БУШ (Busch) Адольф Георг Вильгельм (8 VIII 1891, Зиген, Сев. Рейн-Вестфалия - 9 VI 1952, Гилфорд, Вермонт, США) - немецкий скрипач, композитор и педагог. Брат Ф. Буша. В 1902-08 учился в Кёльне у В. Хеса и Б. Эльдеринга игре на скрипке, дирижированию - у Ф. Штайнбаха; композицию изучал у X. Грютерса в Бонне. С 1907 выступал с М. Регером, пропагандировал его творчество. С 1912 рук. оркестра в Вене, с 1918 преподавал скрипичную игру в Академии музыки в Берлине. В 1919 организатор и рук. струн. квартета; выступал в ансамбле с пианистом Р. Серкиным и в трио с Серкиным и своим братом, виолончелистом Германом Б. Гастролировал во многих странах. Завоевал известность как интерпретатор творчества И. С. Баха (ему принадлежит ред. его сонат и партий для скрипки соло, 1919), редакция произведений Л. Бетховена, И. Брамса. После прихода к власти фашистов Б. в 1933 уехал из Германии, с 1935 жил в Швейцарии, с 1940 - в США. Автор симфонии, «Реквиема Миньоне» («Requiem für Mignon», по В. Гёте, для 4 солистов-мальчиков, хора и оркестра), концерта для камерного оркестра, концертов для фп. и скрипки, трио, квартетов и квинтетов для струнных инструментов, произведений для фп., органа, песен.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БУШ (Busch) Фриц (13 III 1890, Зиген, Сев. Рейн-Вестфалия - 14 IX 1951, Лондон) - немецкий дирижёр и пианист. Брат Адольфа Буша. Учился дирижированию в Кёльнской консерватории у Ф. Щтайнбаха. В 1909 дебютировал как дирижёр и хормейстер в Риге. С 1911 рук. хора Муз. союза в Готе, с 1912 музик-директор в Ахене. С 1918 первый дирижёр, с 1919 генерал-музик-директор в Штутгарте. В 1922-33 генерал-музик-директор Гос. оперы в Дрездене, где дирижировал первыми пост. опер Р. Штрауса («Интермеццо», 1924, и «Елена Египетская», 1928), Ф. Бузони («Доктор Фауст», 1925), П. Хиндемита («Кардильяк», 1926), К. Вейля («Протагонист», 1926) и др. Дирижировал также пост. опер Дж. Верди - «Отелло», «Фальстаф» и «Бал-маскарад» (последняя в Берлине), которые способствовали возрождению в Германии интереса к оперному творчеству Верди. В 1924 осуществил в Байрёйте пост. оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера. В 1929 гастролировал в Сов. Союзе. В 1933 после прихода к власти фашистов уехал из Германии. В 1936 дирижировал в театре «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина). В 1937-41 работал в Стокгольме и Копенгагене. В 1947 принял аргентинское подданство. Выступал также как пианист. Лит. соч.: Aus dem Leben eines Musikers, Z., 1949; Begegnung mit Dirigenten, «Musica», 1958, H. 12, S. 718-21.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БУШ (Busch) Эрнст (р. 22 I 1900, Киль) - немецкий певец и драм, актёр (ГДР). Чл. СЕПГ. Сын рабочего-каменщика. Участвовал в Кильском восстании 1918. С 15-летнего возраста - ученик слесаря, затем слесарь-инструментальщик на судостроительной верфи. Был участником рабочей хор. самодеятельности. Выступал как драм. актёр в любит. спектаклях. С 1921 работал в профессиональных театрах в Киле и др. городах Германии. В 1927-29 актёр «Политического театра» под рук. Э. Пискатора (Берлин). Одновременно выступал с исп. революц. и сатирич. песен в «красных кабаре» и рабочих клубах. Встреча с X. Эйслером, Б. Брехтом, Э. Вайнертом, К. Тухольским и совм. работа с ними оказали решающее влияние на Б.-певца. В свою очередь, исполнит. стиль Б. воздействовал на вок. творчество Эйслера и на развитие нем. революционной песни. Для исполнит. искусства Б. характерны острая выразительность в раскрытии идейного содержания песни, энергичная подача текста, боевой ораторский темперамент, разнообразие интонаций, способность к перевоплощению. Как антифашист, Б. вынужден был эмигрировать в 1933 из Германии - сначала в Голландию, затем в СССР (1935-37). В 1937 участвовал в Гражд. войне в Испании в качестве бойца 11-й Интернац. бригады, вёл агит. работу в Респ. армии. В 1940 был интернирован во Францию и заключён в концлагерь, в 1943 арестован гестапо, находился в заключении в Моабитской и Бранденбургской тюрьмах, был тяжело ранен во время бомбардировки Берлина амер. авиацией. В 1945 освобождён из тюрьмы Сов. Армией. С 1945 живёт и работает в Берлине (ГДР). Один из ведущих актёров Немецкого театра, с 1950 - театра «Берлинер ансамбль», концертирует как певец; мн. песни Б. записаны на грампластинки (свыше 250), в т.ч. цикл «Песнь времени». Выступал в СССР (1936, 1949, 1957). Б. - чл. президиума Нем. академии искусств. Нац. пр. ГДР (1949, 1956, 1970); Междунар. ленинская пр. «За укрепление мира между народами» (1972).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БУШ (Bush) Алан Дадли (р. 22 XII 1900, Далуич) - английский композитор, дирижёр, пианист, муз. писатель, обществ. деятель. Чл. Коммунистич. партии Великобритании с 1935. В 1918-22 учился в Лондоне у Ф. Кордера по композиции и у Т. Маттея по фп. в Корол. академии музыки. Совершенствовался у Дж. Айрленда (1922-27) и А. Шнабеля (1924-29). В 1925-64 преподавал композицию в Корол. академии музыки. Изучал философию и музыковедение в университете в Берлине (1929-31). Сблизился с передовыми нем. писателями Б. Брехтом, Л. Фейхтвангером, Т. и Г. Маннами, комп. П. Хиндемитом, А. Шёнбергом и возглавлявшими революционное муз. движение в Германии X. Эйслером, Э. Мейером, П. Дессау, которые оказали большое влияние на творчество Б., реж. М. Рейнхардтом, Э. Пискатором, актёром и певцом Э. Бушем, дирижёрами О. Клемперером и Б. Вальтером. Вернувшись на родину, Б. стал активным деятелем английского пролетарского музыкального движения и примкнул к передовым общественным силам страны. В 1929-40 руководитель и дирижёр Лондонского рабочего хорового союза, основатель (1936) и первый пред. Рабочей муз. ассоциации (с 1941 её президент; редактор её журнала), одновременно публиковал массовые песни англ., сов. и нем. революционных композиторов, дирижировал самодеят. хорами. Рук. муз. секции Брит. общества культурной связи с СССР. С 1945 гастролировал во мн. странах Европы, исполнял свои сочинения как дирижёр и пианист; дирижировал созданным им Лондонским струн. оркестром. За струн. квартет ор. 4 (1924) получил премию А. Карнеги; как симфонист стал известен после исп. фп. концерта по радиостанции Би-Би-Си (1938). Творчество Б. проникнуто гражданскими мотивами. Борьбе простых людей за свои права, рабочей солидарности, борьбе за мир посвящены героические оперы «Уот Тайлер» («Wat Tyler», 1950, Лейпциг, 1953) о крестьянской войне 14 в. и «Люди из Блэкмура» («Men of Blackmoor», Веймар, 1956) о революционной борьбе английских горняков за улучшение условий труда в нач. 19 в.; «Сборщики сахарного тростника» («The sugar reapers», 1962; Лейпциг, 1966; Тарту, 1970, под названием «Джонни из Гвианы»); фп. концерт, в финале которого Б. ввёл солиста-певца и мужской хор (текст содержит призыв к борьбе против социального неравенства); хоры «Голодный поход» («Song of hunger marches»), «Песня труда» («Song to labour») и «Защитники мира» («Defender of peace», 1952), песни и др. В творчестве Б. важное место занимают сочинения массовых жанров - песни и кантаты, в которых он развивает традиции советской массовой и немецкой революционной песни. В них ораторские интонации, упругое, размеренное движение сочетаются с ладовыми особенностями строения мелодики, характерными для английской музыки, - хоры «Песнь дружбы» («Song of friendship», 1949) для баса, хора и оркестра, «Весь мир - его песня», посвящен певцу П. Робсону (1959), «Баллада о солдате свободы» («The ballad of freedom's soldier») и др. Как дирижёр и пианист пропагандирует советскую музыку. Неоднократно приезжал в СССР (впервые - в 1938).
Соч.: оперы, в т.ч. Джо Хилл, человек, который никогда не умрет (1970, Нем. гос. опера, Берлин), детская - Вербовщики (The press-gang, 1946, пост. 1953); оперетты, в т.ч. Очарованье (The spell, 1953); кантаты, в т.ч. Голоса пророков (Voices of the prophets, для голоса с орк. или фп., 1952); для орк. - 3 симфонии, в т.ч. Ноттингемская (1949) и Байрон (1960), увертюры, в т.ч. посв. Р. Воану-Уильямсу (к дню рождения, 1942), Фантазия на советские темы (Fantasia on Soviet themes, 1945), сюиты - Английская (English suite, для струнных, op. 28 и op. 30), конц. сюита для влч. и орк. ор. 37, концерт для скр. с орк., конц. партита ор. 63; камерн. соч. - квартеты для струнных ор. 4 и с фп. ор. 5, инстр. пьесы с фп. и с камерн. орк., в т.ч. для органа, а также цимбал, для разл. духовых с фп.; для фп. - сюита для 2 фп.; хоры, циклы песен, обр. нар. песен. Лит. соч.: Современные течения западной музыки, «СМ», 1938, No 12; Что выражает музыка, там же, 1965, No 1; Music in the Soviet Union, L., 1943; Strict counterpoint in the Palestrina style, L., 1948.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БУШ (Bush) Джефри (р. 23 III 1920, Лондон) - английский композитор и муз. критик. В 1938 окончил Лансинг-колледж. Обучался в Бейллиел-колледже в Оксфорде (1938-40 и 1945-46). В 1946-47 был органистом церкви св. Луки в Лондоне. Преподаватель Оксфордского (с 1946) и Лондонского (с 1952) университетов, с 1969 профессор Кингс-колледжа в Лондоне. Автор исследования «Музыкальное творчество и слушатель» («Musical creation and the listener», 1954, 2-е изд., 1967).
Соч.: 4 оперы; для солистов, хора и орк. - Рождественская кантата (A Christmas cantata, 1947); Летняя серенада для хора и орк. (A summer serenade, 1948), Двенадцатая ночь для голоса, хора и орк. (Twelfth night, по У. Шекспиру, 1951), Magnificat для солистов., хора и органа (1976) и др.; для орк. - 2 симфонии (1954, 1957), увертюры Репетиция (The rehearsal, 1943), Йорик (1949); Концертино для фп. с орк. (1976); камерно-инстр. ансамбли - сонаты: для скр. с фп. (1945), для трубы с фп. (1944), Рапсодия для кларнета и струн. квартета (1940), струн. квинтет (1963); пьесы для фп.; песни.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия