БУРНОНВИЛЬ (Bournonville) Август (Огюст) (21 VIII 1805, Копенгаген - 30 XI 1879, там же) - датский артист балета, балетмейстер, педагог. Учился у своего отца Антуана Б., у В. Галеотти, возглавлявшего школу дат. Корол. балета, и в 1820 в Париже у О. Вестриса. Окончил школу «Гранд-Опера» в 1826 и работал в труппе этого театра в 1827-28, выступая партнёром М. Тальони. Совершив поездку по европ. столицам, Б. вернулся в Копенгаген в 1829. Дебютировал постановкой дивертисментов «Поклонение грациям» и «Солдат и крестьянин» на сборную музыку и в 1830 подписал контракт на 18 лет в качестве солиста и балетмейстера дат. Корол. балета и преподавателя танцев при дворе. Обладал превосходной школой и врождённым музыкальным чутьём. В 1848-61 работал в качестве балетмейстера, после чего уехал в Стокгольм и, за исключением поездки в Россию в 1874, оставался там до 1877 (в 1861-64 главный балетмейстер Корол. оперы). Последователь романтич. школы танца, Б. обращался к фантастич. преданиям и нар. эпосу Дании, а также к истории и литературе др. стран. Он соединял в своих балетах классич. и характерный танец, широко пользовался фольклором разных народов. Нек-рые из балетов Б. сохраняются в репертуаре дат. театра. Б. пост. св. 50 балетов, гл. обр. на музыку совр. ему дат. композиторов. Среди работ: «Вальдемар» (1835) и «Праздник в Альбано» (1839) Фрёлиха, «Сильфиды» Левенскольда (1836), «Неаполь, или Рыбак и его невеста» Паулли, Хельстеда, Гаде, Люмбье (1842), «Валькирия» Хартмана и «Свадебный поезд в Хардангере» Паулли (1853), «Народное предание» Гаде и Хартмана (1854), «Далеко от Дании» Глезера (1860). Балет «Из Сибири в Москву» Моллера (1876) имел в основе историю Параши-сибирячки (сценарий по роману франц. писательницы Э. Коттен). Б. создал свою школу танца - т. н. «урок Б.» (до сих пор входит в практику дат. балета).
Соч.: Mit theaterliv, dl 1-3, Кbh., 1848-78; Det Кongeliche Danske Theater, Кbh., 1849.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия