АМСТЕРДАМ (Amsterdam) - столица Нидерландов (1046 тыс. жит. на l янв. 1970). Крупнейший центр нидерл. муз. культуры. Истоки муз. жизни А. восходят к ср. векам. В 15 в. в А. существовали церк. коллегии, работали гор. музыканты (т.н. стадпейперы), принимавшие участие в официальных и религ. торжествах. Достигшая высокого уровня хор. культура (в А. работал Я. Обрехт) пришла в упадок в эпоху Реформации (16 в.). С конца 16 в. получила распространение игра на оргбне, развитию которой способствовала деятельность Я. П. Свелинка. Органы принадлежали магистрату (старейший орган установлен в 1480), вменявшему в обязанность органистам, помимо церк. службы, периодически устраивать бесплатные концерты для горожан (проводились до 1727). Кроме Я. П. Свелинка и его сына Дирка, в А. работали и др. видные органисты: К. Боскоп (16 в.), А., С. и Я. ван Нордты (17 в.), Я. Ноземан, К. Ф. Хюрлебюс и Я. Потхолт (18 в.), Д. Брахтхёйсер (19 в.), Я. Зварт (20 в.). В 17 в. в А. получает популярность игра на карийоне (впервые упоминается в 1561). Наибольшую известность получили талантливые исполнители на карийоне - С. Фербек (17 в.), Я. Потхолт и X. Фокинг (18 в.), Я. Винсент (20 в.). В 17 в. распространяется бытовое музицирование, нотопечатное дело, возникает нац. школа мастеров муз. инструментов. В 1650-1750 в А. работали получившие европ. известность скрипич. мастера - X. Якобc, П. Ромбаутс, Ж. Лефевр, Я. Бауместер, В. Сейде, мастер дух. инструментов Р. Хака. В 18 в. А. становится одним из европ. центров нотоиздательского дела (фирмы Э. Роже, Й. Ю. Хюммел и др.). Постановки первых оперных спектаклей, осуществлявшихся гл. обр. силами иностр. трупп, относятся к посл. четверти 17 в. Наряду с церк. и домашним музицированием в 18 в. утверждается новая форма муз.-обществ. жизни - платные публич. концерты (первые были даны А. Вивальди в 1738).В 1777 организуется конц., науч. и культурное общество любителей «Богатое заслугами» («Felix meritis», до 1889); при его муз. отделении был создан симф. оркестр; общество имело конц. зал (на 600 мест), где давались регулярные платные концерты (до 90 в сезон), дирижировали известные голл. композиторы - Б. Рулофс, Й. Ферхюлст и др. На более широкую аудиторию были рассчитаны воскресные симф. концерты общества «Музыкальное просвещение» («Eruditio Musica», с 1796). С 1788 по 1855 в А. работал муз. театр при Франц. муз. и лирич. коллегии (осн. 1781), в конце 18 - нач. 19 вв. - муз. Немецкий театр. В 18-19 вв. в А. выступали виднейшие зарубежные исполнители, в т.ч. 9-летний В. А. Моцарт с сестрой, позже - сестра его жены, певица А. Ланге-Вебер, дирижёр и пианист Х. Бюлов; с 1732 жил и работал знаменитый итал. скрипач и композитор П. А. Локателли. В 1-й пол. 19 в. в связи с общим культурным застоем в муз. жизни страны наступил упадок. Оживление началось во 2-й пол. 19 в., чему, в частности, способствовали деятельность общества по охране быта музыкантов «Цецилия» (с 1841) и Об-во поощрения музыки (с 1829), которое открыло в 1853 муз. школу (первая муз. школа А.- Королевская, работала в 1826-46); деятели этого общества содействовали созданию в А. консерватории (1884), а также развитию муз. образования и хор. искусства в др. нидерл. городах. В 1875 организуется Корол. объединение нидерландских музыкантов, появляются новые исполнительские коллективы, среди них т.н. Парковый оркестр. В 1883 учреждено завоевавшее мировую известность общество «Консертгебау» и т.н. Вагнеровское объединение (его концертами до 1919 руководил X. Виотта). В 1880-е гг. возникли первые нидерл. оперные труппы: Голландская опера (1886-1894; рук. Й. Г. де Грот) и Нидерландская опера (1894-1901; рук. К. ван Линден), Национальная опера (1916-23; рук. Г. X. Копман). Их деятельность подготовила почву для создания первого в Нидерландах постоянного оперного театра - Амстердамская опера (1941; с 1946 - Нидерландская опера, работает в здании театра «Схаубург»). В 20 в. в А. работают и преподают ведущие нидерл. композиторы: В. Пейпер, С. Дресден, К. Доппер, X. Бадингс, В. Андриссен, Г. Ландре, М. Флотхёйс и др. Создаются новые муз. коллективы - рабочий хор «Голос народа» (нач. 20 в.), мужской хор «Аполлон» (1897- 1954); муз. лицей, нар. муз. школа, публичная муз. б-ка (1912); были организованы: общества «Даруем» («Donemus», 1947; для пропаганды и публикации совр. нидерл. музыки) и «Молодёжь и музыка» (1948), ряд муз. выставок и муз. учреждений, имевших важное значение для повышения массовой муз. культуры. Об-во поощрения музыки, Вагнеровское объединение и др. организовали муз. фестивали: Нидерл. муз. фестиваль (1902, 1912), Малеровский фестиваль (1920), Фестиваль франц. музыки (1922), Фестиваль Р. Штрауса (1924), юбилейный фестиваль оркестра «Консертгебау» (1938) и др. С 1948 A.- один из центров проведения ежегодного летнего муз. Голландского фестиваля. В 1951 по инициативе пианиста Я. Хюкриде был осн. Амстердамский филармонич. оркестр (его бессменный рук. - дирижёр А. Керсьес). В 1972 гастролировал в СССР.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
АМ..

АЙРАПЕТЯН

АККОРДЕОН

АКСЕЛЬРОД

АКУТАГАВА

АЛДУЛЕСКУ

АЛЕКСЕЕВА

АЛЕСКЕРОВ

АЛЛАНУРОВ

АЛЛЕМАНДА

АЛЛЕМАНОВ

АЛЧЕВСКИЙ

АЛЬБАНЕЗИ

АЛЬБИНОНИ

АЛЬБОРАДА

АЛЬМКВИСТ

АЛЬТШУЛЕР

АМЕНГУАЛЬ

АМИРХАНЯН

АМПЛИТУДА

АНДЖОЛИНИ

АНДРИАСЯН

АНДРИССЕН

АПОСТОЛОВ

АПТЕКАРЕВ

АРГАМАКОВ

АРКАДЕЛЬТ

АРМСТРОНГ

АРТАМОНОВ

АРХИМОВИЧ

АРЦЫБУШЕВ

АСЛАМАЗЯН

АСПИРАЦИЯ

АСТАРИТТА

АТАКИШИЕВ

АТТЕРБЕРГ

АФАНАСЬЕВ

АХШАРУМОВ

БАБАКУЛОВ

БАГАДУРОВ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>