ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio - выражение, выявление) - направление в европ. искусстве и литературе, возникшее в 1-х десятилетиях 20 в. в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. страны. Становление Э. в живописи и литературе привело к возникновению организаций и группировок этого направления [объединения нем. художников: «Die Brücke» («Мост») в Дрездене, 1905; «Der Blaue Reiter» («Синий всадник») в Мюнхене, 1911; нем. журн. «Der Sturm» в Берлине, 1910]. Э. был выражением острейшего разлада художника с окружающей социальной действительностью, в нём проявлялся субъективный протест против царивших в предвоенной Австрии и Германии шовинизма, милитаристской пропаганды, бюрократизма, мещанского самодовольства. Типичный герой Э. - «маленький» человек, подавленный жестокими социальными условиями существования, страдающий и гибнущий во враждебном ему мире. Э. свойственно ощущение надвигающейся мировой катастрофы, что придавало ему сгущённо-мрачный, подчас истерич. оттенок. «Война оказалась для искусства великим переломом. Человек, терзаемый страшной мукой, закричал. Изуродованный стал произносить проповедь» (Брехт Б., Театр, Собр. соч., т. 5/1, М., 1965, с. 64). Антибуржуазный, антимилитаристский характер, гуманистич. направленность являлись сильной стороной Э. Не случайно с левым крылом нем. Э. было связано творчество таких передовых пролетарских художников, как Б. Брехт и Й. Бехер. Однако индивидуалистичность протеста, непонимание истинного смысла историч. событий, замкнутость в кругу мрачных и болезненных переживаний, деформация отображаемой в искусстве действительности из-за обострённого субъективизма свидетельствовали об ограниченности экспрессионистского направления. В полемике против приземлённости натурализма Э. выдвинул на первый план психологич., духовное начало, передаваемое с предельной экспрессией (отсюда назв. направления). На мировоззренческую основу Э. в разной степени влияли субъективно-идеалистич. концепции А. Шопенгауэра, Э. Маха, Э. Гуссерля, З. Фрейда, а также интуитивизм А. Бергсона. Характерен интерес экспрессионистов к подсознательному, к бредовым, навязчивым образам, болезненной эротике, передаче перевозбуждённости психики, эмоций страха, смутной тревоги, отчаяния. Др. образную сферу составляют злой сарказм, гротеск. Музыка в силу своей специфики оказалась в состоянии ярко и разнообразно воплотить этот сложный душевный мир, ввиду чего некоторые теоретики Э. считали её моделью нового искусства. Однако в муз. искусстве Э. развивался более стихийно, чем, напр., в литературе и живописи, и носил характер не столько определ. направления, сколько одного из течений в современном искусстве. Большинством советский музыковедов отвергнуты как прямолинейное отождествление Э. исключительно с новой венской школой (концепция ряда заруб. музыковедов), так и чрезмерно расширительное толкование, подводящее под Э. многие явления зап.-европ. музыки 20 в. Если наиболее типичными представителями Э. действительно являются «нововенцы» - А. Шёнберг и некоторые его ученики (прежде всего, А. Берг, отчасти молодой X. Эйслер, условно - А. Веберн), то нельзя также игнорировать отчётливых экспрессионистских тенденций в музыке их крупных предшественников и современников, равно как и композиторов следующих поколений. Муз. Э. преемственно связан с поздним романтизмом. Так, сгущённый психологизм «Тристана и Изольды» Вагнера отчасти предвосхищает Э. (в муз.-стилистич. плане это показал Э. Курт). В нач. 20 в. зловеще-мрачные, исступлённые образы появляются в произв. Г. Малера (поздние симфонии) и Р. Штрауса (оперы «Саломея» и «Электра»), совпадая по времени с развитием Э. в живописи и литературе, но в музыке этих композиторов по-прежнему сильны традиции романтизма. Ранний период творчества композиторов новой венской школы - А. Шёнберга и А. Берга - также принадлежит романтич. направлению. Композиторы- экспрессионисты постепенно переосмысливали идейно-художеств. содержание позднего романтизма: некоторые образы заострялись, абсолютизировались (разлад с окружающим миром), другие приглушались или вовсе исчезали (напр., романтич. мечта). Довоенные оперы Шёнберга («Ожидание», «Счастливая рука») и вок. цикл «Лунный Пьеро» - типичные экспрессионистские произведения. В творчестве Шёнберга «ощущения классической и романтической музыки - отсутствуют. Печаль становится обреченностью, депрессией, отчаяние превращается в истерию, лирика кажется разбитой стеклянной игрушкой, юмор становится гротеском… Основное настроение - «крайняя боль»« (Эйслep Г., см. в кн.: Избранные статьи музыковедов ГДР, М., 1960, с. 189-90). Высшим достижением муз. Э. справедливо признаётся опера А. Берга «Воццек» (пост. 1925), в которой заострена социально-обличит. тематика и с большой силой раскрыта драма «маленького человека»; это произв. сближается с нем. «левым» Э. В ряде муз.-театр. произв. послевоенных лет ярко проявились отдельные экспрессионистские тенденции («Убийца - надежда женщин» и «Святая Сусанна» Хиндемита, «Прыжок через тень» Кшенека, «Чудесный мандарин» Бартока); отчасти они коснулись и творчества советский композиторов («Огненный ангел» Прокофьева, опера «Нос» и некоторые эпизоды в симф. произв. Д. Д. Шостаковича). После отхода от Э. в 30-е гг. экспрессионистские тенденции вновь проявились в музыке кон. 30-х - 40-х гг. (период наступления фашизма и катастроф 2-й мировой войны 1939-45), хотя последоват. экспрессионистом остался едва ли не один Шёнберг («Уцелевший из Варшавы» и др. его поздние произв.). В военные и первые послевоенные годы образы разрушения, насилия, жестокости и страданий, отчаяния вызвали обращение к средствам выразительности, связанным с Э. («Огненный замок» Мийо, 3-я симфония Онеггера, 6-я симфония Р. Воана Уильямса, Военный реквием Бриттена и др.). В соответствии с идейно-образной направленностью Э. сложился определ. комплекс муз. средств выразительности: изломанность очертаний в мелодике, острая диссонантность гармоний, вязкость фактуры, резко контрастная динамика, использование жёстких, пронзительных звучаний. Характерны инстр. трактовка вок. партий, прерывистость, разорванность вок. линии, возбуждённая речитация. В «Лунном Пьеро» Шёнберг ввёл особый приём полупения-полуговора (Sprächstimme, Sprächgesang); используются также натуралистич. возгласы и крики. В формообразовании на первых порах подчёркивались текучесть, отсутствие расчленённости, повторности и симметрии. В дальнейшем, однако, свобода эмоционального самовыражения всё чаще стала сочетаться с нормативными конструктивными приёмами, в первую очередь у представителей новой венской школы (додекафония, построение оперных актов по схеме инстр. форм европ. музыки 18 в. - в «Воццеке» и др. произв.). Музыка «нововенцев» претерпела эволюцию от усложнённого тонального письма, через свободную атональность - к организации звукового материала на основе серийной техники. Такая эволюция, однако, не исключает др. проявлений экспрессионистских тенденций в совр. музыке.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЭК..

СТАРОКАДОМСКИЙ

СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ

СХОЛА КАНТОРУМ

ТОМОВА-СИНТОВА

ТРИТОНОВЫЙ ЛАД

ФИНСКАЯ МУЗЫКА

ФОДОР-МЕНВЬЕЛЬ

ФРЕЙТАШ БРАНКУ

ФРИГИЙСКИЙ ЛАД

ХИЛЛ И СЫНОВЬЯ

ХОРОВАЯ МУЗЫКА

ЦЕРКОВНЫЕ ЛАДЫ

ЧЁРНАЯ-БЕРЛЯНД

ЧАДСКАЯ МУЗЫКА

ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ

ЧЕШСКАЯ МУЗЫКА

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

ШНОРАЛИ НЕРСЕС

ШОР-ПЛОТНИКОВА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>