АЛЯБЬЕВ Александр Александрович [4 (15) VIII 1787, Тобольск - 22 II (6 III) 1851, Москва] - русский композитор. Детские годы провёл в Тобольске, где отец А. занимал пост губернатора. В 1796 семья А. переехала в Петербург, в 1804 - в Москву. Музыке обучался под рук. И. Я. (И. Г.) Миллера. С юных лет проявил творческую одарённость (первые сочинения изданы в 1810). В 1812 вступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во многих сражениях и действиях партизанских отрядов, был ранен и награждён орденами за боевые заслуги. По окончании Отечеств. войны 1812 поселился в Петербурге, сблизился с кружком лит. и театральных деятелей (А. С. Грибоедов, Н. И. Хмельницкий, А. А. Шаховской, И. И. Сосницкий, писатели-декабристы А. А. Бестужев и П. А. Муханов, комп. А. Н. Верстовский). С 1823 жил в Москве, принимал деятельное участие в театр. жизни. Вместе с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку пролога «Торжество муз» к открытию Большого театра (6 I 1825), создал музыку к ряду водевилей, выступал в любит. концертах. В нач. 1825 А. был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Осн. причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость А. к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи А. В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, А. был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симф. оркестр «казачьей музыки», руководил симф. и хор. концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы А., опубликованные в сб. «Северный певец» (1828, 1831), и ряд орк. произв. В 1832-33 А. жил на Кавказе, в 1833-34 - в Оренбурге, затем в Моск. губ. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавк., башк., кирг., туркм., тат. нар. песни, составил и опубликовал (совм. с укр. историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сб. «Голоса украинских песен» (1832, изд. 1834). Лишь в 1843 А. получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театр. среду, пишет музыку к драм. спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским. Тяжело больной, А. до конца жизни не оставлял творч. работы. К числу его последних произв. относятся песни на сл. поэта-демократа Н. П. Огарёва. Деятельность А. развёртывалась в период становления рус. муз. классики. В своих произв. он отобразил новый строй чувств, присущий искусству декабристской эпохи. Особенно примечательно в этом смысле вок. творчество А.: с ним вошли в рус. романс темы высокого гражданского звучания, идеи патриотизма, свободолюбия, протеста против социального гнёта. Важным для формирования композитора было общение с А. С. Грибоедовым, поэтами-декабристами, поэтом-партизаном Д. В. Давыдовым. Работая в разнообразных жанрах, А. внёс большой вклад в рус. музыку. Однако дореволюц. музыкознание оценивало А. только как мастера романса, автора знаменитой песни «Соловей»; большая часть его наследия долгое время оставалась достоянием архивов. Сов. музыковеды и композиторы (Б. В. Доброхотов, И. В. Иордан, Г. В. Киркор, Б. С. Штейнпресс) опубл. значит. часть неизданных сочинений А. Вок. творчество А. тесно связано с традициями рус. гор. фольклора нач. 19 в. В своих «русских песнях» он талантливо претворил лучшие черты бытовой песенной лирики пушкинской эпохи. Среди них общенар. популярность приобрела песня «Соловей» (1826) на текст А. А. Дельвига. Чуткий и вдумчивый художник, А. проявлял большое внимание к новым явлениям рус. поэзии. Он был одним из первых интерпретаторов лирики А. С. Пушкина (романсы «Если жизнь тебя обманет», «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Пробуждение», «Зимняя дорога» и др.), В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, И. И. Козлова и др. Опираясь на достижения рус. литературы, он расширил содержание романса и в своём вок. творчестве вышел за рамки традиц. любовно-лирич. тем. Особое место в творчестве А. занимают романсы-монологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тяжёлых скитаний: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога». Созданные в годы сибирской ссылки, они явились своеобразной лирич. исповедью композитора. Их отличают лаконизм, сила и глубина муз. выражения. Яркое воплощение получила патриотич. тема, отображённая в песнях 30-х гг. («Песни Баяна» на сл. Языкова и др.). В произв. 40-х гг. А. обращается к сюжетам социального значения. В песнях на сл. Н. П. Огарёва («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож») и П. Беранже («Нищая») он создаёт образы обездоленных, аналогичные образам рус. литературы того времени (петерб. повести Н. В. Гоголя, ранние повести Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева). Эти песни подготовили новаторские произв. А. С. Даргомыжского («Лихорадушка») и М. П. Мусоргского («Калистрат», «Гопак», «Трепак»). Обогащая тематику рус. романса, А. стремился к обновлению средств муз. выразительности. Он развил декламац. элементы вок. мелодии, повысил выразит. значение гармонии и фактуры, придал самостоят. значение фп. партии. Характерные особенности муз. языка А.- частое применение органных пунктов и остинатных фигураций, обострение ладовых тяготений путём альтерации, красочное сопоставление одноим. тональностей (мажора и минора). Эти приёмы свидетельствуют о творч. освоении композитором новых тенденций муз. романтизма. Значителен вклад А. в отечеств. камерно-инстр. музыку. Среди многочисл. камерных ансамблей А. выделяются 2 струн. квартета (ь l и No 3), фп. трио a-moll, соната для скр. с фп. В этих произведениях принципы классич. сонатного цикла органически сочетаются с элементами рус. песенности. Таковы медленная часть 3-го квартета (на тему песни «Соловей»), 1-я часть и финал фп. трио, пронизанные интонациями рус. нар. песни и бытового романса. По своему худож. облику эти произв. близки камерным ансамблям М. И. Глинки, созданным также в 20-30-е гг. К лучшим образцам раннего рус. симфонизма принадлежат одночастная симфония e-moll, увертюра f-moll, оперные увертюры, балетная музыка. Большое внимание уделял А., и дух. музыке (марши, увертюры для дух. оркестра). Мало изучено театральное наследие А. Тяжёлое положение ссыльного препятствовало постановке его опер, написанных в зрелые годы. Эти произв., большей частью незавершённые, остались в рукописях (исполнялись только сочинения нач. 20-х гг. - водевили, балет, опера «Лунная ночь»). Между тем в театр. музыке кон. 20 - нач. 40-х гг. композитор разрабатывал большие темы мировой литературы, обращался к творчеству А. С. Пушкина (музыка к театр. инсценировке поэмы «Кавказский пленник», к драме «Русалка») и У. Шекспира (оперы «Буря», «Волшебная ночь» - по комедии «Сон в летнюю ночь», музыка к комедии «Виндзорские проказницы»). В последней своей опере «Аммалат-Бек» (на сюжет повести А. А. Бестужева-Марлинского) А. использовал записанные им на Кавказе нар. напевы. Творчество А.- одно из ярких явлений рус. культуры пушкинской эпохи. Современник Глинки и Даргомыжского, А. в лучших своих произв. приближается к творч. методу этих композиторов-классиков, сочетая романтич. тенденции с глубокой жизненной правдой образов.
Соч.: оперы - Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр, Петербург), Буря (1830-е гг.), Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена), Волшебная ночь (1838-39, не окончена), Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43), Аммалат-Бек (1842-47); оперы-водевили, в т.ч. Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург), Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва), Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва), Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва), Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва), Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же), Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же), Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.; балет - Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827); пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825); мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?); кантаты; для орк., в т.ч. симфония e-moll (1850), увертюра, танцы; для дух. орк., в т.ч. увертюры; инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825), 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834), фп. квинтет (1815?), соната для скр. и фп. (1834), квартет для 4 флейт, квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.; пьесы и циклы вариаций для разных инструментов; фп. пьесы, в т.ч. соната, танцы; хоры и хор. обработки собств. соч.; романсы для голоса с фп. (св. 150); вок. ансамбли; обр. нар. песен, в т.ч. Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961), Азиатские песни (1833-35?) и др.; музыка к драм. спектаклям - Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
АЛ..

АКАФИСТ

АКБАРОВ

АКИМОВА

АКСЁНОВ

АЛЁШИНА

АЛЕНДЕР

АЛИЗАДЕ

АЛЛЕГРИ

АЛМЕЙДА

АЛТУНЯН

АЛЬБАНИ

АЛЬБЕРТ

АЛЬБИНИ

АЛЬБОНИ

АЛЬЕНДЕ

АЛЬТАНИ

АЛЬТМАН

АЛЬФАНО

АЛЬФТЕР

АМБУШЮР

АМЕЛЛЕР

АНАПЕСТ

АНДОНИУ

АНДРАДИ

АНДРЕЕВ

АНДРЕЙС

АНДРИКУ

АНИКЕЕВ

АНСЕРМЕ

АНСИМОВ

АНТИПОВ

АНТИФОН

АНФОССИ

АПОФЕОЗ

АПХЕРЦА

АРИЕТТА

АРИОСТИ

АРИСАГА

АРКАНОВ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>