ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. etnos - народ и grapo - пишу) - научная дисциплина, посв. изучению нар. музыки. Известна в разных странах и в разл. историч. периоды под названиями: музыкальная фольклористика, муз. этнология (в странах нем. и слав. яз.), сравнит. музыкознание (в ряде стран Зап. Европы), этномузыкология (в англоязычной, ныне также во франкоязычной традиции), этномузыкознание (в СССР). Первоначально Э. м. была чисто описательной наукой, фиксирующей специфич. материал музыки устной традиции для теоретич. и историч. исследований. В заруб. европ. науке 20 в., преим. до 2-й мировой войны, общая этнография подразделялась на родиноведческое изучение своего народа (нем. - Volkskunde; франц.- tradition populaire; англ. - folklore), возникшее на почве подъёма нац.-освободит. движения в Европе в нач. 19 в.; на сравнит. изучение чужих, обычно внеевроп., народов (нем. - Völkerkunde; франц. - ethnologie; англ. - social anthropology), развившееся в сер. 19 в. в связи с колониальной экспансией европ. гос-в. Этому разделению следовала и Э. м. Во франкоязычной традиции Э. м. называлась последовательно: musicologie comparee, ethnologie musicale, с 1950-х гг. - ethnomusicologie. В ФРГ появилось направление Э. м., изучающее т. н. доисторич. музыку,- Frühgeschichte der Musik (В. Виора). В прошлом многие бурж. учёные рассматривали этномузыкологию как науку лишь о внеевроп. муз. культурах, ныне наблюдается тенденция к этнически более широкому её пониманию. Мн. специалисты, и прежде всего в СССР, применяют термины «Э. м.», «муз. фольклористика», «этномузыкознание» как равнозначные, основываясь на том, что Э. м. как всякая наука, проходит в своём развитии разл. этапы, пользуется разл. методикой и имеет разл. отраслевую специализацию. В СССР отдаётся предпочтение термину «муз. фольклористика», вместе с тем постепенно входит в обиход и термин «этномузыкознание», образованный от термина «этномузыкология», введённого в 1950 Я. Кюнстом (Нидерланды) и ставшего общераспространённым благодаря амер. практике. Э. м. - часть общего музыковедения, однако она одноврем. связана с общей этнографией, фольклористикой, социологией. Предметом Э. м. является традиц. бытовая (и прежде всего, фольклорная) муз. культура. На разных ступенях обществ. развития ей принадлежала разл. роль. Существенно, что нар. муз. творчество разл. племён и народов на протяжении всей своей истории, включая период совр. социальных формаций, характеризуется этнич. спецификой. Э. м. изучает нар. музыку одноврем., во-первых, как «язык», т. е. как систему специфич. муз.-выразительных средств, муз.-языковых структур, и во-вторых - как «речь», т. е. как специфич. исполнительское «поведение». Этим объясняется невозможность точной передачи нар. музыки в одних только нотных записях. Запись произв. нар. музыки - важнейшая область Э. м. «Основным и наиболее достоверным материалом для истории нар. музыки остаются нар. мелодии, записанные в последнее время… Запись нар. напева - работа не автоматическая: запись - это вместе с тем выявление того, как понимает записывающий строение напева, как анализирует его… Теоретич. идеи и навыки не могут не отражаться на записи» (К. В. Квитка). Запись, фиксация образцов фольклора происходит гл. обр. в форме экспедиц. работы среди сельского и городского населения. Осуществляются запись нотная, словесная, звукозапись с последующей её транскрипцией- нотировкой (расшифровкой), фиксируются также данные об исполнителях и об истории (социальной, этнической и культурной) населённого пункта, где бытуют данные песни, танцы, наигрыши. Кроме того, обмериваются, зарисовываются и фотографируются муз. инструменты, запечатлеваются на киноплёнке танцы. При фиксации обрядовых или игровых произв. подробно описываются соответствующий обряд и его участники. После записи производятся систематизация материала, его архивная обработка и картотечная роспись в той или иной принятой системе (по отд. экспедициям, по населённым пунктам и регионам, исполнителям и исполнит. коллективам, жанрам и сюжетам, мелодич. типам, ладовым и ритмич. формам, способу и характеру исполнения). Итогом систематизации является создание каталогов, носящих аналитич. характер и допускающих обработку на ЭВМ. В качестве связующего звена между фиксацией, систематизацией и исследованием нар. музыки выступают муз.-этнографич. публикации - нотные антологии, региональные, жанровые или тематич. сборники, монографии с подробной паспортизацией, комментариями, развёрнутой системой указателей, ныне с звукозаписями. Этнографич. грампластинки сопровождаются комментариями, нотными транскрипциями, фотоиллюстрациями и картой соответствующего региона. Распространены и муз.-этнографич. фильмы. Муз.-этнографич. исследования, многообразные по жанрам и целям, включают спец. муз. анализ (муз. строя, ладов, ритма, формы и др.). В них применяются и методы смежных науч. областей (фольклористики, этнографии, эстетики, социологии, психологии, стиховедения, лингвистики и др.), а также методы точных наук (математики, статистики, акустики) и картографирование. Э. м. изучает свой предмет по письменным данным (ранние нотные записи, косвенные лит. свидетельства и описания путешественников, летописи, хроники и т. д.), по материалам археологич. раскопок и сохранившимся традиц. муз. инструментам, непосредств. наблюдениям и экспедиц. записям. Фиксация музыки устной традиции в её естеств. среде бытования составляет гл. материал Э. м. Совр. записи дают возможность реконструировать древние стили нар. музыки. Истоки Э. м. связаны с именами М. Монтеня (16 в.), Ж. Ж. Руссо и И. Г. Гердера (18 в.). Предыстория Э. м. как науки восходит к трудам Ф. Ж. Фетиса и др. (19 в.). Первые опубликованные сборники нар. песен, как правило, не преследовали науч. целей. Они составлялись этнографами, краеведами-любителями. Затем к материалу нар. творчества обратились композиторы, стремившиеся не только познакомиться с музыкой родного и др. народов, но и претворить её в своих произв. Композиторы внесли значит. вклад в становление Э. м., они не только обрабатывали нар. песни, но и исследовали их: Б. Барток, 3. Кодай (Венгрия), И. Крон (Финляндия), Ж. Тьерсо (Франция), Д. Христов (Болгария), Р. Воан-Уильямс (Великобритания). Большинство специалистов 19-20 вв. интересовалось прежде всего родным фольклором: М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, A. К. Лядов и др. (Россия), О. Кольберг (Польша), Ф. Кухач (Югославия), С. Шарп (Великобритания), B. Стоин (Болгария). Особое место занимает деятельность Л. Кубы (Чехия), собравшего муз. фольклор мн. слав. народов. Начало истории Э. м. как науки принято относить ко времени изобретения фонографа (1877). В 1890 записана на фонограф музыка амер. индейцев, во 2-й пол. 1890-х гг. произведены первые звукозаписи в Европе (в Венгрии и России). В 1884-85 А. Дж. Эллис установил, что мн. народами используются неизвестные европейцам звукоряды, и предложил измерять интервалы между их ступенями в центах - сотых долях темперированного полутона. В Вене и Берлине были основаны крупнейшие фонограмархивы. На их базе складывались науч. школы Э. м. С 1929 существует Архив рум. фольклора в Бухаресте (Archives de la folklore de la Societй des Compositeurs roumains), с 1944 - Междунар. архив нар. музыки в Женеве (Archives internationales de musique populaire au Musee d'ethnographie de Geneve; оба созданы выдающимся рум. муз. фольклористом К. Брэилою) и Отдел этномузыкологии при Музее нар. искусств и традиций в Париже (Departement d'ethnomusicologie du Musee national des Arts et Traditions populaires). С 1947 функционирует Междунар. совет нар. музыки при ЮНЕСКО - International Folk Music Council (IFMC), имеющий нац. комитеты в разл. странах мира, издававший спец. журн. «Journal of the IFMC» и выпускающий ежегодник «Yearbook of the IFMC» (с 1969), в США - Об-во этномузыкологии (Society of Ethnomusicology), издающее журн. «Ethnomusicology». В Югославии в 1954 создан Союз обществ фольклористов (Savez udruzenja folklorista Jugoslavije). Работают Архив общества англ. нар. танца и песни (English Folk Dance and Song Society, Лондон), Архив Музея человека (Musee de l'Homme, Париж), Архив нар. песни Библиотеки конгресса (Archive of Folk song of the Library of Congress, Вашингтон), Архив традиц. музыки в Индианском университете (Indiana University Archives of Traditional Music) и Этномузыкологич. архив в Калифорнийском университете, архивы др. амер. университетов, архив Междунар. института сравнит. изучения музыки (Archives of International Institute for comparative music studies and documentation, Зап. Берлин) и др. В процессе совершенствования совр. методологии Э. м. преодолеваются этноцентризм и ориентация на этнически узкий материал за счёт более широких историко-сравнит. исследований. Методич. поиски направлены на охват музыки в её динамической, исторически развивающейся художеств. специфике - реальном исполнит. процессе. Совр. методика Э. м. применяет комплексный и системный подходы к муз. культуре, что позволяет изучать нар. музыку в её синкретич. и синтетич. единстве с др. компонентами фольклора. Совр. Э. м. рассматривает фольклор как художеств. коммуникативную деятельность (К. Чистов - СССР; Д. Штокман - ГДР; Д. Бен-Амос - США, и др.); осн. внимание уделяется изучению его исполнительского бытия (т. н. групповые песни Э. Клузена - ФРГ; т. н. малые группы Бен-Амоса; т. н. малые социальные группы О. Сироватки - ЧССР). По мысли Т. Тодорова (НРБ), именно ориентация Э. м. на изучение фольклора как искусства ведёт к становлению Э. м. как самостоят. науки. В развитие дореволюц. Э. м. народов СССР внесли вклад А. Н. Серов, В. Ф. Одоевский, П. П. Сокальский, Ю. Н. Мельгунов, А. Л. Маслов, Е. Э. Линёва, С. Ф. Людкевич, Ф. М. Колесса, Комитас, Д. И. Аракишвили и др. Среди видных сов. учёных в области Э. м. - В. М. Беляев, В. С. Виноградов, Е. Я. Витолинь, У. Гаджибеков, Е. В. Гиппиус, Б. Г. Ерзакович, А. В. Затаевич, К. В. Квитка, X. С. Кушнарёв, Л. С. Мухаринская, Ф. А. Рубцов, X. Т. Тампере, В. А. Успенский, Я. К. Чюрлёните, а также специалисты по отд. нар. муз. культурам. В России собирание и изучение нар. муз. творчества было сосредоточено в Музыкально-этнографической комиссии и этнографич. отделении Рус. Географич. общества. После Oкт. революции созданы: этнографич. секция Гос. института муз. науки (1921, Москва, функционировала до 1931), Ленингр. фонограмархив (1927, с 1938 - при Ин-те рус. литературы АН СССР), кабинет нар. музыки при Моск. консерватории (1936), секция фольклора при Ин-те театра, музыки и кинематографии (1969, Ленинград), Всесоюзная комиссия нар. музыки при CК СССР, комиссия музыковедения и фольклора CК РСФСР и др. В нач. 1920-х гг. Б. В. Асафьев, понимавший муз. интонацию как специфич. содержат. средство звукового общения, выступил за изучение нар. муз. искусства как живого творч. процесса. Он призвал изучать фольклор «как музыку конкретной социальной среды, постоянно изменчивую в своих образованиях». Первым значит. достижением Э. м. в этом направлении были работы Э. В. Эвальд (о песнях белорус. Полесья, 1934, 2-е изд. 1979). Сов. Э. м. развивается на основе марксистско-ленинской методологии. Сов. муз. этнографы добились значит. успехов в изучении локальных стилей и художеств. системы традиц. и совр. нар. музыки, в использовании муз.-фольклорных данных как источника для исследования проблем этногенеза. Развитие совр. Э. м. как науки ведёт к созданию новой теории художеств. целостности нар. музыки и органич. системности нар. муз. культуры.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЭТ..

КАРАГИЧЕВА-БРЕТАНИЦКАЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ УВЕСЕЛЕНИЯ

НАРОДНЫЕ КОНСЕРВАТОРИИ

НЕСОВЕРШЕННАЯ КАДЕНЦИЯ

ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

РЕЗОНАТОРНОЕ ОТВЕРСТИЕ

САНТА-ЧЕЧИЛИЯ АКАДЕМИЯ

СЕБАСТЬЯН ИЗ ФЕЛЬШТЫНА

СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ

СИМФОНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ СССР

ТВОРЧЕСТВО МУЗЫКАЛЬНОЕ

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРАТА

ШНОРР ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД

ЭКФОНЕТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ

ЭЛЬШЕКОВА-СТАНКОВИЧОВА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>