БЁРД (Byrd, Byrde, Bird) Уильям (1543 или 1544, Линкольншир - 4 VII 1623, Стондон-Масси, Эссекс) - английский композитор, органист и нотоиздатель. Музыке обучался, возможно, у Т. Таллиса. С 1563 работал церк. органистом в Линкольншире. С 1570 чл. Корол. капеллы, с 1572 придв. органист. В 1575 получил совм. с Таллисом привилегию на монопольное издание и продажу в Лондоне нот. После его смерти (1585)- владелец нотоиздательства. До 1593 жил в Лондоне, затем - в Стондон-Масси. Опубликовал ряд сб. многогол. культовых сочинений и произв. англ. мадригалистов и вёрджинелистов (см. Вёрджинел). Б. - крупнейший мастер вёрджинельной музыки и мадригала. В его произв., отличающихся простотой и мужественностью стиля, сочностью письма, отразились особенности искусства англ. Возрождения - эпохи К. Марло и У. Шекспира. Вёрджинельная музыка Б., охватывающая разл. жанры (фантазия, вариации, хоральная фигурация, англ. нар. песня и танец), интонационно связана с нац. муз. фольклором (мн. пьесы для вёрджинела опубликованы в сборниках «My Ladye Nevelles booke», 1591, «Parthenia», 1611, и др. прижизненных изд.). Искусный полифонист, Б. художественно переосмыслил в произв. для вёрджинела приёмы вок. контрапунктич. письма. Наиболее самобытен Б. в небольших пьесах песенного склада, нередко проникнутых лирич., пасторальными настроениями. Во мн. из них запечатлены жанровые сцены - это и остроумные вариации на тему популярной охотничьей песни «Уолсингэм», и обр. популярной песни елизаветинских времён «О, госпожа моя» («О Mistresse Myne»; упоминается У. Шекспиром в комедии «Двенадцатая ночь»), и воспроизведение посвиста извозчика. Б. писал и произв. программно-изобразит. характера (батальный цикл «Битва»). Камерной музыке Б. для ансамбля виол, при сложности и изысканности полифонич. фактуры, присущи лирич. теплота и интимная выразительность. Выделяются его фантазии, паваны и гадьярды для виолы. Б. сыграл видную роль в развитии инстр. музыки, в выработке нового муз. языка, новых инстр. форм, в частности вариаций. Он является также родоначальником англ. мадригала. С творчеством Б. связано увлечение этим новым для Англии жанром светской вок. музыки, который получил дальнейшее развитие в работах его ученика Т. Морли). Своя эстетич. взгляды Б. изложил в предисловии к сб. «Псалмы, сонеты и песни грусти и печали» («Psalmes, Sonets and Songs of Sadnes and Pietie», 1588), в котором высказал пожелание, чтобы его музыка «счастливо неcла хоть немного нежности, отдохновения и развлечения». Б. отдал значит. дань и культовой католич. музыке (мессы, градуалы и др.). Мн. сочинения изданы при жизни Б., но мн. остались в рукописи.
Соч.: камерно-инстр. - музыка для разл. составов виол (в т.ч. 15, фантазий, паваны и гальярды), ок. 140 пьес для вёрджинела, пьесы для лютни, вок. соч. - ок. 70 мадригалов для 3-6 голосов, св. 30 песен для 1, 2 и 3 голосов с инстр. сопровождением (б. ч. опубликованы в сб. Псалмы, сонеты и песни грусти и печали, 1588, 1611), Песни разного рода (Songs of sundrie natures, 1589), культовые (католич.) произв. - 3 мессы, 2 сб. мотетов ( 1589, 1591), 2 сб. градуалов (1605, 1607) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БЕРД (Baird) Тадеуш (р. 26 VII 1928, Гродзиск-Мазовецки) - польский композитор. Учился композиции у Б. Войтовича и К. Сикорского, игре на фп. - у Витуского; композицию изучал под руководством П. Рытеля и П. Перковского в консерватории (1947-51), музыкознание - у З. Лиссы в университете в Варшаве (1948-50). В 1949 основал совм. с К. Сероцким и Я. Кренцем творч. содружество «Группа-49», ставившее целью внедрение и разработку новых приёмов муз. письма. Б. - один из видных представителей польск. авангардизма. В ранних сочинениях (симфонии, концерты и др.) Б. близок к неоклассицизму. Позднее (ок. 1950) проявляет тенденцию к архаизации муз. языка. С 1956 переходит к свободной серийной технике, стремясь сочетать её с мелодич. разнообразием и лирич. выразительностью. В произв. 1960-х гг., отличающихся изысканностью орк. письма, близок к сонористич. течению. Гос. пр. ПНР (1951, 1964).
Соч.: опера Завтра (Jutro, Варшава, фестиваль Варшавская осень, 1966), для орк. - 2 симфонии (1950, 1952), симфониетта (1949), концерт (1953), Кассация (Cassazione per orchestra, 1956), Увертюра в старинном стиле (Uwertura w dawnym stylu, 1950); для камерного opк. - Кола Брюньон (сюита для струн. орк. и флейты, 1952), Вариации без темы (Wariacje bez tematu, 1913), 4 диалога для гобоя и камерного орк. (1964), каприччо для орк. 30 солистов (1967); для голоса с орк. - Избранное (Egzorta, для чтеца, хора и симф. орк., на др.-евр. тексты, 1960), Эротики (Erotica, 6 пьес, 1961), песни для меццо-сопрано и симф. орк. (1967), камерн. соч. - струн. квартет (1957) и др., Песни труверов (для альта, 2 флейт и влч., 1963), песни на сл. А. Мицкевича, Я. Чеховича и др.; музыка для театра, кино и радио. Лит.. Zielinski T. A., Zbirski A., Tadeusz Baird, Кr., 1966, 20 lat kultury muzycznej Polski Ludowej. Praca sbirowa, red. Е. Dziebowska, Кr., 1967. З. Лисса.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
БЁ..

АКТЕ

АКЫН

АЛАР

АЛЕН

АЛЬТ

АМАР

АНДА

АНШИ

АРИЯ

АРМА

АРНО

АРНУ

АРРО

АРТО

АРФА

АУРА

АУЭР

АШУГ

БЁМЕ

БАИФ

БАЙО

БАКС

БАКУ

БАЛФ

БАРД

БАУШ

БАЯН

БЕЙТ

БЕКИ

БЕНШ

БЕРГ

БИВА

БИЗЕ

БЛЕХ

БЛОК

БЛОМ

БЛОХ

БЛУЛ

БЛЮЗ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>