БЕНУА (Benoit) Петер Леопольд Леонард (17 VIII 1834, Харелбеке, Зап. Фландрия - 8 III 1901, Антверпен) - бельгийский композитор, историк музыки и муз. деятель. Чл. Бельг. академии (с 1882). В 1855 окончил Брюссельскую консерваторию по классу композиции Ф. Ж. Фетиса. В 1858-59 посетил Германию, Францию. Работал дирижёром Фламандского театра в Брюсселе и театра «Пти Паризьен» в Париже. Б. - глава фламандского направления в бельг. музыке (т.н. антверпенской школы, см. Бельгийская музыка), опиравшегося в творч. практике на нац. фламандский фольклор и тяготевшего к нем. музыке. В 1867 основал фламандскую муз. школу в Антверпене (в 1898 преобразована в Корол. фламандскую консерваторию), в 1867-1901 её директор; провёл реформу муз. образования. Как композитор Б. работал в разл. жанрах. Наибольшее значение имеет его ораториально-кантатная музыка. Глубокое, мощное чувство, эмоциональный порыв и вместе с тем простота выразительных средств нашли воплощение в его ораториях «Люцифер», «Шельда» и в особенности в кантате «Рубенс», предназначенной к исполнению на «открытом воздухе». Музыкант-просветитель, Б. стремился создавать музыку, доступную широкому слушателю. Б. - автор книг по истории бельг. музыки и статей о совр. ему муз. жизни Бельгии. В 1901 в Антверпене осн. фонд имени Б.
Соч.: оперы (даты пост.) - Деревня в горах («Het dorp in't gebergte», 1856), Иза (1867), Усмирение Гента («De pacificatie van Ghent», 1876); для голосов хора и симф. орк. - Реквием (1863), оратории - Люцифер (1866), Шельда (1868), Война (De Oorlog, 1873) и др., кантаты - Убиение Авеля (Le Meurtre d'Abel, Рим. пр. 1856), Рубенс (1877), Хукбальд (1880, в честь фламандского ср.-век. муз. теоретика); с орк. - симф. поэмы - для фп. (1864), для флейты (1866); для фп. - Саги и баллады (1861); вок. соч. - квадрилогия, месса и др. церк. произв., хоры, песни (на франц. и флам. тексты); музыка к спектаклям драматич. театров. Лит. соч.: De vlaamsche muziekschool van Antwerpen, Antw., 1873; Verhandeling over de nationale toonkonde, v. 1-2, Antw., 1875-77; De oorsprong van het cosmopolitisme in de muziek, Anw., 1876; Geschriften, Antw., 1942.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БЕНУА Александр Николаевич [21 IV (3 V) 1870, Петербург - 9 II 1960, Париж] - рус. живописец, график, театр. художник, историк искусств, художеств. и муз. критик, режиссёр. Род. в семье арх. Н. Л. Бенуа. В 1894 окончил юридич. ф-т Петерб. университета. С детских лет увлекался музыкой, оказавшей глубокое влияние на его искусство живописца, был хорошим пианистом. В 1900 выступил впервые как театр. художник (опера «Месть амура» А. С. Танеева, Эрмитажный театр, Петербург). Автор сценария балета «Павильон Армиды» Черепнина (1907) и либр. балета «Петрушка» (1911). С 1908 работал для антрепризы С. П. Дягилева в Париже (создал декорации к спектаклям: «Борис Годунов», 1908; «Петрушка», 1911, и «Соловей», 1914, Стравинского). С 1918 зав. картинной галереей Эрмитажа. С 1919 чл. директории Академич. театра оперы и балета в Петрограде (быв. Мариинский театр), его постоянный художник. Как режиссёр пост. здесь оперу «Пиковая дама» (1921). С 1926 жил и работал в Париже. Среди работ Б. этого периода - декорации к спектаклям «Золотой петушок» (1927, театр «Гранд-Опера», Париж), «Евгений Онегин» (1938, театр «Ла Скала», Милан) и др. Идеолог и один из осн. организаторов и теоретиков творч. объединения художников «Мир искусства», Б. был тонким ценителем музыки, знатоком театр. дела. Выступал также как муз. критик в журн. «Мир искусства» (1899-1900), «Московский еженедельник» (1908-10), «Музыка» (1911), в газ. «Слово» (1907-08), «Речь» (1911-17). Большую часть статей посвящал совр. ему оперному и балетному театру. В центре его муз. интересов творчество М. И. Глинки, композиторов «Могучей кучки» (особенно М. П. Мусоргского), отчасти Р. Вагнера. Его любимый композитор - П. И. Чайковский. Как муз. критик отстаивал традиции реализма, резко осуждал руководство имп. театров, прежде всего Мариинского театра, остро полемизировал по вопросам репертуара, высмеивал безвкусицу казённых постановок, псевдоисторичность и стилизацию театрально-живописного оформления. Вместе с тем он выступал против самодовлеющего значения театр. живописи, пренебрежения др. компонентами муз. спектакля. Б. высоко оценил новаторскую деятельность Театра музыкальной драмы, хотя во многом критически относился к его дирижёру и муз. руководителю М. А. Бихтеру. В ярких статьях, посв. т.н. «Русским сезонам за границей» Дягилева (1907, 1908, 1911), проходившим в Париже, Б. подчёркивал мировое значение русской музыки и музыкального театра.
Соч.: Жизнь художника. Воспоминания, т. 1-3, Нью-Йорк, 1955; Memoirs, v. 1-2, L., 1960-64; Александр Бенуа размышляет, [Статьи и письма. 1917-1960 гг.], М., 1968.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
БЕ..

БАРБИ

БАРБО

БАРДИ

БАРЕР

БАРТА

БАТОВ

БАТОН

БАТЮК

БАУЭР

БАХШИ

БАШИР

БАЯТИ

БЕЖАР

БЕЙЛЬ

БЕЙСИ

БЕКАР

БЕЛЛА

БЕЛЫЙ

БЕНДА

БЕРИО

БЕРСА

БЕССИ

БЗУЛЬ

БИБЕР

БИБИК

БИЕШУ

БИЛАШ

БИРЕТ

БИТЛЗ

БИТОВ

БИЧЕМ

БЛИМА

БЛИСС

БЛОКС

БЛУМЕ

БОДРИ

БОЗИО

БОЙКО

БОЙТО

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>