ЧЕРНИ (Czernэ) Карл (Карел) (20 или 21 II 1791, Вена - 15 VII 1857, там же) - австр. пианист, педагог и композитор. По национальности чех. Сын и ученик пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Ч. (1750-1832). Учился игре на фп. у Л. Бетховена (1800-03). Концертировал с 9-летнего возраста. На формирование Ч. как исполнителя оказал влияние И. Н. Гуммель, как педагога - М. Клементи. За исключением кратковременных конц. поездок в Лейпциг (1836), Париж и Лондон (1837), а также посещения Одессы (1846), работал в Вене. Ч. создал одну из крупнейших пианистич. школ 1-й пол. 19 в. Среди учеников - Ф. Лист, С. Тальберг, Т. Дёлер, Т. Куллак, Т. Лешетицкий. Написал много произв. для разных составов исполнителей и в разных жанрах, в т. ч. духовных (24 мессы, 4 реквиема, 300 градуалов, оффертории и др.), соч. для оркестра, камерно-инстр. ансамбли, хоры, песни для одного и неск. голосов и муз. номера для спектаклей драм. театра. Наиболее известны произв. Ч. для фп.; в некоторых из них использованы чеш. нар. мелодии («Вариации на оригинальную чешскую тему» - «Variations sur un theme original de Boheme»; «Чешская народная песня с вариациями» - «Böhmisches Volkslied mit Variationen»). Мн. произв. Ч. остались в рукописи (хранятся в архиве «Об-ва друзей музыки» в Вене). Особенно значителен вклад Ч. в инструктивно-педагогич. литературу для фп. Ему принадлежат многочисл. этюды и упражнения, из которых им составлены сборники, школы, включающие соч. разной степени трудности, направленные на систематич. овладение разл. приёмами фп. игры и способствующие беглости и укреплению пальцев. Его сб. «Большая фортепьянная школа» ор. 500 содержит ряд ценных методич. указаний и развёрнутое дополнение, посв. вопросам исполнения старых и новых фп. соч. - «Die Кunst des Vortrags der дlteren und neueren Кlavierkompositionen» (ок. 1846). Ч. принадлежат редакции мн. фп. произв., в т. ч. «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха и сонат Д. Скарлатти, а также фп. переложения опер, ораторий, симфоний и увертюр для 2-4-ручного исполнения и для 8-ручного на 2 фп. Издано св. 1000 его сочинений.
Соч.: 100 Ьbungsstücke, op. 139; Schule der Geläufigkeit, op. 299; Schule des Legato und Staccato, op. 335; 40 tägliche Studien, op. 337; Schule der Verzierungen, op. 355; Schule des Virtuosen, op. 365; Schule für die linken Hand, op. 399; Grosse Pianoforte-Schule, op. 500; Schule des Fugenspiels, op. 400; Vorschule der Fingerfertigkeit, op. 636; Schule der Fingerfertigkeit, op. 740; 160 achttaktige Ьbungen, op. 821. Лит. соч.: Briefe ьber den Unterricht auf dem Pianoforte, W., [ca 1840] (рус. пер.: Письма Карла Черни, или Руководство к изучению игры на фортепиано…, СПБ, 1842); Vollständige theoretisch-praktische Кompositionslehre, op. 600 [1849]; Umriss der ganzen Musik-Geschichte, op. 815, Mainz, 1851; Erinnerungen aus meinem Leben, hrsg. von W. Кolneder, Strasbourg, 1968 (со списком соч., опубликованных до 1860); Czernys Erinnerungen an Beethoven, «Neues Beethoven-Jahrbuch», Jahrg. 9, 1939.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЧЕ..

ХУЧИР

ХУЧУА

ЦАНЦА

ЦВЕИЧ

ЦЕККИ

ЦЕНИН

ЦИМЗЕ

ЦИПРА

ЦИТРА

ЦОДЕР

ЦОМАЯ

ЦОМЫК

ЦУМПЕ

ЦЫБИН

ЦЮРИХ

ЧАВЕС

ЧАМПИ

ЧАНГИ

ЧЕБАН

ЧЕСТИ

ЧИЖИК

ЧИЛЕА

ЧИШКО

ЧОЛАН

ЧОМАК

ЧОРТЯ

ЧУРАЙ

ШАЙБЕ

ШАЛЬК

ШАПАР

ШАРАИ

ШВАРЦ

ШЕЙДТ

ШЕЙКА

ШЕРАМ

ШИМКО

ШИММИ

ШИРМА

ШИШОВ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>