ЭЙХЕНВАЛЬД (по мужу - Трезвинская) Маргарита Александровна [20 XI (2 XII) 1866, Москва - после 1948, США] - рус. певица (лирико-колоратурное сопрано). Дочь арфистки И. И. Эйхенвальд. В 1889 окончила Моск. консерваторию (класс пения Э. О. Тальябуэ) и в том же году дебютировала в партии Папагены на сцене Большого театра, где работала до 1900 (в 1900 выступала в Моск. частной рус. опере; выделялось её исполнение партии Волховы). Пела также в оперном театре Тбилиси и в разл. частных оперных театрах; после 1901 шила за границей. Обладала небольшим, светлым голосом серебристого тембра. Её исполнение отличали безукоризненная чистота интонаций, редкая музыкальность, тонкий художеств. вкус. Первая исполнительница в Большом театре партии Снегурочки (1893), Иоланты (1893) и др. Среди др. партий - Лиза, Татьяна; Людмила («Руслан и Людмила»), Микаэла; Памина («Волшебная флейта»), Гретель («Гензель и Гретель» Гумпердинка), Маргарита, Дездемона; Паж («Гугеноты»). Иск-во Э. высоко ценил Н. А. Римский-Корсаков. В. И. Зарубин.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ЭЙХЕНВАЛЬД (урожд. - Папендик) Ида Ивановна (1842, Германия - 1917, Одинцово, близ Москвы) - рус. арфистка и педагог. С 6 лет обучалась игре на арфе у К. Л. Гримма в Берлине, с 8 лет принимала участие в концертах. В 1855 впервые выступила в Берлине с сольным концертом, затем концертировала в Германии и России. С 1860 солистка оркестра Мариинского театра (Петербург), в 1864-1901 - Большого театра (Москва). Участвовала в симф. концертах РМО в Москве и Петербурге, ежегодно давала сольные концерты. Репертуар Э. в основном состоял из виртуозных произв., в т. ч. фантазий Э. Пэриш-Алварса («Сон в летнюю ночь», «Моисей», «Оберон» и др.). В 1875-1906 профессор Моск. консерватории. Среди её учеников - Н. Д. Анисимова, Н. А. Соколовская, М. И. Тарасова, М. В. Половцева (Литвинова), К. К. Кржижановская (Бакланова), В. А. Лукин.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ЭЙХЕНВАЛЬД Антон Александрович [1 (13) V 1875, Москва - 1952, Ленинград] - советский композитор, дирижёр, педагог и этнограф. Нар. арт. Башк. АССР (1945). Отец Э. - художник, мать - арфистка И. И. Эйхенвальд. В 1892 окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества по классу живописи, где занимался у В. Д. Поленова и В. Е. Маковского. Брал уроки у Н. С. Кленовского (гармония), С. И. Танеева (контрапункт) и Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка). С 1892 преподавал теорию музыки в муз. классах Кленовского; участвовал в ряде этнографич. экспедиций. На протяжении мн. лет собрал более 4000 нар. мелодий народов Поволжья, Ср. Азии, частично обработал их и использовал в своих крупных соч., отличающихся ладовым своеобразием, опорой на принципы подголосочной полифонии. Хормейстер оперы в Казани (1893), Саратове (1894-1895), позднее дирижёр, нередко также антрепренёр и муз. рук. оперных трупп, в т. ч. в Нижнем Новгороде (1901-03, 1910), Тифлисе (1910), Баку (1910, 1911), Саратове и др. После Oкт. революции 1917 работал в Нар. консерватории и театре Красноярска. С 1922 науч. сотрудник ГИМНа (фольклор), в 1934-37 - Туркм. гос. н.-и. института (Ашхабад). В 1924-26 гастролировал как оперный и симф. дирижёр во Франции и Бельгии, в 1927-28 - в Швейцарии. В Париже состоялась премьера его балета-пантомимы «Жар-птица» (1925). В разные годы преподавал в музыкальных уч-щах Казани, Тифлиса, Харькова, Одессы, Перми, Саратова, Уфы, Куйбышева, Ашхабада и др. С 1944 пред. Куйбышевской организации CК РСФСР. Гл. дирижёр Куйбышевского театра оперы и балета (1948-49).
Соч.: оперы - Степь (1928; 2-я ред. 1930, пост. 1931, Средневолжская краевая опера, Самара), Мэргэн (1940, Башк. театр оперы и балета, Уфа), Ашказар (1944, там же), Солнечный камень (по сказке Г. Тукая, 1946); 5 муз. комедий, в т. ч. Табачный капитан (1942, Т-р оперы и балета, Куйбышев); балеты - Ёлочка, или Зима (1913, Одесса), Жар-птица (под назв. Иван-царевич. 1925, Париж, театр «Альгамбра»), Всадники (1947); кантаты - 10-летие Туркмении (1934), 25-летие Башкирии (1944); для орк. - сюиты (в т.ч. сюита на тат. и башк. темы, 1923), увертюры (в т. ч. увертюра на рус. темы, 1895) и марши на темы народов СССР; 4 струн. квартета; пьесы для скр., влч.; ок. 50 романсов и песен; обр. нар. песен и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия