БЕНДА (Benda) Йиржи (Георг) Антонин (30 VI 1722, Старе-Бенатки - 6 XI 1795, Кёстриц) - чеш. композитор, скрипач, дирижёр. Муз. подготовку получил в гимназиях в Космоноси (1735), Йичине (1739-42). В 1742-49 скрипач придв. капеллы в Берлине. С 1750 работал в Готе, где в 1770-78 был придв. капельмейстером. Выступал с исполнением своих сочинений в Гамбурге, Вене, Париже, Берлине. Последние годы жизни провёл в Роннебурге и Кёстрице. Творчество Б. было одним из характерных проявлений движения «Бури и натиска» в музыке. Наибольшее значение имеют его муз.-сценич. произв. Следуя взглядам франц. просветителей, Б. стремился к яркой драматич. выразительности музыки и правдивости вок. декламации. Особенно высокое признание получили его мелодрамы («Ариадна на Наксосе» - «Ariadne auf Naxos», 1774; «Медея», 1775, и др.). Этот жанр Б. обогатил достижениями реформаторских опер К. В. Глюка и нового инстр. стиля мангеймской школы, придав ему крупные симф. масштабы, силу и разнообразие драматич. экспрессии. Новаторские тенденции проявляются и в зингшпилях Б. Нек-рые из них (напр., «Леса», 1776) приближаются по характеру к сентиментальной бурж. драме. Музыка Б. отличается резкими динамич. контрастами, красочной инструментовкой, рельефными характеристиками сценич. образов.
Соч.: мелодрамы - Пигмалион (1779), Альманзор и Надина (1779); зингшпили «Деревенская ярмарка» (Der Dorfjahemarkt, 1775), Леса (Wälder, 1776), Ромео и Джульетта (1776), «Дровосек, или Три желания» (Der Holzhauer, oder Die drei Wünscher, 1778), Татарский закон (Das tatarische Gesetz, 1786, пост. 1787); кантаты - Жалобы Аминты (Amynt's Кlagen, 1774), Цефал и Аврора (1775), Жалобы Бенды (Benda's Кlagen, 1792); симфонии, концерты, сонаты; церк. музыка (кантаты, мессы, магнификаты и др.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БЕНДА (Benda) Франтишек (Франц) (22 XI 1709, Старе-Бенатки - 7 III 1786, Потсдам) - чеш. скрипач и композитор. Брат Й. Бенды. Пел в церк. хоре мальчиков в Праге (с 1718), а также выступал как солист в оперных спектаклях (1723). Гастролируя (с 1726) в разных городах Зап. Европы (Вена, Вроцлав, Варшава, Дрезден), приобрёл известность в качестве концертирующего скрипача. С 1733 придв. скрипач в Нёй-Руппинсберге, с 1740 - в Берлине при дворе Фридриха II. В 1771-86 концертмейстер Корол. оркестра. В игре Б. виртуозность сочеталась с выразительной напевностью, задушевностью исполнения. Композиторское творчество Б. развивалось вначале под влиянием А. Вивальди, Дж. Тартини, затем Ф. Э. Баха и Й. Г. Грауна. Вместе с тем Б. вносил в свою музыку элементы чеш. мелодики и ритмики. Б. был одним из композиторов сер. 18 в., в творчестве которых наметились элементы классич. муз. стиля. Галантное изящество и непринуждённость сочетаются в его музыке с чертами сентиментализма. Современники особенно ценили певучие медленные части его инстр. сочинений. Среди произведений Б. наиболее значительны скрипич. сонаты. Б. - автор симфонии, 9 скр. концертов, концерта для чембало, 6 сонат для скр. с генерал-басом, 6 трио для 2 скр. с генерал-басом, 3 трио-сонат для клавесина с флейтой или скр., ок. 120 сольных произв. (в т.ч. сонат) для скр., сонаты для флейты и клавесина и др. Лит. соч.: Autobiographie, «Hillers Wöchentliche Nachrichten», 1766-67 (рус. пер. - Автобиография Франциска Бенды, «Музыкальный и театральный вестник», 1856, No 41, 42, 44); Tonkünstler-Lexicon Berlins…, В., 1860-61.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
БЕ..

БАРАН

БАРБИ

БАРБО

БАРДИ

БАРЕР

БАРТА

БАТОВ

БАТОН

БАТЮК

БАУЭР

БАХШИ

БАШИР

БАЯТИ

БЕЖАР

БЕЙЛЬ

БЕЙСИ

БЕКАР

БЕЛЛА

БЕЛЫЙ

БЕНУА

БЕРИО

БЕРСА

БЕССИ

БЗУЛЬ

БИБЕР

БИБИК

БИЕШУ

БИЛАШ

БИРЕТ

БИТЛЗ

БИТОВ

БИЧЕМ

БЛИМА

БЛИСС

БЛОКС

БЛУМЕ

БОДРИ

БОЗИО

БОЙКО

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>