БИЗЕ (Bizet) Жорж (Александр Сезар Леопольд, при крещении назван Жоржем) (25 X 1838, Париж - 3 VI 1875, Буживаль, близ Парижа) - французский композитор. Отец - преподаватель пения, мать - пианистка (была первой учительницей музыки сына). 10 лет Б. поступил в Парижскую консерваторию, где занимался у А. Ф. Мармонтеля (фп.), Ф. Бенуа (орган), П. Циммермана, а также Ш. Гуно (контрапункт и фуга), Ж. Ф. Э. Галеви (сочинение). Будучи одарённым пианистом (его высоко ценили Ф. Лист, Г. Берлиоз), Б. отказался от карьеры концертирующего виртуоза и целиком отдался творчеству. Уже в симфонии С-dur (1855, написана за 17 дней) проявился индивид. стиль Б. - ясность и живость выражения, архитектонич. стройность, светлый, солнечный колорит. В год окончания консерватории (1857) Б. одновременно работал над одноактной опереттой «Доктор Миракль» (премия на конкурсе, объявленном Ж. Оффенбахом) и кантатой на сюжет из эпохи Меровингов «Кловис и Клотильда» (Рим. пр., 1857). В 1857-60 Б. как лауреат консерватории находился в Италии. Пренебрегая требованиями консерватории, он вместо отчётной кантаты на духовную тематику написал комич. оперу «Дон Прокопио» (1859) на сюжет, близкий «Севильскому цирюльнику» Россини, чем вызвал гнев профессоров консерватории. В 1860 он закончил симф. оду с хорами «Васко да Гама» (по эпич. поэме «Луизиады» Л. Камоэнса). В 1860 Б., творчески обогащённый, возвратился в Париж, надеясь на быстрый успех. Но в условиях Второй империи (1852-70) муз. жизнь Франции была в упадке. Париж наводнила лёгкая, развлекат. музыка, в оперном же театре господствовали пышные спектакли в духе Дж. Мейербера. Чтобы содержать семью, Б. давал частные уроки, писал лёгкую музыку, перекладывал и корректировал сочинения др. авторов. В эти годы у него возникли замыслы мн. опер («Кубок Фульского короля», «Кларисса Гарлоу», «Гризельда» и др.). В 1863 в Париже была впервые поставлена опера Б. - «Искатели жемчуга» («Театр лирик»). Эта опера - дань модным тогда во Франции ориентальным сюжетам (действие происходит на острове Цейлон, среди идеализированных персонажей). Шаблонные драматургич. ситуации не сковали творч. фантазию композитора. Г. Берлиоз в рецензии на премьеру отмечал большие достоинства партитуры. Но успеха опера не имела. Сдержанно была принята и опера «Пертская красавица» (по одноимённому роману В. Скотта, 1867). В 1867 Б. опубликовал статью (единственную за всю жизнь), явившуюся своего рода его художеств. манифестом. В ней он требовал от художника правдивости, бичевал псевдоученость, педантизм. В кон. 60-х гг. Б. заканчивает некоторые ранее начатые сочинения, в т.ч. симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме» (1866-68), фп. пьесы (среди них - «Хроматические концертные вариации», 1868), издаёт сборники песен. 70-е гг. - новый период в творчестве композитора. Дни Парижской Коммуны не прошли для него бесследно. Лозунг, провозглашённый Коммуной, - «Искусство - массам» был близок Б., и в своём дальнейшем творчестве композитор всё более последовательно утверждал демократич. идеалы. В 1872 была пост. опера Б. «Джамиле» (на сюжет поэмы «Намуна» Мюссе). Поэтичная музыка оперы лишена условно «восточных» черт, ложного этнографизма; воспользовавшись некоторыми араб. мелодиями (место действия - Каир), Б. разработал присущие им ритмоинтонационные обороты, а в тонких по рисунку пейзажных и жанровых сценах воссоздал нац. колорит. В музыке главенствуют пастельные краски, композитор нашёл новые приёмы, развитые им в последующих сочинениях. Так, вместо традиц. бравурной выходной арии он написал для героини простую песенку нар. склада («Газель»); в заключит. дуэте Джамиле и Гаруна многогранно показаны разл. оттенки в развитии эмоциональных состояний героев (предвосхищение динамичных диалогич. сцен «Кармен»). Творч. находками богато и следующее произв. Б. - музыка к драме «Арлезианка» Доде (1872, театр «Водевиль», Париж), сюжетные положения которой имеют много общего с драм. перипетиями «Кармен». Спектакль насыщен муз. номерами (их 27, включая небольшие «связки» и куски повторяющихся эпизодов). Музыка несёт одну из важных смысловых нагрузок: раскрывает сущность драмы, обрисовывает атмосферу действия. Типичное для творчества Б. стремление к многосторонности в показе жизненных явлений, к резкому подчёркиванию их контраста и взаимосвязи, столь ярко проявившееся в музыке «Арлезианки», стало основой муз. драматургии «Кармен». Музыка к «Арлезианке» прочно утвердилась на конц. эстраде в виде 2 орк. сюит - 1-я составлена автором (исп. 1872), 2-я - его другом комп. Э. Гиро (1885). Наиболее выдающееся творение Б., вершина оперного реализма во франц. музыке 19 в., - опера «Кармен». Премьера её (1875, театр «Опера комик», Париж) ознаменовалась скандалом: бурж. публика была шокирована содержанием «Кармен», опера признана безнравственной, музыка безобразной. «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров. Автор не дожил до её возобновления: спустя 3 месяца после премьеры Б. внезапно скончался, не успев записать почти полностью разработанную им оперу «Дон Родриго» (по трагедии Г. де Кастро «Юность Сида» о легендарном герое Испании). С кон. 70-х гг. «Кармен» завоёвывает крупнейшие оперные сцены мира. Уже в 1880 П. И. Чайковский утверждал, что «это в полном смысле слова шедевр». Он пророчески предрекал: «Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…». В 1883 «Кармен» вновь была исп. в Париже. Опера шла в ред. Гиро (сделана для пост. в Вене, 1875), который заменил разговорные диалоги речитативами и включил в 4-й акт балетные сцены, использовав музыку из «Арлезианки» и «Пертской красавицы» (в 20 в. некоторые театры, в т.ч. берлинский «Комише опер», 1949, Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 1970, вернулись к первонач. ред. с диалогами). Либр. оперы (написано по новелле П. Мериме «Кармен» А. Мельяком и Л. Галеви при активном участии Б.), сохраняя гл. сюжетные линии новеллы, освобождено от побочных интриг, в нём во многом переосмыслена трактовка осн. образов. Мрачная по краскам драма Мериме приобрела у Б. характер оптимистич. трагедии; он приблизил её эмоциональный строй к современности, утверждая музыкой открытые и смелые чувства. В основу муз. драматургии «Кармен» положены динамичные контрасты (сопоставление разнообразных явлений действительности). Выражению их соответствует т.н. «номерная структура», т. е. чередование архитектонически расчленённых, внутренне завершённых муз. номеров. «Кармен» - первая опера, мастерски передающая драму простых людей; в ней утверждаются их этич. права и достоинство. Ж. Бизе. Страница партитуры из музыки к драме А. Доде «Арлезианка». Автограф Основные даты жизни и деятельности 1838. - 25 X. В Париже в семье учителя пения Адольфа Армана Б. родился сын, зарегистрированный по метрич. записи как Александр Сезар Леопольд. 1840. - 16 III. Крещение в церкви Нотр-Дам-де-Лорет; Б. дано имя Жорж. 1842. - Первые занятия музыкой с матерью Анной Леопольдиной Эмэ (урожд. Дельсарт). 1847. - Начинает посещать класс фп. А. Ф. Мармонтеля в Парижской консерватории (не был официально зачислен из-за юного возраста). 1848. - 9 X. Зачислен в Парижскую консерваторию. 1849. - III. 1-я пр. по сольфеджио. - Занятия контрапунктом и фугой с П. Циммерманом, а также с замещающим его Ш. Гуно (впоследствии другом Б.). 1851. - 2-я пр. по фп. 1852. - 1-я пр. по фп. - Поступление в класс органа Ф. Бенуа. 1853. - Занятия с Ж. Ф. Э. Галеви (класс сочинения). 1854. - 2-я пр. по контрапункту и фуге, а также по органу. - IX. Опубл. первые 2 песни (вместе с романсом отца). 1855. - 1-е пр. по органу и фуге. 1856. - 2-я Рим. пр. за кантату «Давид» (1-я пр. не присуждалась). 1857. - Окончание Парижской консерватории. - Участие в конкурсе на сочинение оперетты «Доктор Миракль», объявленном Ж. Оффенбахом (разделил 1-ю пр. с Ш. Лекоком). - Большая Рим. пр. за кантату «Кловис и Клотильда». - 21 XII. Отъезд в Рим. 1858. - Пребывание в Риме, на вилле Медичи. 1859. - V-X. Поездка по Италии. - Замысел мн. произв., в т.ч. симфонии-оды «Улисс и Цирцея», опер «Нюрнбергский бочар», «Дон Кихот», «Эсмеральда». - X. Работа над 2-й симфонией (уничтожает партитуру). - Получает разрешение остаться ещё на один год в Риме (вместо поездки в Германию). 1860. - IX. Возвращается в Париж (из-за болезни матери). 1862. - II. Помогает Ш. Гуно проводить репетиции его оперы «Царица Савская». - Участие в Баден-Баденском муз. фестивале (вместе с Г. Берлиозом, Э. Рейер, Ш. Гуно). 1864. - Работа по заказам издателей и театр. директоров. - IV. Помогает Берлиозу проводить репетиции его оратории «Детство Христа». 1865. - Начало переписки с композитором-любителем Э. Галабером (в письмах-уроках Б. руководил его муз. занятиями, в 1867 так же занимался с П. Лакомбом). 1867. - 3. VIII. В журн. «Национальное и иностранное обозрение» опубл. критич. статья Б. (под псевд. Гастон де Бетзи) «Беседа о музыке». 1868. - IV. Поездка в Бельгию в связи с пост. оперы «Пертская красавица» в Брюсселе (т-р «Де ла Монне»). - Работа над завершением оперы «Ной» Галеви (закончил в 1869). - VII-VIII. Приступы болезни горла. 1869. - 3 VI. Женитьба на Ж. Галеви (дочери композитора). 1870. - VIII. Б. вступает в Нац. Гвардию, во время осады Парижа остаётся в городе. - Замысел вок. пьесы «Отдавшие жизнь за Францию» (на стихи «Те, кто благоговейно умерли за отчизну» Гюго). 1871. - 29 III. Вскоре после провозглашения Парижской Коммуны (18 III) Б. покидает Париж и уезжает с семьёй в Ле-Везине (предместье Парижа). 1874. - После нового приступа болезни горла уезжает на лето в Буживаль. - Б. завершает оперу «Кармен». - IX. Начало репетиций «Кармен» в театре «Опера комик». 1875. - 3 III. Б. получает орден Почётного Легиона. - Премьера оперы «Кармен» в театре «Опера комик» (опера встречена резко отрицательно буржуазной парижской публикой). 1875. - 3 VI. Смерть Б. в Буживале.
Соч.: оперы - Дом доктора (La maison du docteur, комич. опера, написана до 1856), Дон Прокопио (опера-буффа, на итал. яз., 1858-59, пост. 1906, Монте-Карло), Любовь-художница (L'Amour peintre, либр. Б., по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубл.), Гузла Эмира (комич. опера, 1861-62), Искатели жемчуга (Les Pecheurs de perles, 1862-63, пост. 1863, «Театр лирик», Париж), Иван Грозный (Ivan le Terrible, 1865, пост. 1946, Замок Мюринген, Вюртемберг), Никола Фламель (1866, фрагменты), Пертская красавица (La Jolie fille du Perth, 1866, пост. 1867, «Театр лирик», Париж), Кубок Фульского короля (La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты), Кларисса Гарлоу (комич. опера, 1870-71, фрагменты), Каландаль (комич. опера, 1870), Гризельда (комич. опера, 1870-71, не оконч.), Джамиле (комич. опера, 1871, пост. 1872, театр «Опера комик», Париж), Дон Родриго (1873, не окончена), Кармен (комич. опера, 1873-74, пост. 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Б., для пост. в Вене, 1875); оперетты - Доктор Миракль (1856 или 1857, пост. 1857, театр «Буфф-Паризьен», Париж), Мальбрук в поход собрался (Malbrough s'en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Б. принадлежит 1-е д., др. 3 д. - И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу), Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шатод'о», Париж), кантаты - Ангел и Тобия (L'Ange et Tobia, ок. 1855-57), Элоиза де Монфор (1855-57), Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchantй, 1855-57), Эрминия (1855-1857), Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, ок. 1855-1857), Давид (1856), Кловис и Клотильда (1857), Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860), Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867), оды-симфонии - Улисс и Цирцея (по Гомеру, 1859), Васко да Гама (1859-60), оратория - Женевьева Парижская (1874-75) для хора и орк. (или фп.) - Хор студентов (Choeur d'йtudiants, муж. хор, до 1855), Вальс (C-dur, 1855), Те Deum (для солистов, хора и орк., 1858), Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фп., ок. 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется перераб. для фп.), Ave Maria (для хора и орк., сл. Ш. Гранмужена, после 1867), Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фп., после 1867) и др.; для хора a cappella - Св. Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de Pathmos, для муж. хора, сл. В. Гюго, 1866); для орк. - симфонии (No 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубл. и исп. 1935; No 2, 1859, уничтожена Б.), Рим (C-dur, 1871, первонач. - Воспоминания о Риме, 1866-68, исп. 1869), увертюры, в т.ч. Родина (Patrie, 1873, исп. 1874), сюиты, в т.ч. Maленькая сюита (Petite suite, из фп. дуэтов Игры детей, 1871, исп. 1872), сюиты из Арлезианки (No 1, 1872; No 2, сост. Э. Гиро, 1885); для фп. в 2 руки, в т.ч. Большой концертный вальс (E-dur, 1854), Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1865), Рейнские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865), концертные хроматические вариации (1868), фп. дуэты - Игры детей (Jeux d'enfants, 12 пьес для 2 фп., 1871), для голоса с фп. в т.ч. циклы песен Листки из альбома (Feuilles d'album, 6 песен, 1866), Пиренейские песни (Chants des Pyrenees, 6 нар. песен, 1867), романсы; вок. дуэты музыка к драм. спектаклю - Арлезианка (драма А. Доде, 1872, театр «Водевиль», Париж), перелож. (фп. транскрипции, клавиры и др.) соч. Ш. Гуно, В. Массе, Ж. Массне, P. Шопена, В. А. Моцарта, К. Сен-Санса, P. Шумана, А. Тома и др.; Пианист-певец (Le Pianiste Chanteur), 150 фп. пьес в 6 тт.: (1-2 - франц. музыка, 3-4 - итал. музыка, 5-6 - нем. музыка 1865); Сб. 100 пьес разных композиторов, обработанных для фп. (Вебер, Бетховен, Шопен и др.) Письма: Imbert H., Portraits et йtudes, lettres inedites de Georges Bizet, P., 1894; Lettres. Impressions de Rome (1857-1860), «La Commune» (1871), йd. L. Ganderax, P., 1908; Lettres а un ami. 1865-1872, ed. Edmond Galabert, P., 1909, Жорж Бизе. Письма, Вступит. статья, пер. с франц., сост. и прим. Г. T. Филенко, М., 1963.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия