«БЕККЕР» («Фабрика роялей Я. Беккер») - крупнейшая русская фп. фирма. Основана в 1841 в Петербурге Яковом Давыдовичем Б. (первонач. как небольшая мастерская, изготовлявшая гл. обр. рояли). В 1861 мастерскую унаследовал Франц Б. (брат основателя фирмы). В 1871 она перешла в собственность П. Л. Петерсона и М. А. Битепажа (с 1899 - только Битепажа), сохранивших её прежнее название. Производство было расширено и модернизировано. Рояли фирмы Б. отличались высоким качеством звука (певучесть и сочность тона), пользовались признанием виртуозов; на них играли А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, М. А. Балакирев, К. Шуман, К. Сен-Санс и др. На Всеросс. выставке 1896 инструменты фирмы были удостоены Гос. герба. В 1903 «Фабрика роялей Я. Беккер» была куплена К. К. Шредером, одним из совладельцев известной фп. фирмы. В 1918 ф-ка была национализирована и переименована во 2-ю фп. ф-ку. В 1924 на её основе в Ленинграде создана ф-ка «Красный Октябрь» - самое большое в СССР предприятие по выпуску фп.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БЕККЕР (Becker) Джон Джозеф (22 I 1886, Хендерсон, шт. Кентукки - 21 I 1961, Уилметт, шт. Иллинойс) - американский композитор и дирижёр. Учился композиции у К. Буша в консерватории в Цинциннати (1901-05). Преподавал во мн. колледжах, в т. ч. Сев. Техаса (1906-14), позднее в Чикагском (1949-1950). Был муз. директором университета «Нотр-Дам» в Саут-Бенде (Индиана, 1917-27), рук. Федеральной муз. программы шт. Миннесота (1935-41), одним из редакторов журн. «New Music» (1936-40). Соч. Б. характеризуются широким применением полифонич. изложения, экспрессивностью. Автор работ по теории и истории музыки и статей о Г. Коуэлле, Ч. Айвсе, У. Риггере в разл. журналах.
Соч.: 7 симфоний (1915-53; выделяется 3-я - Symphonia brevis, 1929); 5 концертов для разл. инструментов с орк., в т. ч. Concerto arabesque для фп. (1930); Эйбонго, хореографич. пьеса для ударных (1933); симф. месса для муж. хора (1933), хоры а cappella и с орк.; Звуковые отрывки (Soundpieces, 1935-59) для разных камерно-инстр. ансамблей, в т. ч. для струн. квартета и струн. квинтета (1937), и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БЕККЕР (Becker) Жан (И V 1833, Мангейм - 10 X 1884, там же) - нем. скрипач. Игре на скрипке начал обучаться под руководством отца - Карла Теодора В., позднее занимался у А. Кеттенуса (до 1865) и В. Лахнера. Работал концертмейстером симфонического оркестра в Мангейме. С 1859 выступал как солист в Париже, Лондоне, Петербурге и др., с особенным успехом - с концертами Л. Бетховена и Ф. Мендельсона. Прославился как виртуоз (его наз. «немецким Паганини»). В 1866 жил во Флоренции, где в том же году организовал и возглавил струн. квартет (т. н. Флорентийский квартет), завоевавший европ. известность высокой худож. интерпретацией сочинений В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса (существовал до 1880). Этот камерный ансамбль выступал не только в крупных культурных центрах, он способствовал широкой популяризации квартетной музыки среди населения небольших провинц. городов. Последние годы жизни Б. жил в Мангейме, играл в фп. квартете с дочерью-пианисткой и сыновьями - скрипачом Хансом Б. [(1860-1917) ученик О. Зингера, преподавал в Лейпцигской консерватории] и виолончелистом Хуго Беккером. Б. - автор конц. пьес, танцев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БЕККЕР (Becker) Хуго (13 II 1864, Страсбург - 30 VII 1941, Гейзельгаштейг, близ Мюнхена) - нем. виолончелист и педагог. Учился у своего отца, скрипача Ж. Беккера, затем у Ф. Грюцмахера, А. Пиатти и Ж. Десверта. Конц. деятельность начал с 1880, выступал с оркестром Мангеймского нац. театра. В 1884-1886 солист оркестра оперы во Франкфурте-на-Майне; в 1890-96 чл. квартета X. Хермана (т. н. Франкфуртский квартет). С 1901 солист концертов «Понедельники» в Лондоне. С особым успехом исполнял произв. А. Дворжака и М. Регера (посв. Б. сонату для виолончели). Преподавал в консерватории во Франкфурте-на-Майне (1909-29) и в Высшей школе музыки в Берлине. Концертировал в Лондоне, где выступал в трио с Ф. Бузони и Э. Изаи; был участником трио с Э. Донаньи и А. Марто, позднее с К. Фридбергом и К. Флешем. Гастролировал в качестве солиста во мн. странах (в России впервые в 1891). Сочетание мужественности, строгости и благородства интерпретации с технич. завершённостью игры является характерной чертой исполнит. стиля Б. Среди учеников Б. - Э. Майнарди, Й. Хегар, Р. Мецмахер. В педагогич. практике Б. основывался на физиологич. методе Ф. Штейнхаузена, стремился к естественности игровых движений. Б. принадлежит труд «Техника и эстетика виолончельной игры» («Mechanik und Aesthetik des Violoncellspiels», совм. с Д. Ринаром, W., 1929, 1971) и др. педагогич. сочинения, а также ряд произв. для виолончели, в т. ч. концерт с оркестром A-dur (1898) и переложения пьес Ф. Шуберта, Р. Шумана и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БЕККЕР (Bekker) Пауль (11 IX 1882, Берлин - 7 III 1937, Нью-Йорк) - нем. муз. критик, исследователь и публицист. Учился у Ф. Рефельда (скр.), Б. Хорвица (муз. теория) и А. Зормана (фп.). Был скрипачом Берлинского филармонич. оркестра, позже дирижировал оркестрами в Ашаффенбурге и Гёрлице. В 1906-25 выступал в качестве муз. критика. В 1925 - директор гос. театров в Касселе, в 1927-33 - в Висбадене. Убеждённый и последовательный защитник совр. музыки, в своих полемич. статьях и рецензиях отстаивал и пропагандировал творчество Г. Малера, Ф. Шрекера, молодого Э. Кшенека и А. Шёнберга. Автор работ о Л. Бетховене, Р. Вагнере и исследований о симфониях Г. Малера. Для Б. характерно внимание к философско-социологич. проблемам совр. муз. искусства. После прихода к власти нем. фашистов был вынужден покинуть Германию. Жил сначала в Париже, с 1934 - в США, сотрудничал в нью-йоркских газетах в качестве муз. критика.
Соч.: Oskar Fried, В., 1907; Jacques Offenbach, В., 1909; Das Musikdrama der Gegenwart, Stuttg., 1909; Beethoven, B.-Lpz., 1911 (рус. пер. - М., 1913-15); Das deutsche Musikleben…, В., 1916; Die Sinfonie von Beethoven bis Mahler, В., 1918 (в рус. пер. - Симфония от Бетховена до Малера, Л., 1926); Кunst und Revolution, Frankf./M., 1919; Franz Schreker, В., 1919; Die Weltgeltung der deutschen Musik, В., 1920; Gustav Mahlers Sinfonien, В., 1921; Кritische Zeitbilder, В., 1921; Deutsche Musik der Gegenwart, в сб.: Deutsches Leben der Gegenwart, В., 1922; Schumann R., Gesammelte Schriften. In Auswahl, hrsg. und eingeleitet von P. Bekker, В., 1922; Кlang und Eros. Gesammelte Schriften, Bd 2, В., 1922; Neue Musik, Stuttg.-В., 1923; R. Wagner. Das Leben im Werke, Stuttg.-В., 1924; Von den Naturreichen des Кlanges. Grundriss einer Phänomenologie der Musik, Stuttg.-В., 1924; Musikgeschichte als Geschichte der musikalischen Formwandlungen, B.-Lpz., 1926; Materiale Grundlagen der Musik, W., 1926; Organische und mechanische Musik, Stuttg., 1927; Das Operntheater, Lpz., 1931; Briefe an zeitgenössische Musiker, В., 1932; Wandlungen der Oper, Z.-Lpz., 1934; The story of the orchestra, N. Y., 1936, N. Y., 1963. О. Т. Леонтьева.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БЕККЕР Фёдор Фёдорович [27 III (8 IV) 1851, Петербург - 11(24) VII 1901, там же] - рус. хор. дирижёр и певец. С 1869 хорист, позднее солист (выступал в небольших партиях) Мариинского театра. В 1880 окончил Петерб. консерваторию по классу пения И. А. Мельникова. С 1892 пом. режиссёра оперной труппы Мариинского театра. С 1887 устраивал духовные концерты. В 1890 организовал совм. с Мельниковым в Петербурге Бесплатные классы хор. пения. С того же года преподаватель музыки и церк. пения в Александровском кадетском корпусе.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
БЕ..

БАРБАЯ

БАРБЕР

БАРБЬЕ

БАРВИК

БАРДОШ

БАРМАС

БАРТОК

БАРЦАЛ

БАРШАЙ

БАРЫНЯ

БАСКИН

БАСНЕР

БАСОЛЯ

БАТОРИ

БАТУЕВ

БАФАТИ

БАШМЕТ

БЕЙКЕР

БЕЙНУМ

БЕЛЯЕВ

БЕМОЛЬ

БЕНДЛЬ

БЕННЕТ

БЕНТОЮ

БЕНШУА

БЕРГЕР

БЕРЕНС

БЕРКЛИ

БЕРКОВ

БЕРЛИН

БЕРМАН

БЕРНЕС

БЕРТОН

БЕРТЬЕ

БЕТИНГ

БИАЛАС

БИАНКИ

БИЕНИЯ

БИЛЬЗЕ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>