АУЭР Леопольд Семёнович [7 VI 1845, Веспрем, Венгрия - 15 VII 1930, Лошвиц, близ Дрездена] - скрипач, педагог и дирижёр. Род. в евр. рабочей семье. Игре на скрипке обучался с 8 лет в Пеште у Р. Коне, в 1857-58 - в Вене у Я. Донта и Й. Хельмесбергера, в 1861-63 - в Ганновере у Й. Иоахима. В 1863-66 был концертмейстером симф. оркестра в Дюссельдорфе, в 1866-67 - в Гамбурге. В 1868 выступал в концертах в Лондоне (вместе с А. Г. Рубинштейном). В 1868-1917 жил в России, все эти годы был профессором Петерб. консерватории (руководил высшим классом скрипичной игры и классами квартета, камерного ансамбля). В 1868-1906 возглавлял струн. квартет Петерб. отделения РМО, в 1883-84, 1887-92, 1894-95 был также дирижёром симф. собраний РМО. В 1872-1908 солист оркестра балета Мариинского театра, в 1873-1917 солист имп. двора. Концертировал как скрипач и дирижёр (в России и за рубежом). С 1918 жил в США. Преподавал в Ин-те муз. искусства в Нью-Йорке и в институте Кёртис в Филадельфии, оказав влияние на развитие совр. американского скрипичного искусства. А. был выдающимся виртуозом. Его игра отличалась лиричностью, тонкостью художеств. отделки, изяществом техники. П. И. Чайковский посв. А. «Меланхолическую серенаду» для скрипки с оркестром, а также клавир скрипичного концерта; А. К. Глазунов и А. С. Аренский - свои скрипичные концерты; С. И. Танеев - «Концертную сюиту». Как дирижёр А. пропагандировал рус. симф. музыку. С педагогич. деятельностью А. связан расцвет рус. дореволюц. скрипичной школы. Опираясь на традиции рус. муз. исполнительства, сочетая их с достижениями мирового искусства, А. расширил творч. и виртуозные возможности скрипки. В основе его педагогики лежало глубокое понимание высокого этич. назначения муз. исполнительства. Игра лучших представителей его школы отличается продуманностью интерпретации, благородством стиля, высокой культурой звука, технич. совершенством. А. применил новую постановку правой руки скрипача (высоко поднятый локоть, глубокий охват пальцами трости смычка при главенствующей роли в звукоизвлечении указательного пальца), к-рая явилась, как отмечает К. Флеш, важнейшим завоеванием совр. скрипичного искусства (в методич. литературе получила назв. «постановка русской школы»). Среди учеников A.: Я. Хейфец, М. Эльман, Е. Цимбалист, М. Б. Полякин, Н. Мильштейн, Ц. Ганзен, М. Пиастро, И. Ахрон, основоположники сов. скрипичной школы - Л. М. Цейтлин, Ю. И. Эйдлин. Класс А. в Петерб. консерватории и его летняя школа-студия в Лондоне были центрами мирового скрипичного искусства, куда стекались скрипачи из мн. стран. У А. учились: К. Парло (Канада), И. Менгес и М. Харрисон (Англия), М. Банг (Норвегия), М. Розен и М. Д. Браун (США), позднее А. Муди (Австралия), С. Душкин (США). А. - автор пьес и транскрипций для скрипки и фп., каденций к концертам В. А. Моцарта (No 4), Л. Бетховена, Й. Брамса, ему принадлежат мн. редакции скрипичных произв., в т. ч. широко распространённая в исполнит. практике ред. концерта Чайковского. Написал школу игры на скрипке («Graded course of violin playing»).
Соч.: My long life in music, N. Y., 1923 (рус. пер. - Среди музыкантов, M., 1927); Violin playing as I teach it, N. Y., 1921, 1960 (рус. пер. - Моя школа игры на скрипке, Л., 1929, 1933); Violin master works and their interpretation, Boston, 1925 (рус. пер. - Интерпретация произведений скрипичной классики; вместе с кн. - Моя школа игры на скрипке, М., 1965).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
АУ..

АДАМ

АДАН

АЙВС

АКТЕ

АКЫН

АЛАР

АЛЕН

АЛЬТ

АМАР

АНДА

АНШИ

АРИЯ

АРМА

АРНО

АРНУ

АРРО

АРТО

АРФА

АУРА

АШУГ

БЁМЕ

БЁРД

БАИФ

БАЙО

БАКС

БАКУ

БАЛФ

БАРД

БАУШ

БАЯН

БЕЙТ

БЕКИ

БЕНШ

БЕРГ

БИВА

БИЗЕ

БЛЕХ

БЛОК

БЛОМ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>