АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевдоним Игорь Глебов) [17 (29) VII 1884, Петербург - 27 I 1949, Москва] - советский музыковед и композитор. Нар. арт. СССР (1946). Академик (1943). В 1908 окончил историко-филологич. ф-т Петерб. университета, в 1910 - Петерб. консерваторию по классу композиции A. К. Лядова. Общение с B. В. Стасовым, А. М. Горьким, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, Ф. И. Шаляпиным благотворно повлияло на формирование его мировоззрения. С 1910 работал концертмейстером балета Мариинского театра (ныне Ленингр. театр оперы и балета им. Кирова), что послужило началом его тесной творческой связи с русским музыкальным театром. В 1910-11 А. написал первые балеты - «Дар феи» и «Белая лилия». Эпизодически выступал в печати. С 1914 постоянно печатался в журн. «Музыка». Особый размах приобрела научно-публицистич. и муз.-обществ. деятельность А. после Великой Окт. социалистич. революции. Он сотрудничал в ряде органов печати («Жизнь искусства», «Вечерняя Красная газета» и др.), откликаясь на разнообразные вопросы муз. жизни, участвовал в работе муз. театров, концертных и культ.-просвет. организаций Петрограда. С 1919 А. был связан с Большим драматич. театром, написал музыку к ряду его спектаклей. В 1919-30 работал в Ин-те истории искусств (с 1920 рук. Разряда истории музыки). С 1925 профессор Ленингр. консерватории. 1920-е гг. - один из самых плодотворных периодов науч. деятельности А. В это время были созданы мн. его наиболее значит. работы - «Симфонические этюды», «Письма о русской опере и балете», «Русская музыка от начала 19 столетия», «Музыкальная форма как процесс» (ч. 1), циклы монографий и аналитических этюдов, посв. творчеству М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, И. Ф. Стравинского и др., мн. критические статьи о совр. советских и зарубежных композиторах, по вопросам эстетики, муз. образования и просвещения. В 30-е гг. А. уделял гл. внимание муз. творчеству, особенно интенсивно работал в области балета. В 1941-43, в осаждённом Ленинграде, А. написал обширный цикл работ - «Мысли и думы» (опубл. частично). В 1943 А. переехал в Москву и возглавил Научно-исследовательский кабинет при Моск. консерватории, руководил также Сектором музыки в Ин-те истории искусств АН СССР. В 1948 на Первом Всесоюзном съезде композиторов был избран пред. CК СССР. Гос. пр. СССР в 1943 за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и в 1948 за книгу «Глинка». А. внёс выдающийся вклад во мн. отрасли теории и истории музыки. Обладая огромной муз. и общехудожеств. эрудицией, глубоким знанием гуманитарных дисциплин, он всегда рассматривал муз. явления на широком социальном и культурном фоне, в их связи и взаимодействии со всеми сторонами духовной жизни. Яркое литературное дарование А. помогало ему воссоздавать впечатление от муз. произв. в живой и образной форме; в работах А. исследовательский элемент часто соединяется с живым наблюдением мемуариста. Одним из гл. науч. интересов А. была рус. муз. классика, анализируя к-рую А. выявлял присущие ей народность, гуманизм, правдивость, высокий этический пафос. В работах, посв. современной музыке и муз. наследию, А. выступал не только как исследователь, но и как публицист. Характерно в этом смысле заглавие одной из работ A. - «Через прошлое к будущему». Горячо и активно выступал А. в защиту нового в творчестве и муз. жизни. В дореволюционные годы А. был (наряду с В. Г. Каратыгиным и Н. Я. Мясковским) одним из первых критиков и пропагандистов творчества молодого С. С. Прокофьева. В 20-е гг. А. посвятил ряд статей творчеству А. Берга, П. Хиндемита, Э. Кшенека и др. совр. зарубежных композиторов. В «Книге о Стравинском» тонко раскрыты некоторые стилистич. процессы, характерные для музыки начала 20 в. В статьях А. «Кризис личного творчества» и «Композиторы, поспешите!» (1924) прозвучал призыв к связи музыкантов с жизнью, приближению к слушателю. Мн. внимания уделял А. вопросам массового муз. быта, нар. творчества. К лучшим образцам сов. муз. критики принадлежат его статьи о Н. Я. Мясковском, Д. Д. Шостаковиче, А. И. Хачатуряне, В. Я. Шебалине. Философско-эстетич. и теоретич. взгляды А. претерпели значит. эволюцию. В ранний период деятельности ему были свойственны идеалистич. тенденции. Стремясь к динамич. пониманию музыки, к преодолению догматич. учения о муз. форме, он опирался вначале на философию А. Бергсона, заимствуя, в частности, его понятие «жизненного порыва» (йlan vital). На формирование муз.-теоретич. концепции А. оказала заметное влияние энергетич. теория Э. Курта. Изучение трудов классиков марксизма-ленинизма (со 2-й пол. 20-х гг.) утвердило А. на материалистич. позициях. Итогом теоретич. исканий А. явилось создание теории интонации, к-рую он сам рассматривал как гипотезу, помогающую найти «ключ к действительно конкретным обоснованиям музыкального искусства как реальнейшего отображения действительности». Определяя музыку как «искусство интонируемого смысла», А. считал интонацию основной специфич. формой «проявления мысли» в музыке. Важное теоретическое значение приобрело выдвинутое А. понятие симфонизма как метода художеств. обобщения в музыке, основанного на динамич. восприятии действительности в её развитии, столкновении и борьбе противоречивых начал. А. явился преемником и продолжателем виднейших представителей рус. классич. мысли о музыке - В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова, В. В. Стасова. Вместе с тем его деятельность знаменует новый этап в развитии муз. науки. A. - основоположник советский музыковедения. Его идеи плодотворно разрабатываются в трудах сов., а также мн. зарубежных музыковедов. Композиторское творчество А. включает 28 балетов, 11 опер, 4 симфонии, большое количество романсов и камерных инстр. произв., музыку ко мн. драматич. спектаклям. Им была завершена и инструментована по авторским рукописям опера М. П. Мусоргского «Хованщина», сделана новая ред. оперы Серова «Вражья сила». Ценный вклад был внесён А. в развитие балета. Своим творчеством он расширил традиц. круг образов этого жанра. Им написаны балеты на сюжеты А. С. Пушкина - «Бахчисарайский фонтан» (1934, Ленингр. театр оперы и балета), «Кавказский пленник» (1938, Ленинград, Малый оперный театр), «Барышня-крестьянка» (1946, Большой театр) и др.; Н. В. Гоголя - «Ночь перед Рождеством» (1938, Ленингр. театр оперы и балета); М. Ю. Лермонтова - «Ашик-Кериб» (1940, Ленингр. Малый оперный театр); М. Горького - «Радда и Лойко» (1938, Москва, центр. парк культуры и отдыха); О. Бальзака - «Утраченные иллюзии» (1935, Ленингр. театр оперы и балета); Данте - «Франческа да Римини» (1947, Моск. муз. театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко). В балетном творчестве А. получила отражение героика Гражданской войны - «Партизанские дни» (1937, Ленингр. театр оперы и балета) и освободит. борьбы народов против фашизма - «Милица» (1947, там же). В ряде балетов А. стремился к воссозданию «интонационной атмосферы» эпохи. В балете «Пламя Парижа» (1932, там же) А. использовал мелодии эпохи Великой французской революции и произведения композиторов того времени и «работал над данным заданием не только как драматург, композитор, но и как музыковед, историк и теоретик, и как литератор, не чуждаясь методов современного исторического романа». Аналогичный метод был применён А. при создании оперы «Казначейша» на сюжет М. Ю. Лермонтова (1937, Ленингр. клуб моряков им. Пахомова) и др. Лучшие из балетов А. - «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» - заняли прочное место в репертуаре сов. муз. театров.
Соч.: Избр. труды, тт. I-V, М., 1952-1957 (в т. V дана подробная библиография и нотография); Избр. статьи о муз. просвещении и образовании, М.-Л., 1965; Критические статьи и рецензии, М.-Л., 1967; Орестея. Муз. трилогия С. И. Танеева, М., 1916; Романсы С. И. Танеева, М., 1916; Путеводитель по концертам, вып. I. Словарь наиболее необходимых муз.-технич. обозначений, П., 1919; Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, вып. 1. П. И. Чайковский, П., 1920 (ред.); Русская поэзия в русской музыке, П., 1921; Чайковский. Опыт характеристики, П., 1921; Скрябин. Опыт характеристики, П., 1921; Данте и музыка, в сб.: Данте Алигиери. 1321-1921, П., 1921; Симфонические этюды, П., 1922, 1970; П. И. Чайковский. Его жизнь и творчество, П., 1922; Письма о русской опере и балете, «Еженедельник петрогр. гос. акад. театров», 1922, No 3-7, 9, 10, 12, 13; Шопен. Опыт характеристики, М., 1923; Мусоргский. Опыт характеристики, М., 1923; Увертюра «Руслан и Людмила» Глинки, «Музыкальная летопись», сб. 2, П., 1923; Теория музыкально-исторического процесса, как основа музыкально-исторического знания, в сб.: Задачи и методы изучения искусств, П., 1924; Глазунов. Опыт характеристики, Л., 1924; Мясковский как симфонист, «Современная музыка», М., 1924, No 3; Чайковский. Воспоминания и письма, П., 1924 (ред.); Современное русское музыкознание и его исторические задачи, «De Musiса», вып. 1, Л., 1925; Вальс-фантазия Глинки, «Музыкальная летопись», No 3, Л., 1926; Вопросы музыки в школе. Сб. статей под ред. И. Глебова, Л., 1926; Симфонизм как проблема современного музыкознания, в кн.: Беккер П., Симфония от Бетховена до Малера, пер. под ред. И. Глебова, Л., 1926; Французская музыка и её современные представители, в сб.: «Шесть» [Мило. Онеггер. Орик. Пуленк. Дюрей. Тайефер], Л., 1926; Кшенек и Берг как оперные композиторы, «Современная музыка», 1926, No 17-18; А. Казелла, Л., 1927; С. Прокофьев, Л., 1927; О ближайших задачах социологии музыки, в кн.: Moзер Г. И., Музыка средневекового города, пер. с нем., под ред. И. Глебова, Л., 1927; Русская симфоническая музыка за 10 лет, «Музыка и революция», 1927, No 11; Бытовая музыка после Октября, в сб.: Новая музыка, вып. 1 (V), Л., 1927; Об исследовании русской музыки XVIII в. и двух операх Бортнянского, в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, Л., 1927; Памятка о Козловском, там же; К восстановлению «Бориса Годунова» Мусоргского, Л., 1928; Книга о Стравинском, Л., 1929; А. Г. Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников, М., 1929; Русский романс. Опыт интонационного анализа. Сб. статей под ред. Б. В. Асафьева, М.-Л., 1930; Введение в изучение драматургии Мусоргского, в сб.: Мусоргский, ч. 1. «Борис Годунов». Статьи и материалы, М., 1930; Музыкальная форма, как процесс, М., 1930, Л., 1963; К. Неф. История западноевроп. музыки, перераб. и дополненный пер. с франц. Б. В. Асафьева, Л., 1930; М., 1938; Русская музыка от начала 19 столетия, М.-Л., 1930, 1968; Музыкально-эстетические воззрения Мусоргского, в сб.: М. П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти. 1881-1931, М., 1932. О творчестве Шостаковича и его опере «Леди Макбет», в сб.: «Леди Макбет Мценского уезда», Л., 1934; Мой путь, «СМ», 1934, No 8; Памяти П. И. Чайковского, М.-Л., 1940; Через прошлое к будущему, цикл статей, в сб.: «СМ», No 1, М., 1943; Евгений Онегин. Лирические сцены П. И. Чайковского. Опыт интонационного анализа стиля и муз. драматургии, М.-Л., 1944; Н. А. Римский-Корсаков, М.-Л., 1944; Восьмая симфония Д. Шостаковича, в сб.: Московская филармония, М., 1945; Композиторы 1-й пол. XIX в., вып. 1, М., 1945 (в серии «Русская классическая музыка»); С. В. Рахманинов, М., 1945; Музыкальная форма, как процесс, кн. 2-я, Интонация, М., 1947, Л., 1963 (вместе с 1-й частью); Глинка, М., 1947; Чародейка. Опера П. И. Чайковского, М., 1947; Пути развития советской музыки, в сб.: Очерки советского музыкального творчества, М.-Л., 1947; Опера, там же; Симфония, там же; Григ, М., 1948; Из моих бесед с Глазуновым, «Ежегодник Института истории искусств», М., 1948; Слух Глинки, в сб.: М. И. Глинка, М.-Л., 1950; О себе, из кн.: Мысли и думы, «СМ», 1954, No 8 и 11; Мысли и думы [фрагменты к автобиографии], «СМ», 1959, No 8; Речевая интонация, М.-Л., 1965; О русской живописи, Л.-М., 1966.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
АС..

АНДРИКУ

АНИКЕЕВ

АНСЕРМЕ

АНСИМОВ

АНТИПОВ

АНТИФОН

АНФОССИ

АПОФЕОЗ

АПХЕРЦА

АРИЕТТА

АРИОСТИ

АРИСАГА

АРКАНОВ

АРМЕНЯН

АРНОЛЬД

АРСЕНКО

АРТАРИЯ

АРТЕАГА

АРХУЗЕН

АСЛАМАС

АСМАЙЕР

АСТОРГА

АТЕНЕУМ

АТТАССА

АХМЕДОВ

АХМЕТОВ

АЧАРПАН

АШХАБАД

БАБЛОЕВ

БАГИРОВ

БАДИНГС

БАДИРОВ

БАЙОРАС

БАКАЛОВ

БАКФАРК

БАКХАУЗ

БАЛАБАН

БАЛАМАН

БАЛАШОВ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>