«БЕККЕР» («Фабрика роялей Я. Беккер») - крупнейшая русская фп. фирма. Основана в 1841 в Петербурге Яковом Давыдовичем Б. (первонач. как небольшая мастерская, изготовлявшая гл. обр. рояли). В 1861 мастерскую унаследовал Франц Б. (брат основателя фирмы). В 1871 она перешла в собственность П. Л. Петерсона и М. А. Битепажа (с 1899 - только Битепажа), сохранивших её прежнее название. Производство было расширено и модернизировано. Рояли фирмы Б. отличались высоким качеством звука (певучесть и сочность тона), пользовались признанием виртуозов; на них играли А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, М. А. Балакирев, К. Шуман, К. Сен-Санс и др. На Всеросс. выставке 1896 инструменты фирмы были удостоены Гос. герба. В 1903 «Фабрика роялей Я. Беккер» была куплена К. К. Шредером, одним из совладельцев известной фп. фирмы. В 1918 ф-ка была национализирована и переименована во 2-ю фп. ф-ку. В 1924 на её основе в Ленинграде создана ф-ка «Красный Октябрь» - самое большое в СССР предприятие по выпуску фп.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БЕККЕР (Becker) Джон Джозеф (22 I 1886, Хендерсон, шт. Кентукки - 21 I 1961, Уилметт, шт. Иллинойс) - американский композитор и дирижёр. Учился композиции у К. Буша в консерватории в Цинциннати (1901-05). Преподавал во мн. колледжах, в т. ч. Сев. Техаса (1906-14), позднее в Чикагском (1949-1950). Был муз. директором университета «Нотр-Дам» в Саут-Бенде (Индиана, 1917-27), рук. Федеральной муз. программы шт. Миннесота (1935-41), одним из редакторов журн. «New Music» (1936-40). Соч. Б. характеризуются широким применением полифонич. изложения, экспрессивностью. Автор работ по теории и истории музыки и статей о Г. Коуэлле, Ч. Айвсе, У. Риггере в разл. журналах.
Соч.: 7 симфоний (1915-53; выделяется 3-я - Symphonia brevis, 1929); 5 концертов для разл. инструментов с орк., в т. ч. Concerto arabesque для фп. (1930); Эйбонго, хореографич. пьеса для ударных (1933); симф. месса для муж. хора (1933), хоры а cappella и с орк.; Звуковые отрывки (Soundpieces, 1935-59) для разных камерно-инстр. ансамблей, в т. ч. для струн. квартета и струн. квинтета (1937), и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БЕККЕР (Becker) Жан (И V 1833, Мангейм - 10 X 1884, там же) - нем. скрипач. Игре на скрипке начал обучаться под руководством отца - Карла Теодора В., позднее занимался у А. Кеттенуса (до 1865) и В. Лахнера. Работал концертмейстером симфонического оркестра в Мангейме. С 1859 выступал как солист в Париже, Лондоне, Петербурге и др., с особенным успехом - с концертами Л. Бетховена и Ф. Мендельсона. Прославился как виртуоз (его наз. «немецким Паганини»). В 1866 жил во Флоренции, где в том же году организовал и возглавил струн. квартет (т. н. Флорентийский квартет), завоевавший европ. известность высокой худож. интерпретацией сочинений В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса (существовал до 1880). Этот камерный ансамбль выступал не только в крупных культурных центрах, он способствовал широкой популяризации квартетной музыки среди населения небольших провинц. городов. Последние годы жизни Б. жил в Мангейме, играл в фп. квартете с дочерью-пианисткой и сыновьями - скрипачом Хансом Б. [(1860-1917) ученик О. Зингера, преподавал в Лейпцигской консерватории] и виолончелистом Хуго Беккером. Б. - автор конц. пьес, танцев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БЕККЕР (Becker) Хуго (13 II 1864, Страсбург - 30 VII 1941, Гейзельгаштейг, близ Мюнхена) - нем. виолончелист и педагог. Учился у своего отца, скрипача Ж. Беккера, затем у Ф. Грюцмахера, А. Пиатти и Ж. Десверта. Конц. деятельность начал с 1880, выступал с оркестром Мангеймского нац. театра. В 1884-1886 солист оркестра оперы во Франкфурте-на-Майне; в 1890-96 чл. квартета X. Хермана (т. н. Франкфуртский квартет). С 1901 солист концертов «Понедельники» в Лондоне. С особым успехом исполнял произв. А. Дворжака и М. Регера (посв. Б. сонату для виолончели). Преподавал в консерватории во Франкфурте-на-Майне (1909-29) и в Высшей школе музыки в Берлине. Концертировал в Лондоне, где выступал в трио с Ф. Бузони и Э. Изаи; был участником трио с Э. Донаньи и А. Марто, позднее с К. Фридбергом и К. Флешем. Гастролировал в качестве солиста во мн. странах (в России впервые в 1891). Сочетание мужественности, строгости и благородства интерпретации с технич. завершённостью игры является характерной чертой исполнит. стиля Б. Среди учеников Б. - Э. Майнарди, Й. Хегар, Р. Мецмахер. В педагогич. практике Б. основывался на физиологич. методе Ф. Штейнхаузена, стремился к естественности игровых движений. Б. принадлежит труд «Техника и эстетика виолончельной игры» («Mechanik und Aesthetik des Violoncellspiels», совм. с Д. Ринаром, W., 1929, 1971) и др. педагогич. сочинения, а также ряд произв. для виолончели, в т. ч. концерт с оркестром A-dur (1898) и переложения пьес Ф. Шуберта, Р. Шумана и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БЕККЕР (Bekker) Пауль (11 IX 1882, Берлин - 7 III 1937, Нью-Йорк) - нем. муз. критик, исследователь и публицист. Учился у Ф. Рефельда (скр.), Б. Хорвица (муз. теория) и А. Зормана (фп.). Был скрипачом Берлинского филармонич. оркестра, позже дирижировал оркестрами в Ашаффенбурге и Гёрлице. В 1906-25 выступал в качестве муз. критика. В 1925 - директор гос. театров в Касселе, в 1927-33 - в Висбадене. Убеждённый и последовательный защитник совр. музыки, в своих полемич. статьях и рецензиях отстаивал и пропагандировал творчество Г. Малера, Ф. Шрекера, молодого Э. Кшенека и А. Шёнберга. Автор работ о Л. Бетховене, Р. Вагнере и исследований о симфониях Г. Малера. Для Б. характерно внимание к философско-социологич. проблемам совр. муз. искусства. После прихода к власти нем. фашистов был вынужден покинуть Германию. Жил сначала в Париже, с 1934 - в США, сотрудничал в нью-йоркских газетах в качестве муз. критика.
Соч.: Oskar Fried, В., 1907; Jacques Offenbach, В., 1909; Das Musikdrama der Gegenwart, Stuttg., 1909; Beethoven, B.-Lpz., 1911 (рус. пер. - М., 1913-15); Das deutsche Musikleben…, В., 1916; Die Sinfonie von Beethoven bis Mahler, В., 1918 (в рус. пер. - Симфония от Бетховена до Малера, Л., 1926); Кunst und Revolution, Frankf./M., 1919; Franz Schreker, В., 1919; Die Weltgeltung der deutschen Musik, В., 1920; Gustav Mahlers Sinfonien, В., 1921; Кritische Zeitbilder, В., 1921; Deutsche Musik der Gegenwart, в сб.: Deutsches Leben der Gegenwart, В., 1922; Schumann R., Gesammelte Schriften. In Auswahl, hrsg. und eingeleitet von P. Bekker, В., 1922; Кlang und Eros. Gesammelte Schriften, Bd 2, В., 1922; Neue Musik, Stuttg.-В., 1923; R. Wagner. Das Leben im Werke, Stuttg.-В., 1924; Von den Naturreichen des Кlanges. Grundriss einer Phänomenologie der Musik, Stuttg.-В., 1924; Musikgeschichte als Geschichte der musikalischen Formwandlungen, B.-Lpz., 1926; Materiale Grundlagen der Musik, W., 1926; Organische und mechanische Musik, Stuttg., 1927; Das Operntheater, Lpz., 1931; Briefe an zeitgenössische Musiker, В., 1932; Wandlungen der Oper, Z.-Lpz., 1934; The story of the orchestra, N. Y., 1936, N. Y., 1963. О. Т. Леонтьева.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БЕККЕР Фёдор Фёдорович [27 III (8 IV) 1851, Петербург - 11(24) VII 1901, там же] - рус. хор. дирижёр и певец. С 1869 хорист, позднее солист (выступал в небольших партиях) Мариинского театра. В 1880 окончил Петерб. консерваторию по классу пения И. А. Мельникова. С 1892 пом. режиссёра оперной труппы Мариинского театра. С 1887 устраивал духовные концерты. В 1890 организовал совм. с Мельниковым в Петербурге Бесплатные классы хор. пения. С того же года преподаватель музыки и церк. пения в Александровском кадетском корпусе.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия