АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич [1 (13) IV 1883, с. Плахино, ныне Захаровского р-на Рязанской обл. - 8 VII 1946, Берлин] - советский композитор, педагог и дирижёр. Нар. арт. СССР (1937). Доктор искусствоведения (1940). Генерал-майор (1943). Чл. КПСС с 1939. Занимался музыкой в регентских классах Придв. певч. капеллы (Петербург). В 1900 поступил в Петерб. консерваторию (класс композиции А. К. Глазунова и А. К. Лядова), но по болезни прервал занятия. С 1909 учился в Моск. консерватории по классу композиции С. Н. Василенко (окончил в 1913, дипломная работа - опера «Русалка» по А. С. Пушкину), а также по классу пения у А. Мазетти (1916). В 1906-1909 и 1913-16 жил в Твери, где работал хормейстером, организовал и возглавил муз. школу. Написал в это время симфонию и симф. поэму «Смерть и жизнь». С 1918 преподаватель, с 1922 профессор Моск. консерватории. Учениками А. были мн. хор. и воен. дирижёры, муз. теоретики. Работал хормейстером моск. Камерного театра (1922-28), дирижёром Гос. хор. капеллы (1926-30). Дирижёр высокой муз. культуры, глубоко раскрывавший характер рус. и сов. песни, А. явился создателем Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии (1928, ныне его имени). Ансамбль завоевал огромную популярность в СССР и за рубежом; положил начало созданию в Сов. Союзе многих ансамблей песни и пляски. Лучшие достижения А.-композитора тесно связаны с работой в ансамбле, с его исполнительским стилем. Ряд сочинений А. («Святое ленинское знамя», «Песня о Советском Союзе», «Песня о Лазо» и др.) отличается эпич. широтой и распевностью, гимническим характером звучания. Эти сочинения продолжают традиции рус. муз. классики (здравицы-славления, идущие от оперы Глинки «Иван Сусанин»). Одна из лучших песен композитора «Священная война» (сл. В. И. Лебедева-Кумача), созданная в первые дни Великой отечеств. войны 1941-45 и ставшая её муз. эмблемой, сочетает черты хор. гимна и походного рус. марша, близкого революционному фольклору. Образы сов. воинов воплощены в песнях «Эшелонная», «Бейте с неба, самолёты», «За великую землю советскую», «Песня о маршале Рокоссовском», «Песня о Советской Армии» и др. В некоторых песнях А. воспроизведены страницы истории отд. воинских частей: «Песня 11-й армии», «Песня 2-й Приамурской дивизии», «Песня 32-й дивизии» и др. Стилистика этих песен органически связана с армейским муз. фольклором, нередко - с солдатской частушкой. А. обработал для хора партизанскую песню «По долинам и по взгорьям», получившую широкое распространение, боевые напевы периода Гражд. войны 1918-1920: «Из-за лесу», «Гулял по Уралу Чапаев-герой». Среди др. обработок нар. песен - «Вниз по матушке по Волге», «Не шуми ты, мати, зелёная дубравушка», «Ой, да ты калинушка» и др. Автор музыки Гос. гимна Сов. Союза (1943). Гос. пр. СССР в 1942 (за ряд песен) и 1946 (за конц.-исполнительскую деятельность). Умер в Берлине во время гастролей. В 1971 учреждены 1 золотая и 3 серебряные медали им. А. за лучшие произв. на военно-патриотическую тему.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

АЛЕКСАНДРОВ Анатолий Николаевич [p. 13 (25) V 1888, Москва] - советский композитор, пианист, педагог. Нар. арт. СССР (1971). Доктор искусствоведения (1941). Занимался по теории музыки у Н. С. Жиляева и С. И. Танеева (1907-10), в 1916 окончил Моск. консерваторию по классам фп. (К. Н. Игумнов) и композиции (С. Н. Василенко). С 1923 преподаватель, с 1926 профессор Моск. консерватории. Среди его учеников: В. В. Бунин, Г. Е. Егиазарян, К. В. Молчанов, М. Музафаров, Ю. М. Слонов, E. H. Тиличеева, Н. К. Чемберджи и др. А. особенно ярко проявил себя в вок. и инстр. камерных жанрах. Его творчество характеризуется сочетанием тонкого просветлённого лиризма и романтич. взволнованности, изяществом формы. Романсы А. по масштабам и интенсивности мелодич. развития, разработанности фп. партии в ряде случаев приближаются к вок. поэмам («Из Александрийских песен», вок. сюиты «Три кубка», «Человеку в пути», цикл «Верность»). Вместе с тем романсам А. присуща отточенность деталей, тонкость претворения классич. и совр. поэзии. К лучшим произв. А. относятся романсы на стихи A. C. Пушкина, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева. В камерно-инстр. сочинениях заметно стремление к симфонизации муз. материала. Видное место в творчестве композитора занимают обработки песен различных народов (для гол. с фп., для фп. соло), повлиявшие и на тематизм ряда сочинений композитора. Автор статей, воспоминаний о С. И. Танееве, С. В. Рахманинове.
Соч.: оперы - Два мира (по А. Майкову, соч. 1916), Бэла (по М. Ю. Лермонтову, ор. 51, 1-я ред. 1941, 2-я ред. 1945; пост. 1946, филиал Большого театра, Москва), Дикая Бара (ор. 82, 1957, Ансамбль сов. оперы ВТО, Москва); для орк. - симфония C-dur (op. 91, 1965), Романтическая сюита (ор. 16, 1-я ред. 1920, 2-я ред. 1932), Классическая сюита (ор. 32, 1926, 2-я ред. 1930), Забавная сюита (ор. 44, 1938, 2-я ред. 1956), 2 сюиты из оперы Бэла (ор. 51-а и 51-6, 1949, 1971), Театрально-танцевальная сюита (ор. 74, 1951), Русские народные мелодии (1971); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартеты (G-dur, op. 7, 1914; cis-moll, op. 54; A-dur, op. 55, 1942; C-dur, op. 80, 1953), Патетическое анданте для влч. и фп. (ор. 17, 1915, 2-я ред. 1921), Горские мотивы для скр. и фп. (ор. 51, 1942), Дифирамб для контрабаса и фп. (ор. 84, 1959); для фп. в 2 руки - 14 сонат- fis-moll (op. 4, 1914, соната-сказка), d-moll (op. 12, 1918), fis-moll (op. 18, 1920), C-dur (op. 19, 1922, 2-я ред. 1954), gis-moll (op. 22, 1923, 2-я ред. 1938), G-dur (op. 26, 1925), D-dur (op. 42, 1932), B-dur (op. 50, 1944), c-moll (op. 61, 1945), F-dur (op. 72, 1951), C-dur (op. 81, 1955, соната-фантазия), h-moll (op. 87, 1962), fis-moll (op. 90, соната-сказка, 1964), Е-dur (op. 97, 1971); 6 прелюдий (op. 1, 1907-10), 3 фуги (op. 100, 1971), Былая одержимость (ор. 6, 1917), Поэма f-moll, op. 9, 1915), 4 прелюдии (op. 10, 1913-16), Сюита-фантазия на мотивы из оперы «Бэла» (ор. 51-в, 1954), Отзвуки театра (ор. 60, 1945), Маленькая сюита (ор. 78, 1952), Романтические эпизоды (ор. 88, 1962), Страницы из дневника (ор. 93, 1967) и др.; камерные вок. произв. - Из «Александрийских песен» (ор. 8, 20, 25, 34, сл. М. Кузмина, 1915, 1922, 1924, 1925, 1927-29), Отблески времени (ор. 28, сл. В. А. Соловьёва, Хафиза в пер. А. А. Фета, Е. А. Баратынского, Т. Броука в пер. Усова, А. С. Пушкина, 1912, 1920, 1921, 1924, 1925-29), Золотые ветви (ор. 35, сл. А. П. Глобы, 1928-29), Романсы на стихи А. С. Пушкина (ор. 45, 1936 и 68, 1949, Гос. пр. СССР 1951), Три кубка (ор. 53, сл. Н. С. Тихонова, 1942), Двенадцать стихотворений советских поэтов (ор. 63, сл. С. П. Щипачёва, Н. С. Берендгофа, В. К. Звягинцевой, С. Я. Маршака, А. Лахути в пер. Пеньковского, A. C. Исаакяна, А. Ф. Ерикеева в пер. Звягинцевой и Земной, 1947), За родину (ор. 64, сл. М. Л. Матусовского, М. А. Исаковского, Н. С. Тихонова, 1947), Верность (ор. 71, сл. С. Л. Северцева, 1950, Гос. пр. СССР 1951); обр. песен разных народов, детские песни для голоса или хора с фп.; музыка к драм. спектаклям - «Ариана и Синяя борода» Метерлинка (1919, Гос. Показательный театр, Москва), «Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве (1919, Камерный театр, Москва), «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера (1925, Малый театр, Москва), «Собор Парижской богоматери», инсценировка H. A. Крашенинникова по В. Гюго (1926, там же, Москва), «Дон Карлос» Шиллера (1933, там же, Москва); музыка к фильмам - «Тринадцать» (1936), «Ленин в Октябре» (1937), «Северная повесть» (1960).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

АЛЕКСАНДРОВ Борис Александрович [р. 22 VII (4 VIII) 1905, Бологое] - советский композитор и дирижёр. Нар. арт. СССР (1958). Полковник. Чл. КПСС с 1943. Сын композитора А. В. Александрова. В 1929 окончил Моск. консерваторию по классу композиции Р. М. Глиэра. В 1923-29 муз. руководитель разл. моск. клубов, в 1930-37 зав. муз. частью Т-ра Советской Армии, в 1933-41 преподаватель, затем доцент Моск. консерватории. В 1942-47 худож. руководитель Ансамбля сов. песни Всесоюзного радио. С 1937 (с перерывами) деятельность А. связана с Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии (дирижёр и зам. худож. руководителя, с 1946 начальник, худож. руководитель и дирижёр). А. внёс значительный вклад в создание сов. оперетты. В 1937 написал «Свадьбу в Малиновке»- популярнейшее произв. этого жанра, проникнутое интонациями нар., преим. укр., песен. Гос. пр. СССР (1950) за конц.-исполнительскую деятельность. Золотая медаль им. А. В. Александрова (1971) за оратории «Солдат Октября защищает мир» и «Дело Ленина бессмертно».
Соч.: балеты - Левша (1955, Свердловский театр оперы и балета), Дружба юных (соч. 1954); оперетты, в т. ч. Свадьба в Малиновке (1937, Моск. театр оперетты; в 1968 экранизирована), Сотый тигр (1939, Ленингр. театр муз. комедии), Девушка из Барселоны (1942, Моск. театр оперетты), Моя Гюзель (1946, там же), Кому улыбаются звёзды (1972, Одесский театр муз. комедии); оратория - Солдат Октября защищает мир (1967), оратория-поэма - Дело Ленина бессмертно (1970); для голоса и орк. - сюита На страже мира (1971); для орк. - 2 симфонии (1928, 1930); концерты для инструментов с орк. - для фп. (1929), трубы (1933), кларнета (1936); камерные инстр. ансамбли - 2 струн. квартета, квартет для деревянных дух. инструментов (1932); песни, в т. ч. Да здравствует наша держава; музыка к драм. спектаклям и др. произв. С. С. Зив.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

АЛЕКСАНДРОВ Николай Иванович [11 (23) XII 1818 - 24 XII 1884 (5 I 1885), Петербург] - рус. гитарист и композитор. По окончании Царскосельского лицея служил в гвардейском полку. Игре на гитаре учился у А. О. Сихры, высоко ценившего виртуозное дарование А. и посвятившего ему ряд произв. (рус. песня с вариациями «Среди долины ровныя» идр.). Теорией музыки занимался у композитора Н. А. Тивольского (впоследствии редактора сочинений A., изданных у М. Бернарда). Среди произв. А. для гитары выделяются педагогич. сочинения (упражнения, «пробы», «экзерсиции») и некоторые конц. пьесы («Баркарола», «Reverie» и др.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

АЛЕКСАНДРОВ Юрий Михайлович [р. 19 VIII (1 IX) 1914, Ташкент] - советский композитор. Чл. КПСС с 1953. В 1942 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Г. И. Литинского (ранее учился у В. Я. Шебалина). С 1946 редактор, затем зав. редакцией симф. и камерной литературы, с 1969 гл. редактор издательства «Музыка». В 1953-59 преподавал в Муз.-пед. институте им. Гнесиных (инструментовка и чтение партитур).
Соч.: балет - Белеет парус одинокий (по В. П. Катаеву, 1970, Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва); для орк. - 2 симфонии (1942, 1955), симфония-кантата - Кавказ (на сл. сов. поэтов, исп. фрагмент, 1947), Поэма памяти В. И. Ленина. У Мавзолея (1951), Поэма памяти К. Э. Циолковского (1962); струн. квартет; для фп. - соната (1947), сонатина (1949), Поэма-соната (1962), Детский альбом (1970); для скр. и фп. - Русская рапсодия (1952); для влч. и фп. - соната (1944); пьесы для фп., трубы, валторны, домры; хоры, в т. ч. 10 хор. поэм о Ленине (1969), 8 хоров на сл. М. Ю. Лермонтова (1966); романсы, песни, музыка для кино и др. И. М. Ямпольский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

АЛЕКСАНДРОВ Ярослав Павлович (р. 27 II 1925, Кировабад, Азерб. ССР) - сов. скрипач. Нар. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1953. В 1952 окончил Моск. консерваторию у Д. Ф. Ойстраха, в 1955 - у него же аспирантуру. В 1952-74 участник квартета им. А. П. Бородина Моск. филармонии. С 1972 преподаватель (с 1977 доцент), с 1981 ректор Муз.-пед. института им. Гнесиных. Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1968).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
АЛ..

ШПИНАЛЬСКИЙ

ШТАКЕЛЬБЕРГ

ШТЕЙНХАУЗЕН

ЭНГАРМОНИЗМ

ЭНГЕЛЬ-КРОН

ЭНГЕЛЬБРЕХТ

ЭНГЕЛЬГАРДТ

ЭОЛОВА АРФА

ЯРОЦИНЬСКИЙ

ЯРУСТОВСКИЙ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>