АВРААМОВ Арсений Михайлович [10(22) IV 1886, хутор Малый Несветай, ныне Ростовской обл. - 19 V 1944, Москва] - советский муз. теоретик, фольклорист и композитор. В 1908-11 учился в Муз.-драм. училище Моск. филармонич. общества у И. Н. Протопопова и А. М. Корещенко (теория музыки), пользовался советами С. И. Танеева. С 1910 выступал с лекциями и статьями о музыке (псевд. Ars). В 1917-18 правительственный комиссар искусств Наркомпроса РСФСР, один из организаторов Пролеткульта (возглавлял его муз. и художеств.-этнографич. отделы). В 1918-26 собирал материалы для акустического изучения муз. ладов народов России и Востока. В 1941-43 художеств. руководитель Рус. нар. хора, созданного П. Г. Ярковым. В 1935-41 работал в Нальчике, содействовал развитию муз.-проф. культуры Кабардино-Балкарии, собирал муз. фольклор, написал на его основе ряд произв. («Кабардинские танцы», 1936; увертюра «Аул Батыр», 1940; инстр. пьесы, хоры и др.). А. был оригинальным экспериментатором, отличавшимся новизной науч. видения, порой пародоксальностью мысли, приводившей его к ошибочным выводам. В своих трудах А. стремился к применению в муз. искусстве совр. технич. достижений. Он изобрёл способ графической записи звука на плёнку путём воспроизведения разл. рисованных геометрич. фигур, позднее использованную за рубежом для озвучивания кинофильмов (в 1932-33 зав. лабораторией «рисованного звука» Науч.-исследовательского института кинематографии). А. - один из теоретиков нар. муз. творчества («Народ и художественное творчество», в сб.: «Искусство и народ», П., 1922; «Проблема Востока в музыкальной науке», «Русский современник», 1924, кн. 3, и др.). В ряде работ А. не избежал формального экспериментаторства (попытка построения ультрахроматического 48-тонового звукоряда - т. н. универсальной системы тонов), влияния вульгаризаторских пролеткультовских идей («Симфония гудков» - музыка, воспроизводимая с помощью фабричных и заводских гудков, 1922) и т.п. Лит. соч.: Грядущая музыкальная наука и новая эра в истории музыки, «Музыкальный современник», 1916, кн. 2; «Ультрахроматизм» или «омнитональность» (гл. О Скрябине), там же, 1916, декабрь - январь, кн. 4-5 (имеется оттиск, П., 1916); Jenseits von Temperierung und Tonalität, «Melos», 1920, No 6, 7, 8; «Универсальная система тонов» (U. T. S.), ч. 3. Итоги и перспективы, «ЖИ», 1926, No 12; Синтетическая музыка, «СМ», 1939, No 8, и др. Лит.: Земцовский И., Русская советская музыкальная фольклористика, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 6-7, Л., 1967, с. 224-26. И. М. Ямпольский. |