АДЛЕР (Adler) Гвидо (1 XI 1855, Эйбеншюц, ныне Иванчице, Чехословакия - 15 II 1941, Вена) - австрийский музыковед. В 1874 окончил Венскую консерваторию, где среди его учителей был А. Брукнер. В 1870-х гг.выступил как пропагандист творчества Р. Вагнера (А. - один из основателей Академического вагнеровского общества). В 1876, перед открытием вагнеровского театра в Байрёйте, А. прочитал цикл лекций о композиторе. Нек-рое время работал как юрист, в 1880 защитил дисс. «Об основных исторических типах европейской христианской музыки до 1600» («Die historischen Grundklassen der christlichen-abendländischen Musik bis 1600»). С 1882 приват-доцент Венского университета, с 1885 профессор Нем. университета в Праге. В 1898-1927 рук. кафедры музыковедения в Венском университете. А. - один из основателей и ред. периодич. изд. «Квартальник музыкальной науки» («Vierteljahrsschrift für Musikwissenschaft», 1884). В статье «Объём, цель и метод музыкознания» («Umfang, Methode und Ziel der Musikwissenschaft»), открывавшей это издание, А. дал систематизацию отраслей науки о музыке и выдвинул программу дальнейшего развития музыковедения. В 1894-1938 руководил изданием серии «Памятники музыкального искусства в Австрии» («Denkmäler der Tonkunst in Österreich»). С 1927 до конца жизни - почётный пред. Междунар. общества музыковедения. После нацистской оккупации Австрии (1938) А. было запрещено выступать в печати. А. - один из основоположников совр. европ. музыковедения. Его науч. интересы охватывали многочисл. явления муз. искусства разных эпох - от ср.-век. монодии до творчества Р. Вагнера и Г. Малера. Особое внимание уделял вопросам методологии истории музыки. А. считал основой истории музыки не творчество отдельных «героев», а изучение стилей в их возникновении, развитии и смене. В своих теоретич. трудах «Стиль в музыке» («Der Stil in der Musik», 1911) и «Метод истории музыки» («Methode der Musikgeschichte», 1919) он выдвинул понятие «стилевой критики» (Stilkritik) как гл. задачи муз.-историч. исследования. Его концепция смены и развития муз. стилей легла в основу капитального «Руководства по истории музыки» («Handbuch der Musikgeschichte», 1924), созданного коллективом учёных под ред. А. Эклектичность и позитивистская ограниченность, характерные для методологич. позиций A., помешали ему дать чёткое и последовательное определение стиля как эстетич. и художественно-историч. категории. А. признавал необходимость использования разл. культурно-историч. данных для объяснения фактов истории музыки, но усматривал в соотношении музыки с др. сторонами духовной жизни человечества лишь некоторый параллелизм, а не глубокую неразрывную связь, обусловленную общими историч. закономерностями. Он подчёркивал, что основой муз.-историч. периодизации должен быть «органический ход развития музыки как особого искусства». При всём этом труды А. сыграли выдающуюся роль в формировании истории музыки как науки, в определении её задач и методов, в создании источниковедч. базы для историко-муз. обобщений, а также в конкретном выяснении особенностей разл. историч. стилей европ. музыки.
Соч.: Die musikalischen Autographen und revidierten Abschriften Beethovens im Besitze von A. Artaria, W., 1890; R. Wagner, W., 1904; Der Stil in der Musik, Lpz., 1911; G. Mahler, W., 1916; Methode der Musikgeschichte, Lpz., 1919; Handbuch der Musikgeschichte, hrsg. von Guido Adler, Fr./M.-В., 1924, 2 Aufl., Tl 1-2, В., 1930; Wollen und Wirken. Aus dem Leben eines Musikhistorikers, W., 1935. Ю. В. Келдыш.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
АД..

ANCHE

FORTE

GRAVE

LARGO

LENTO

LONGA

MELOS

MUSIK

PIANO

TUTTI

WALZE

АБАЗА

АБАКО

АБЕЛЬ

АБЕРТ

АБЛЕЦ

АВЛОС

АГАЯН

АДАМИ

АЗЕЕВ

АЙДАН

АЙТЫС

АКСЕС

АКСЮК

АЛНАР

АЛОИЗ

АЛЬВА

АМАНИ

АМАТИ

АМАТО

АНДРЕ

АНТЕМ

АНЦЕВ

АРАЙЯ

АРБОС

АРДЕР

АРЕЛЬ

АРЕНГ

АРКАС

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>