ЯМБ (греч. iimbos) - 2-сложная стопа, в которой в антич. муз. стихе 2-й слог по длительности вдвое больше 1-го, а в речевом стихе Нового времени на 2-м слоге находится метрич. ударение (икт). Применение антич. термина к новой акцентной ритмике породило представление об ударности долгого слога в антич. Я., в котором метрич. икт, однако, обычно приходился на 1-й, краткий слог, как в ср.-век. 2-м модусе и в распространённом в фольклоре мн. народов ломбардском ритме. В совр. муз. теории Я. чаще понимается в акцентном смысле, как последовательность лёгкого и тяжёлого моментов ( независимо от их длительности), а не в квантитативном (). Этот термин применяют к мотивам и группам, оканчивающимся на сильном времени (причём предшествующий затакт может состоять из неск. звуков), и к двутактным фразам, в которых 1-й такт лёгкий, а 2-й тяжёлый. В отличие от хорея, акцентному Я. свойственны, с одной стороны, активный характер (устремлённость к концу), с другой - завершённость и ограниченность. Мн. теоретики (особенно X. Риман) преувеличивали значение Я. для муз. формообразования и во фразах иного строения видели сокращения, расширения и т. п. «нормальной» ямбич. фразы или искусственно членили музыку на такие фразы. Однако характерная для Я. тенденция к завершённости элементарных муз. образований противоречит требованиям сквозного развития, и это ограничивает применимость Я., а в случаях ямбич. строения мелодич. голосов эта тенденция б. ч. преодолевается «двойными связями», хореич. строением сопровождающих голосов и т. п. М. Г. Харлап.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЯМ..

ЦУТ

ЧЕХ

ЧИЖ

ШЁК

ШВИ

ШЕН

ШЕР

ШОР

ШОУ

ШУМ

ШУХ

ШЭН

ШЮЦ

ЭГК

ЭРК

ЭФЫ

ЭХО

ЮБА

ЮОН

ЯНГ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>