 1964 - в Нью-Йорке); в 1949-64 профессор университета Де Пол в Чикаго (класс композиции). В 1967 концертировал в Сов. Союзе (Москва, Ленинград, Тбилиси). Творчество Ч. связано с традициями рус. муз. культуры; об этом свидетельствует, в частности, тематика его произв. (балеты «Трепак», «Стенька Разин», «Шота Руставели»; «Русские танцы» для оркестра и др.). На формирование художеств. мировоззрения Ч. большое влияние оказало творчество С. С. Прокофьева. Для композитора характерен интерес к фольклору - русскому, грузинскому, а также египетскому, китайскому. Среди лучших произв. Ч. - 2-я симфония (1947-51). Обогатил композиторскую технику, в частности ввёл в практику метод интрапункта («нота между нотой» - в противоположность контрапункту) и т. н. черепнинскую 9-ступенную гамму (октава делится на три равных тетрахорда, имеющих 3 модификации: целый тон, 2 полутона; 2 полутона, целый тон; полутон, целый тон, полутон), к-рая служит основой многих его соч. Написал кн. «История русской музыки от истоков до Глинки» («Russische Musikanthologie», изд. на нем. и англ. яз., 1966). Сыновья Ч. - Иван Александрович Ч. (р. 5 II 1943, Париж) и Сергей Александрович Ч. (р. 2 II 1941, Париж) - композиторы. Живут и работают в США.
Соч.: оперы - Оль-Оль (по Л. Н. Андрееву, 1925, пост. 1928, Веймар; нов. ред. 1930, пост. 1934, Нью-Йорк), Свадьба Зобеиды (Die Hochzeit der Sobeide, по Г. фон Гофмансталю, 1930, пост. 1933, Вена), Фермер и фея (The farmer and the nymph, 1952, Колорадо); балеты, в т. ч. Фрески Анджанты (Ajanta's frescoes, 1923, Лондон), Трепак (1938, Нью-Йорк), Стенька Разин (La legende de Razine, 1941, Париж), Шота Руставели (совм. с А. Онеггером и Т. Харшаньи, 1946, Монте-Карло), Женщина и её тень (La femme et son ombre, по П. Л. Ш. Клоделю, 1948, Париж), Бездна (Le gouffre, по Андрееву, 1953, пост. 1969, Нюрнберг); кантаты - Рождественская игра (Le jeu de la Nativitй, 1945), В шутку и всерьёз (Vom SpaЯ und Ernst, 1964); Двенадцать (по A. A. Блоку, для чтеца и малого орк., 1945); для орк. - 4 симфонии (1927, 1951, 1952, 1957), дивертисмент (1957), сюиты и др.; серенада для струн. орк. (1964); концерты с орк. - 6 для фп. (1920; 1923; 1932; фантазия, 1947; 1963, 1965), для губной гармоники (1953); камерно-инстр. ансамбли - 3 сонаты для влч. и фп. (1-я и 2-я, 1924; 3-я, 1926), фп. трио (1925), 2 струн. квартета (1922, 1926), фп. квинтет (1927), квинтет для 2 труб, валторны, тромбона и тубы (1972); разл. произв. для фп., для влч., для органа, для аккордеона; хоры, в т. ч. 4 рус. нар. песни для детского хора a cappella (1967); романсы и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич [3 (15) V 1873, Петербург - 26 VI 1945, Исси-ле-Мулино, близ Парижа] - русский композитор, дирижёр и педагог. Окончил в 1895 Петерб. университет (юридич. ф-т), в 1898 - Петерб. консерваторию по классам композиции (у Н. А. Римского-Корсакова) и фп. (у К. Фан-Арка). С 1899 заведовал орк. классом Придв. певч. капеллы. В 1905-18 преподаватель (с 1909 профессор) Петерб. консерватории, где вёл основанный им впервые в России класс дирижирования. С 1902 был постоянным дирижёром «Русских симфонических концертов», выступал в концертах РМО, Моск. филармонич. общества, в «Концертах А. Зилоти», историч. концертах С. Н. Василенко, в конц. сезонах в Павловске, Ораниенбауме и др. В 1906-09 был дирижёром Мариинского театра. Чл. Беляевского кружка, Ч. активно участвовал в муз.-обществ. жизни Петербурга: входил в кружок «Вечера современной музыки», сотрудничал с группой «Мир искусства» (начало этому положила совм. работа с А. Н. Бенуа и M. M. Фокиным над балетом «Павильон Армиды», 1903-07), был участником «Рус. сезонов» (1909-14); в 1909 под его управлением прошёл первый сезон в Париже. В последующие годы дирижировал спектаклями «Рус. балета» в Париже, Лондоне, Монте-Карло, Риме, Берлине. Для «Рус. сезонов» написал балеты «Нарцисс и Эхо» (1911), «Маска красной смерти» (по Э. По, 1915; впоследствии переработан в 3 симф. фрагмента «Судьба»). В 1918-21 Ч. работал в Тбилиси: возглавлял консерваторию и одноврем. был дирижёром оперного театра. В 1921 эмигрировал во Францию, поселился в предместье Парижа - Исси-ле-Мулино. Нек-рое время как композитор и дирижёр сотрудничал с балетной труппой А. П. Павловой. Впоследствии концертировал в качестве дирижёра в европ. странах и США, пропагандируя рус. симф. и оперную музыку. После 1933 из-за ослабления слуха оставил конц. деятельность. В 1925 основал в Париже Рус. консерваторию (в 1925-29 и 1938-45 - её директор). С 1926 чл., с 1937 президент Попечительного совета издательства «М. П. Беляев в Лейпциге». Воспитанный в традициях рус. муз. классики, последователь Римского-Корсакова, Ч. вместе с тем чутко реагировал на новые веяния в муз. искусстве. Большое влияние оказал на него импрессионизм, многое воспринял он также от муз. языка А. Н. Скрябина, Р. Штрауса. Уже первое значит. соч. Ч. - симф. прелюд «Принцесса Грёза» (по мотивам одноим. пьесы Э. Ростана, 1896) отличают тонкое чувство орк. колорита, импрессионистская красочность гармонии и инструментовки, декоративность письма. Лучшие произв. Ч. созданы в период сближения его с деятелями «Мира искусства», в первую очередь с Бенуа. Художеств. принципы Ч. сформировались в значит. мере под воздействием эстетики этого объединения, тяготения его участников к поэтич. воскрешению образов прошлого, к изысканной стилизации. В обширном творч. наследии Ч. выделяются балеты «Павильон Армиды» и «Нарцисс и Эхо», симф. поэмы «Марья Моревна» (1909), «Зачарованное царство» (1912), 6 муз. иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке» для оркестра (1909), романсы на сл. Ф. И. Тютчева, «Фейные сказки» на сл. К. Д. Бальмонта. Широкая эрудиция, владение совр. орк. средствами, интерес к новым художеств. исканиям создали Ч. авторитет одного из прогрессивных педагогов. Среди его учеников - С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Н. А. Малько, А. В. Гаук, М. А. Бихтер, В. А. Дранишников. В 40-х гг. Ч. работал над книгой воспоминаний «Под сенью моей жизни» (не окончена).
Соч.: оперы - Сват (по пьесе «Бедность не порок» Островского, 1929), Ванька-Ключник (по Ф. Сологубу, 1932, Белград); балеты - Павильон Армиды (1907, Петербург), Нарцисс и Эхо (1911, Монте-Карло), Маска красной смерти (1915, пост. 1956, Брюссель), Вакх (Dionisys, 1922, Лондон), Русская волшебная сказка (Russian fairy tale, 1923, там же), Роман мумии (Romance of the mummy, 1924, там же); для солистов, хора и орк. - оратория Нисхождение святой девы в ад (La descente de la Sainte Vierge а l'enfer, 1934), кантата Песнь Сафо; для opк. - симф. прелюд Принцесса Грёза (1896), симф. поэмы Макбет (1901), Марья Моревна (1909), Зачарованное царство (1912), драм. фантазия Из края в край (1904), 6 муз. иллюстраций к Сказке о рыбаке и рыбке (1909), 3 симф. фрагмента Судьба (1932-33), орк. сюиты из музыки к балетам и др.; концерт для фп. с орк. (1908); струн. квартет (1901); пьесы для струн. и дух. инструментов с фп.; ок. 70 пьес для фп.; ок. 100 романсов; ред. оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (1922, Монте-Карло), оркестровка оперы «Мельник - колдун, обманщик и сват» Соколовского (1929, Париж), орк. вариант «Тати-тати» (Парафразы на одну простую тему А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, А. Н. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. Листа) и др. Лит. соч.: Воспоминания музыканта, Л., 1976.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЧЕ..

ХРИИСТОВ

ХУКБАЛЬД

ХЬЕРУЛЬФ

ХЭ ЛУТИН

ЦВЕТАНОВ

ЦВЕТКОВА

ЦЕБРИКОВ

ЦЕРЕТЕЛИ

ЦИМЕРМАН

ЦИНЦАДЗЕ

ЦЫГАНКОВ

ЧАГАДАЕВ

ЧАКАЛИДИ

ЧАПЛЫГИН

ЧАРЛСТОН

ЧАСТУШКИ

ЧЕБОТАРИ

ЧЕКИДЖЯН

ЧЕРВОНЮК

ЧЕРКАСОВ

ЧЕСНОКОВ

ЧИЛЕНШЕК

ЧИМАРОЗА

ЧИСТЯКОВ

ЧОДРОНОВ

ЧОНГ КОМ

ЧУДАКОВА

ЧУХАДЖЯН

ЧЮРЛЁНИС

ШАВЕРДЯН

ШАИНСКИЙ

ШАКУХАЧИ

ШАНСОНЬЕ

ШАРВЕНКА

ШАРИПОВА

ШАРМАНКА

ШАХЛАМЯН

ШАШМАКОМ

ШЕВИЛЛАР

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>