АССОЦИАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ - творч. и муз.-обществ. организация. Возникла в 1924 в Москве (с 1926 филиал в Ленинграде) как отделение Междунар. общества совр. музыки. В задачи А. с. м. входила пропаганда творчества совр. советский композиторов и ознакомление с новыми произв. зарубежной музыки. А. с. м. организовывала концерты, издавала журн. «Современная музыка» (М., 1924-29, выходил нерегулярно). В состав А. с. м. входили мн. крупные советский композиторы и муз. деятели, в т. ч. А. Н. Александров, Б. В. Асафьев, В. М. Беляев, В. В. Держановский, Н. Я. Мясковский, С. Е. Фейнберг, Ю. А. Шапорин, М. О. Штейнберг, В. В. Щербачёв, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Половинкин, Г. Н. Попов, Д. Д. Шостакович и др. В творч. отношении А. с. м. не представляла единой школы или направления, в ней совмещались разные стилистич. тенденции, иногда резко противоположные. Некоторые из руководящих деятелей А. с. м. (Л. Л. Сабанеев, Н. А. Рославец), демагогически используя лозунги новизны и «современности», выступали с проповедью формальных конструктивистских взглядов и требованиями решительного разрыва с классич. традициями. Эти выступления часто рассматривались как программа действия А. с. м. и с ними связывался термин «современничество», равнозначный по смыслу определениям «модернизм» и «формализм». В 1926 из Ленингр. А. с. м. выделилась группа членов, организовавших самостоят. объединение «Кружок новой музыки», возглавленный Б. В. Асафьевым. Мотивом их отделения послужило несогласие с установкой A. с. м. на «самое широкое ознакомление с новейшими муз. произв. авторов всех направлений как СССР, так и иностранных». В противоположность этой широкой и эстетически нейтральной программе «Кружок новой музыки» считал необходимым пропагандировать только образцы «левых» течений совр. музыки, отличающиеся новизной формально-технологич. признаков. К началу 30-х гг. А. с. м. как замкнутая форма объединения части сов. композиторов изжила себя. Мн. видные деятели сов. музыки продолжали оставаться за её пределами. Идейный индиферентизм, аполитичность, свойственные А. с. м., не удовлетворяли и большинство её членов. Уже в 1924 в статьях Б. В. Асафьева «Кризис личного творчества» и «Композиторы, поспешите!» («Современная музыка», NoNo 4 и 6) прозвучал решительный призыв к сближению с жизнью. В 1931 группа композиторов во главе с Н. Я. Мясковским, B. Я. Шебалиным и Д. Б. Кабалевским заявила о выходе из А. с. м. Вскоре после этого А. с. м. перестала существовать.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
АС..

ВЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА

ДОНЕЦКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

КИЕВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

КРУЖОК ДРУЗЕЙ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ

ОДЕССКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ПЕРМСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>