АДОРНО (Adorno) Теодор (фам. отца Визенгрунд, Wiesengrand; А. - фам. матери) (11 IX 1903, Франкфурт-на-Майне- 6 VIII 1969, Бриг, Швейцария) - нем. философ, социолог, музыковед и композитор. Изучал композицию у Б. Секлеса и А. Берга, фп. - у Э. Юнга и Э. Штойермана, а также историю и теорию музыки в Венском университете. В 1928-31 ред. венского муз. журн. «Anbruch», в 1931-33 доцент Франкфуртского университета. Изгнанный из университета нацистами, эмигрировал в Англию (после 1933), с 1938 жил в США, в 1941-49 - в Лос-Анджелесе (сотрудник Института обществ. наук). Затем возвратился во Франкфурт, где был профессором университета, одним из рук. Института социологических исследований. А. - разносторонний учёный и писатель-публицист. Его философские и социологич. труды являются в ряде случаев и музыковедческими исследованиями. Уже в ранних статьях А. (конец 20-х гг.) ярко выразилась социально-критич. тенденция, осложнённая, однако, проявлениями вульгарного социологизма. В годы амер. эмиграции наступило окончательное духовное созревание A., сформировались его эстетич. принципы. В период работы писателя Т. Манна над романом «Доктор Фаустус» А. был его помощником и консультантом. Описание системы серийной музыки и критики её в 22-й главе романа, а также замечания о муз. языке Л. Бетховена основаны целиком на анализах А. Выдвинутой А. концепции развития муз. искусства, анализу западноевроп. культуры посвящён ряд книг и сб. статей: «Очерк о Вагнере» (1952), «Призмы» (1955), «Диссонансы» (1956), «Введение в музыкальную социологию» (1962) и др. В них А. предстаёт как острый в своих оценках учёный, приходящий, однако, к пессимистич. выводам о судьбе западноевроп. муз. культуры. Круг творческих имён в трудах А. ограничен. Он ориентируется гл. обр. на творчество А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, редко упоминая не менее крупных композиторов. Неприятие его распространяется на всех, сколько-нибудь связанных с традиционным мышлением композиторов. Он отказывает в положительной оценке творчества даже таким крупнейшим композиторам, как С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит, А. Онеггер. Его критика направлена также и на послевоенных авангардистов, которым А. ставит в вину утрату естественности муз. языка и органичности худож. формы, связанность математич. расчётом, что приводит на практике к звуковому хаосу. С ещё большей непримиримостью обрушивается А. на т. н. «массовое» искусство, служащее, по его мнению, духовному порабощению человека. А. полагает, что истинное искусство должно быть в постоянном конфликте и с массой потребителей, и с аппаратом гос. власти, регламентирующим и направляющим официальную культуру. Однако искусство, противостоящее регламентирующей тенденции, оказывается, в понимании A., узкоэлитарным, трагически изолированным, убивающим в себе жизненные истоки творчества. В этой антитезе проявляется замкнутость и бесперспективность эстетико-социологич. концепции А. Его философия культуры имеет преемственные связи с философией Ф. Ницше, О. Шпенглера, X. Ортега-и-Гассета. Нек-рые её положения сформировались как реакция на демагогическую «культурную политику» национал-социалистов. Схематизм и парадоксальность концепции А. отчётливо сказались в его книге «Философия новой музыки» (1949), построенной на сопоставлении творчества А. Шёнберга и И. Стравинского. Экспрессионизм Шёнберга, как утверждает A., ведёт к распаду муз. формы, к отказу от создания композитором «законченного опуса». Целостное же замкнутое худож. произв., по мнению A., уже своей упорядоченностью искажает действительность. С этой точки зрения А. критикует неоклассицизм Стравинского, который якобы отражает иллюзию примирения индивидуальности и общества, превращая искусство в ложную идеологию. А. считал закономерным абсурдное искусство, оправдывая его существование бесчеловечностью общества, в котором оно возникло. Истинное произв. искусства в совр. действительности, по мнению A., может оставаться лишь разомкнутой «сейсмограммой» нервных шоков, неосознанных порывов и смутных движений души. А. - крупный авторитет в совр. зап. муз. эстетике и социологии, убеждённый антифашист и критик бурж. культуры. Но, критикуя бурж. действительность, А. не принимал идеи социализма, они остались чужды ему. В ряде выступлений А. проявилось враждебное отношение к муз. культуре СССР и др. социалистических стран. Его протест против стандартизации и коммерциализации духовной жизни звучит остро, однако позитивное начало эстетич. и социологич. концепции А. выявлено значительно слабее, менее убедительно, чем начало критическое. Отвергая и совр. бурж. идеологию и идеологию социалистическую, А. не видел реального выхода из духовного и социального тупика совр. бурж. действительности и остался по сути дела во власти идеалистич. и утопич. иллюзий о «третьем пути», о некой «иной» социальной действительности. А. - автор муз. произв.: романсов и хоров (на тексты С. Георге, Г. Тракля, Т. Дёйблера), пьес для оркестра, обработок франц. нар. песен, инструментовок фп. пьес Р. Шумана и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
АД..

LEGATO

MAXIMA

MUZICA

MUZYKA

PRESTO

SCHARF

SUBITO

VIVACE

АББАДО

АБСИЛЬ

АВИДОМ

АГАЕВА

АГИРРЕ

АГУАДО

АГЬЯРИ

АДАМИЧ

АДАМОВ

АДАМЯН

АДМОНИ

АЗИМОВ

АЗМАРИ

АКИМОВ

АККОРД

АКОПЯН

АКСМАН

АКУЛОВ

АКЦЕНТ

АЛАДОВ

АЛЕНЕВ

АЛКУИН

АЛУМЯН

АЛУМЯЭ

АЛЬБАН

АЛЬБЕР

АЛЬВЕН

АЛЬНЕС

АМБРОС

АМИРОВ

АМОСОВ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>