ЧИЛИЙСКАЯ МУЗЫКА. Из некогда многочисленных индейских племён, населявших территорию Чили до прихода испанцев (30-е гг. 16 в.) и впоследствии истреблённых завоевателями либо ассимилированных пришельцами, лишь мапуче, более известные как арауканы, сохранили свой язык и свою культуру, в т. ч. музыкальную. Музыка арауканов самобытна. Широко представлены вокальные и инстр. жанры. Имеются сольные и коллективные песни (с инстр. сопровождением и без него) - лирические, любовные, детские, колыбельные, трудовые, военные, а также песни, сопровождающие ритуальные, магические, «врачебные» церемонии и погребальные обряды. Среди танцев бытуют индивидуальные и массовые, мужские, женские, детские, смешанные, приуроченные к определённым событиям (рождение, свадьба, встреча гостя и т. п.). Танцы могут сопровождаться пением, игрой на муз. инструментах или тем и другим. Из муз. инструментов арауканов главным (и, по-видимому, древнейшим) является барабан культрун, по форме напоминающий литавру. Неск. меньшее значение имеет погремушка уада - маленькая тыква, выдолбленная, высушенная и наполненная камешками. Среди дух. инструментов самым распространённым является трутрука - длинная (от 1,5 до 3 м) бамбуковая или тростниковая труба без игровых отверстий с раструбом из рога, с сильным и резким звуком. Внешне похож на трутруку, но вдвое меньше её по размерам лолкинь, звук на котором извлекается не вдуванием воздуха, а, напротив, сильным втягиванием его в себя. Из других дух. инструментов известны пифюлька (или пифилька) - маленькая продольная флейта без игровых отверстий, пинкульуэ - поперечная флейта с 4 игровыми отверстиями и кюлькюль - свистулька, издающая один-единственпый звук. Инстр. музыка арауканов основывается на тех натуральных звукорядах, которыми располагают их дух. инструменты. Вокальная, напротив, базируется на звукорядах, не укладывающихся в какую-либо упорядоченную систему и резко отличающихся от характерного для андских народов пентатонного муз. строя (см. ст. Перуанская музыка). В вок. мелодиях арауканов встречаются всевозможные интервалы, в т. ч. невоспроизводимые в темперированной системе. В то же время для их музыки характерны довольно ясные мелодич. построения, ритмич. разнообразие. Весьма широк её эмоциональный диапазон: от весёлых игровых и танцевальных, лирич. любовных до энергичных военных песен. Арауканская колыбельная песня. Значительна роль арауканской музыки в общей культуре страны (хотя она и не обнаруживает тенденций к взаимодействию с креольской, существуя параллельно и независимо от неё). Она служит источником проф. творчества чилийских композиторов, обращающихся к арауканскому фольклору и музыке (К. Лавин, К. Исамитт Аларкон и др.). Нар. креольская музыка Чили сохраняет преемственную связь с испан. музыкой, что проявляется в ладовой системе, метрике чилийских песен, в структуре их поэтич. текстов, в хореографии нар. танцев. В креольской музыке Чили бытуют некоторые испанские песенные жанры (старинные романсы, вильянсико, религ., детские песни), танцы (сапатеадо), стихотворные формы (сегидилья, децима). В то же время, как и в др. странах Лат. Америки, в Чили нар. креольская музыка обладает своим нац. характером и колоритом, отличающим её от испан. музыки. Креольская музыка Чили, зап. и сев.-зап. провинций Аргентины, Боливии, Перу в своей основе едина, что связано с условиями формирования креольской культуры тихоокеанской зоны Юж. Америки: мн. песенные и песенно-танц. жанры, муз. инструменты, ладогармонич. и метроритмич. особенности являются общими для нар. музыки этих стран (см. Аргентинская музыка, Боливийская музыка, Перуанская музыка). Самый популярный креольский танец Чили - куэка (др. назв. - чилена, т. е. чилийка). Генетически куэка принадлежит к семейству старинных испан. парных танцев типа сарабанды или фанданго и широко распространена, помимо Чили, в Аргентине (куэка, самакуэка, самба), Боливии (куэка, самакуэка), Перу (самакуэка, самба, маринера). Хореографич. содержание куэки - любовная пантомима. Исполняется этот танец под аккомпанемент гитары или арфы и сопровождается пением строф различного, чаще лирич., содержания. Мелодии куэки всегда в мажоре, оживлённо-подвижны, для них характерны метр 6/8, реже 3/4, а также их сочетание (6/8 + 3/4). Куэка неизменно исполняется на любых обществ. и семейных праздниках, а её ритмо-мелодич. элементы вошли в арсенал постоянных художеств. средств проф. муз. творчества. К жанру куэки неоднократно обращались мн. чилийские композиторы. Куэка. Куэке родственны такие танцы, как ресбалоса (или рефалоса), сахуриана, портенья, сомбрерито. Они отличаются друг от друга лишь деталями хореографии и муз. сопровождения. Другой распространённый креольский парный танец - куандо, происшедший от европ. менуэта и ещё в 19 в. соперничавший в популярности с куэкой. Куандо существует в 2 видах: танец, сопровождаемый пением, и самостоят. песня того же названия. Широко известны также перикон и сьелито - танцы, берущие начало от европ. контрданса (они встречаются также в Аргентине и Уругвае). На севере Чили танцуют сапатеадо и качимбо. Здесь же бытуют немногочисленные, но своеобразные крестьянские танцы, отмеченные индейскими (кечуанскими) чертами, - сандоваль, чинколь, агилучо; их хореографич. образы связаны с природой (изображение животных, птиц и т. п.). Такого же характера сельский танец юж. районов пекен и танцы о. Чилоэ гальинасо и сапо. Хореография танцев паво, чапекао, костильяр и др. включает игровые и спортивные элементы. Гл. жанром песенного креольского фольклора Чили является тонада - сольная лирич. песня в сопровождении гитары или арфы. Различают 2 вида тонады - простую (песня строфич. структуры) и сложную (песня, состоящая из 2 разделов, причём 2-й исполняется в более быстром темпе). Преобладают тонады любовного содержания, но есть и шуточные, сатирические, патриотические, праздничные и др. Иногда тонады исполняются на 2 голоса параллельными терциями. Тонада. Традиционные муз. инструменты - гитара и арфа (т. н. креольская - старинной конструкции, без педалей). Широко используются скрипка и местный инструмент гитаррон, по форме напоминающий гитару, но значительно больших размеров, с 25 струнами своеобразной настройки (чилийский гитаррон не следует смешивать с мекс. инструментом того же названия; см. Мексиканская музыка). В сельских местностях в праздничные дни выступают небольшие инстр. ансамбли, включающие ударные (барабаны бомбо и тамбор, погремушка марака) и дух. инструменты (обычно флейты и корнет-а-пистоны фабричного производства). Истоки проф. муз. искусства в Чили восходят к домашнему музицированию и любительским концертам в аристократич. салонах. В 1707 в Сантьяго возник муз. кружок (в Чили были завезены клавикорды, началось любительское музицирование). Активный интерес к музыке проявляла церковь. Наиболее крупные композиторы 18 в. писали преим. культовую музыку (М. Мадукс, К. Ахурия). К 80-м гг. 18 в. кафедральный собор в Сантьяго располагал довольно большим оркестром; капельмейстером собора был комп. X. Камадеррос. Война за независимость (1810-18) и провозглашение республики (1818) стимулировали развитие нац. музыки. Уже в первые десятилетия после завоевания независимости появились многочисл. дух. оркестры, было основано Филармонич. общество в Сантьяго (1827), муз. предметы начали включать в программы колледжей, открылась первая в стране муз. школа (1849, с 1851 - Нац. консерватория; её первый директор - М. А. Дешарден), стал выходить муз. еженедельник «Semanario musical» (1852) - первый в Чили журнал по вопросам культуры и искусства, были созданы муз. общества и оркестры в Сантьяго, Вальпараисо, Вальдивии, открылся Муниципальный театр («Театро мунисипаль», 1857) в столице. Во 2-й пол. 19 в. начали работать оперные театры в гл. городах провинций. Среди композиторов 19 в. выделяются М. Роблес - автор первой нац. патриотич. песни, X. Сапиола - прогрессивный обществ. деятель, зачинатель муз. движения среди рабочих, Ф. Гусман - пианист, автор многочисл. (св. 200) фп. пьес романтич. склада, Г. Фрик, Ф. Олива. Гастроли итал. оперных трупп (с 1830) и увлечение итал. оперой вызвали стремление к созданию национальной оперы. Такую попытку предпринял А. Рид (опера «Телесфора» на сюжет одного из эпизодов борьбы за независимость, 1846), однако первой нац. оперой, имевшей успех, была «Цветочница из Лугано» Ортиса де Сарате (1895). В оперном жанре работал и Р. Асеведо, опера которого «Кауполикан» воспевает героя борьбы арауканов против испанцев в 16 в. В кон. 19 - нач. 20 вв. работали также композиторы Л. Э. Джарда, С. Перейра, Э. Арансибиа, Э. ван Доорен. В нач. 20 в., после длительного увлечения итал. оперой, интерес чилийской муз. общественности сосредоточился на классич. и совр. европ. симф. и камерной музыке. Её распространению способствовали многочисл. муз. кружки (кружок К. Писарро, в котором исполнялась преим. музыка эпохи Возрождения и И. С. Баха; кружок бр. А. и Г. Гарсия, знакомивший публику с произв. М. П. Мусоргского, К. Дебюсси, М. Равеля, П. Хиндемита, А. Шёнберга), общества, особенно Муз. академия им. Бетховена (осн. в 1893) и Об-во им. Баха (осн. в 1917). Важными событиями явились реорганизация Нац. консерватории на базе новой уч. программы (1929), создание при Чилийском университете ф-та изящных искусств (1929), учреждение Нац. ассоциации симф. концертов (1931), основание Школы совр. музыки (1940) и образование Ин-та распространения муз. культуры (1940), в задачи которого входили формирование симф. оркестра, камерных ансамблей и балетной труппы, организация систематич. концертов, оперных и балетных спектаклей по всей стране, проведение ежегодных конкурсов, поддержка муз. инициативы путём субсидий и т. п. Всё это в большой степени стимулировало развитие в 1-й пол. 20 в. композиторского творчества и исполнит. деятельности. В этот период в Чили почти одноврем. сказались влияния романтизма, импрессионизма, неоклассицизма и др. европ. течений, чем объясняется отсутствие единого направления в Ч. м. За создание нац. музыки выступили композиторы старшего Поколения - Э. Соро, автор большого числа орк. и камерно-инстр. сочинений преим. романтич. характера (в т. ч. «Романтической симфонии», 1920; 2 симф. сюит, 1918 и 1919; концерта для фп. с оркестром, 1919), П. У. Альенде Сарон, к лучшим соч. которого относятся симф. сюита «Чилийские сельские сцены» (1920), симф. поэма «Голоса улиц» (1913, 2-я ред. 1930), фп. пьесы «Тонады в чилийском народном характере» (1922), романсы, в т. ч. на стихи Г. Мистраль. Эти композиторы придерживались в целом креольской ориентации. В отличие от них К. Лавин и К. Исамитт Аларкон искали пути создания нац. музыки на базе преим. арауканского фольклора: таковы балеты «Кирай» (1930) и «Атакамский фриз» (1954), «Жалобы уильиче» для голоса и камерного оркестра (1928), «Андская сюита» для фп. (1926) Лавина; «Арауканская легенда» для оркестра (1935), «Арауканский фриз» для сопрано и баритона с оркестром (1931) Исамитт Аларкона. Обоим композиторам принадлежат также исследования в области индейского и креольского муз. фольклора Чили. Широта эстетич. взглядов, сочетание в творчестве нац. тенденций с совр. общехудожеств. устремлениями отличают Д. Санта-Крус Вильсона, композитора, педагога и муз.-обществ. деятеля. Это первый чилийский композитор, чья музыка получила широкую известность за рубежом (в Европе и США). Он оказал большое воздействие на формирование совр. композиторской школы Чили. Неопределённость эстетич. позиций характерна для некоторых композиторов старшего поколения, в их числе - П. Бискерт, К. Ренхифо, Р. Пуэльма, X. Касанова Викунья, М. Л. Сепульведа, С. Негрете. Ведущие чилийские композиторы, творчество которых сформировалось к сер. 20 в., в т. ч. П. Гарридо, X. Уррутия Блондель и А. Летельер Льона, развивают нац. традиции, обогащая их опытом совр. европ. композиторских школ. Эти композиторы вместе с Санта-Крус Вильсоном являются создателями совр. Ч. м. Среди лучших их соч. - балет «Партизан» Гарридо (1963), концерт для фп. с оркестром Уррутия Блонделя (1950), «Сонеты смерти» для сопрано и оркестра Летельер Льоны (на тексты Мистраль, 1948). В кон. 40-х - нач. 50-х гг. в Чили выдвинулись композиторы, в творчестве которых преобладают неоклассицистские тенденции, перенесённые на нац. почву. Наиболее известны из них X. Оррего Салас и Г. Бесерра. Из соч. Оррего Саласа, отличающихся ясной конструкцией и развитой полифонич. фактурой, выделяются 2-я симфония (1954), «Концертная серенада» для оркестра (1954), концерт для дух. инструментов (1964) и популярный тройной концерт для скрипки, виолончели и фп. с оркестром (1965). В 1961 Оррего Салас переехал в США, где возглавил Лат.-амер. муз. центр Индианского университета. Бесерра, проявивший себя сторонником нац. традиций в соч. 50-60-х гг. (3-я симфония, 1960; 7 струн. квартетов, 1950-61; оратория «Араукана», по поэме А. де Эрсилья, 1965), позже обратился к конкретной и электронной музыке. К этой же группе композиторов относятся К. Риеско, А. Монтесино, а также К. Ботто и Р. Эскобар, сочетающие композиторское творчество с деятельностью музыковедов и муз. критиков. Начиная с 50-х гг. некоторые чилийские композиторы переходят на позиции муз. авангардизма, пропагандистом которого стала группа «Тонус» (осн. в 1952 приехавшими в Чили музыкантами Э. Эйтлером, Ф. Фоке, Р. Мартинесом и чилийцем Э. Матураной). К ней примкнули композиторы, в большинстве своём получившие муз. образование в Европе (гл. обр. в ФРГ и Франции) и экспериментирующие в области серийной, алеаторической, конкретной и электронной музыки, - X. Аменабар, Т. Лефевер, Л. Шидловский, М. Агилар Аумада, X. В. Асуар. Традиц. направления придерживаются композиторы Д. Варгас, X. Леман, Серендеро и др. В Чили имеется разветвлённая сеть гос. муз. учреждений и творч. коллективов. Главные из них - ф-т муз. искусства и музыковедения и Ин-т муз. исследований Чилийского университета, Нац. консерватория, Ин-т распространения муз. культуры, Муз. департамент Католич. университета (Сантьяго). В столице функционируют Симф. (осн. в 1941) и Муниципальный (осн. в 1955) оркестры, Нац. балет Чили и Муниципальный балет, Филармонич. хор, хор «Орфеон», хор Чилийского, хор Католического университетов. Ряд камерных коллективов входит в состав Ин-та распространения муз. культуры (Камерный балет, Нац. струн. квартет, квинтет им. Хиндемита, квартет медных дух. инструментов и др.) и Католич. университета (Камерный оркестр, Ансамбль старинной музыки, ансамбль «Мадригалисты»). Оперные и балетные спектакли даются в помещении Муниципального театра. Весьма активна муз. жизнь в провинции. Консерватории, муз. институты и муз. ф-ты университетов созданы в Консепсьоне, Вальпараисо, Вальдивии, Ла-Серене, Арике, Антофагасте, Тальке. Кроме того, в Консепсьоне функционируют симф. и камерный оркестры и старейший в стране Полифонич. хор; симф. и камерные оркестры выступают в Вальдивии, Ла-Серене, Арике, Антофагасте, Осорно, Темуко; в Ла-Серене организован детский симф. оркестр. В провинциальных городах имеются проф. коллективы (не считая огромного числа любительских хоров, распространённых по всей стране). Очень популярны в Чили многочисл. фольклорные коллективы: Ансамбль танца и песни Чили, фольклорный балет «Пукара», вок.-инстр. ансамбли «Кункумен», «Килапайюн», «Инти-Ильимани», «Лос де ла Пенья», «Мильярай», «Лос уасос кинчерос», «Чагуаль» и др. Выдающиеся популяризаторы нар. муз. искусства Чили - фольклористки и исполнительницы нар. песен В. Парра и М. Лойола. В годы правления в Чили блока Нар. единства по всей стране развернулось муз. движение «Новая чилийская песня» - преим. из студенч. молодёжи, исполняющей песни актуального политич. содержания. Наиболее известные представители движения - И. и А. Парра, В. Хара, П. Грондона, С. Ортега. Среди чилийских музыкантов-исполнителей, получивших признание за рубежом, - дирижёры А. Карвахаль и В. Тева, пианисты К. Аррау, Ф. Герра, Э. Альсина, скрипач П. д'Андурайн, гитарист Э. Давалос. Большую исследоват. работу ведут музыковеды Э. Перейра Салас, В. Салас Вью, Р. Баррос, М. Даннеман, М. Э. Греве Викунья, С. Кларо. С 1945 ф-том муз. искусства и музыковедения Чилийского университета издаётся муз. журн. «Revista musical chilena» (первоначально под назв. «Revista musical») - одно из самых серьёзных музыковедч. периодич. изданий в Лат. Америке. Чилийские композиторы объединены в Нац. ассоциацию (осн. в 1935). Гос. переворот 1973 тяжело отразился на развитии демократич. муз. культуры. Мн. деятели «Новой чилийской песни» и музыканты прогрессивной политич. ориентации покинули страну, некоторые фольклорные и молодёжные муз. ансамбли также находятся в эмиграции.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЧИ..

СТЕШЕНКО-КУФТИНА

СТРУННЫЙ ОРКЕСТР

ТАТАРСКАЯ МУЗЫКА

ТЕРЬЯН-КОРГАНОВА

ТИБЕТСКАЯ МУЗЫКА

ТРЕБЕЛЛИ БЕТТИНИ

ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА

ТУНИССКАЯ МУЗЫКА

УЗБЕКСКАЯ МУЗЫКА

ХАКАССКАЯ МУЗЫКА

ХИЗ МАСТЕРС ВОЙС

ЦАНИ ДЕ ФЕРРАНТИ

ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

ЦЕРКОВНАЯ СОНАТА

ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА

ЦЫГАНСКАЯ МУЗЫКА

ЦЫГАНСКИЙ РОМАНС

ЧЕРНЫ-СТЕФАНЬСКА

ЧУВАШСКАЯ МУЗЫКА

ШМИДТ-ИССЕРШТЕДТ

ШРИ-ЛАНКИ МУЗЫКА

ЭЛЕКТРОГРАММОФОН

ЭРМИТАЖНЫЙ ТЕАТР

ЭСТОНСКАЯ МУЗЫКА

ЭФИОПСКАЯ МУЗЫКА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>