ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич [2 (14) II 1813, с. Троицкое, ныне Белёвского р-на Тульской обл. - 5 (17) I 1869, Петербург] - русский композитор. Отец Д. был чиновником, мать - поэтессой-любительницей. Ранние детские годы Д. прошли в имении родителей в Смоленской губ., с кон. 1817 семья обосновалась в Петербурге. Д. получил разностороннее домашнее образование, в котором литература, театр. музыка занимали главное место. Его учителями были: пианист А. Т. Данилевский, крепостной скрипач П. Г. Воронцов, венский пианист и комп. Ф. Шоберлехнер, певец Б.-Л. Цейбих. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. были изданы первые сочинения Д. (романсы, фп. пьесы). Решающую роль в его муз. развитии сыграло сближение с М. И. Глинкой (весна 1835), под влиянием которого Д. избрал путь композитора. Изучение теории музыки по тетрадям Глинки, ознакомление с оперой «Иван Сусанин», ценные советы Глинки и его друзей, принадлежавших к передовым лит.-художеств. кругам, - всё это определило направление творчества Д. Уже ранние произв. Д. свидетельствуют о самостоят. развитии им традиций Глинки. В оперном жанре Д. стремился к сильным драм. сюжетам. В 1837-41, вслед за неосуществл. замыслом оперы «Лукреция Борджа» (по драме В. Гюго), он написал оперу «Эсмеральда» (использовал сделанное ранее самим Гюго либр. по роману «Собор Парижской богоматери»). При всей незрелости это произв., созданное по типу большой франц. оперы, обнаруживало реалистич. устремления автора. В нач. 40-х гг. Д. достиг крупных успехов в области камерно-вок. жанра. Лучшие романсы - «Я вас любил», «Свадьба», «Слеза», «Ночной зефир» и др. - отличают тонкий психологизм, поиски новых выразит. средств (особенно в мелодике). Увлечённый поэзией А. С. Пушкина, Д. создал на его текст (наряду с романсами) кантату «Торжество Вакха» (1843, переделана в лирическую оперу-балет, 1848). 2-я пол. 40-х - нач. 50-х гг. характеризуются новыми тенденциями в творчестве Д., связанными с развитием передового обществ. движения в России того времени, с зарождением и затем расцветом критич. реализма («натуральной школы») в литературе и искусстве. Прогрессивные, демократич. идеи эпохи нашли отражение в сочинениях Д. Его привлекали рус., гл. обр. нар., сюжеты (обострение нац. сознания во многом связано с пребыванием в 1844-45 за границей), возрос интерес к фольклору, прежде всего к крестьянской песне. Д. сосредоточил внимание на выработке естеств. декламац. мелодии. Окончательно сформировался метод его творчества - «интонационный реализм». Осн. средством создания конкретного индивид. образа служило для Д. воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Творч. кредо композитор сформулировал в афористич. фразе: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Этот принцип претворён в вок. произв. кон. 40-х - 1-й пол. 50-х гг., среди которых выделяется своей новизной песня на текст Пушкина «Мельник» (здесь интонационность - средство тонкой характеристики героев). От этой песни-сценки тянутся нити к более поздним сатирич. песням Д., к его опере «Каменный гость». На основе стихотворений лирико-философского склада созданы романсы нового типа, своего рода лирич. монологи. В романсах-размышлениях - «Ты скоро меня позабудешь», «Мне грустно», «И скучно, и грустно» и др. - возникает т. н. «омузыкаленная речь». В вок. наследии Д. существ. место занимают «русские песни» (один из распространённейших в 19 в. видов вок. лирики). Его «русские песни» - «Лихорадушка», «Душечка девица», «Ой, тих, тих, тих, ти», «Я затеплю свечу», «Без ума, без разума» и др. - выделяются своей социальной направленностью. Муз. язык их, далёкий от поверхностного стилизаторства, отмечен подлинной народностью. Центр. произв. данного периода - опера «Русалка» (либр. Д. по драм. поэме Пушкина, 1855). В этой опере Д. создал новый жанр нар.-бытовой муз. драмы, поднимающей тему социального неравенства. Правдиво, с огромной психологич. глубиной раскрыта в ней драма крестьянской девушки, её отца. «Русалка» по типу драматургии близка большой опере, но нац. специфика вызвала коррективы этого жанра. Значит. драматургич. нагрузку в опере несут ансамбли, в них сосредоточена осн. динамика действия (дуэты-сцены Князя и Наташи, Мельника и Наташи, Князя и безумного Мельника). В ансамблях возрастает смысловая роль речитатива, который зачастую характеризует переломные, кульминац. моменты драмы. Речитативы «Русалки» - высокий образец декламац. мелодики. Широко используется гибкая форма ариозо. Своей оперой Д. заложил основы лирич. муз. драмы со сквозным муз. развитием. Ярко нац. муз. язык оперы основан на воплощении интонаций рус. речи, насыщен элементами нар.-бытовой песенности и романсовой лирики. С кон. 50-х гг. развернулась муз.-обществ. деятельность Д. В 1859 он вошёл в состав комитета РМО (в 1867 избран председателем Петерб. отделения РМО). Чл. «комиссии для рассмотрения сочинений, присылаемых на конкурс», Д. энергично содействовал развитию отечеств. музыки. Он участвовал в разработке устава первой консерватории в России. В это же время Д. познакомился с группой молодых рус. композиторов (впоследствии «Могучая кучка»), оказав большое влияние на их творчество. Благодаря своему родственнику - художнику-карикатуристу Н. А. Степанову, Д. сблизился с кружком передовых поэтов, литераторов, художников, объединившихся в 1859 вокруг радикального сатирич. журнала «Искра», активно сотрудничал в нём (а с 1864 - и в журн. «Будильник»), писал музыку на сл. «искровцев» - В. С. Курочкина, П. И. Вейнберга. А. С. Даргомыжский. Романс «Ночной зефир». Автограф. В эти годы композитор работал гл. обр. над камерно-вок. произв. (уделял также много времени занятиям с певцами-любителями). Лирич. монолог обогащается романсами «Я помню глубоко», «Как часто слушаю», «Расстались гордо мы», «Что в имени тебе моём», «Мне всё равно». Романтич. баллада переосмысляется в «Паладине». Ориентальная лирика, представленная ранее романсами «Вертоград» и «Восточный романс», пополняется реалистически-своеобразной вост. арией «О, дева роза, я в оковах». Среди новаторских романсов кон. 50-х гг. особое место занимают песни социального содержания. Драм. песня «Старый капрал», сатирико-комич. песни «Червяк» и «Титулярный советник» открывают новые пути в вок. искусстве. В нач. 60-х гг. Д. вновь обратился к оперному жанру, начал писать волшебно-комич. оперу «Рогдана» (по-видимому, на собств. либр.; сохранилось неск. законч. номеров) и оперу на сюжет «Полтавы» Пушкина (сохранился лишь дуэт Кочубея и Орлика). Композитор работал также в области симф. музыки, создал 3 орк. пьесы - жанровые картины, основанные на нар. напевах: «Баба-Яга, или с Волги nach Riga» (1862), «Малороссийский казачок» (1864), «Чухонская фантазия» (1867). Бытовые образы этих пьес обострены гротескно-преувеличенной трактовкой, отсюда - новизна художеств. приёмов, некоторые характеристич. находки, впоследствии развитые М. П. Мусоргским, А. К. Лядовым и др. рус. композиторами. В 1866 Д. опубл. неск. последних романсов, среди которых выделяется изяществом, тонким колористич. письмом «На раздольи небес». Тогда же написана музыка к пьесе «Ересь в Англии» Кальдерона (для бенефисного спектакля Г. Н. Федотовой). В последние годы жизни внимание Д. было приковано к опере. Задумав коренную реформу этого жанра, в 1866 он приступил к работе над оперой «Каменный гость» (по маленькой трагедии Пушкина). Д. не успел её закончить. По завещанию автора неоконч. 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, оркестровал оперу и составил интродукцию к ней Н. А. Римский-Корсаков. Стремясь радикально обновить оперу, освободить этот жанр от свойств. ему условностей, Д. поставил перед собой новаторскую задачу - написать музыку на неизменённый текст лит. произв. Композитор отказался от исторически сложившихся оперных форм (развёрнутых напевных арий, вок. ансамблей), добился непрерывности муз. развития действия, взяв за основу принцип речитативно-ариозной декламации (опера почти полностью строится на мелодизированном речитативе). Вок. партии оперы - живая муз. декламация, гибко передающая поэтич. нюансы, психология, детали пушкинского текста. Опера «Каменный гость» явилась смелым экспериментом, открывшим новые пути развития рус. музыки. Д. вместе с Глинкой является основоположником рус. классич. школы. Впервые композитор воплотил в музыке тему социального неравенства. Он развил драм. сторону рус. оперы, создав психологич. драму («Русалка»). Новаторские принципы последней оперы Д. («Каменный гость») нашли продолжение в муз. декламации, в оперном речитативе М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Д. расширил сферу вок. лирики, обогатил её жанры. Классик рус. романса, он наметил его новые пути, ведущие к Мусоргскому, Чайковскому. Творчество Д. высоко оценивали молодые рус. композиторы, выдвинувшиеся в 60-е гг. 19 в. Мусоргский назвал Д. «великим учителем правды в музыке». Основные даты жизни и деятельности 1813.-2 II. В селе Троицком Белёвского у. в семье Даргомыжских - Сергея Николаевича и Марии Борисовны, урождённой княжны Козловской, - родился сын Александр. 1817 (конец).- Переезд семьи Д. в Петербург. 1819.- Первые уроки игры на фп. у Л. Вольгеборн. 1821-28. - Занятия с пианистом А. Т. Данилевским, заложившим основы исполнительского искусства Д. 1822.- Занятия на скрипке с крепостным музыкантом П. Г. Воронцовым. 1824-25. - Создание первых муз. произв. (Для фп. - Марш, Контрданс, Меланхолический вальс, Казачок). 1827.- Написание романсов «Светит месяц на кладбище», «Кубок янтарный». - 13 IX. Зачисление канцеляристом (без жалованья) в Контроль Мин-ва Двора. 1828-31. - Занятия с Ф. Шоберлехнером (фп.), оказавшим большое влияние на муз. развитие Д., и Б.-Л. Цейбихом (пнение). 1829.- Назначение на должность коллежского регистратора. 1830.- Участие в любительских концертах (в качестве пианиста, певца, а также скрипача и альтиста в домашних квартетах). 1831.- Издание романса «Колыбельная песенка моей внучке» (на сл. матери композитора). 1832.- Посещения ослепшего поэта И. И. Козлова, встречи с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и Л. С. Пушкиным. - 31 XII. Назначение губ. секретарём. 1833.-V. Назначение на должность мл. пом. контролера. 1834.- Посещение салонов В. Ф. Одоевского и С. Н. Карамзиной. Знакомство с поэтом А. В. Тимофеевым, на сл. которого созданы песни «Каюсь, дядя, чёрт попутал», «Не судите, люди добрые», «Баба старая», баллада «Свадьба». - 1.VII. Получение чина канцелярского чиновника Гос. казначейства. 1835 (весна).- Знакомство с М. И. Глинкой. Изучение гармонии, контрапункта, инструментовки по тетрадям Глинки (занимавшегося с нем. муз. теоретиком и педагогом З. В. Деном). - Знакомство с Н. В. Кукольником. 1836.-VIII. Получение чина коллежского секретаря. 1837.-III. Работа над оперой «Лукреция Борджа» по одноим. драме В. Гюго (написано неск. номеров). 1838.- Прекращение работы над «Лукрецией Борджа» по совету Жуковского («невозможный в то время для России сюжет…»). - Начало работы над оперой «Эсмеральда». 1844.-23 IX. Отъезд Д. в первое заграничное путешествие (Берлин, Франкфурт-на-Майне, Брюссель, Париж, Вена). - X. Знакомство в Берлине с Дж. Мейербером. -XI. Знакомство с комп., директором Брюссельской консерватории Ф. Ж. Фетисом, которому Д. показал партитуру «Эсмеральды». - Знакомство с бельг. скрипачами Ш. О. Берио и А. Вьётаном, а также итал. скрипачками Т. и М. Миланноло. - Посещение в Париже оперного театра; критич. оценка произв. Мейербера и Ж. Ф. Галеви. 1845.-1 II. Знакомство с комп. Галеви и Д. Ф. Обером. - 15 III. Отъезд из Парижа на родину через Вену (где Д. познакомился с Г. Доницетти), Лейпциг и Варшаву. -1 IV. Возвращение в Петербург. 1848-49. - Составление либр. для оперы «Русалка» на текст Пушкина. 1853.-9 IV. Концерт Д. из собств. сочинений в пользу «Общества посещения бедных». 1856.-4 V. Премьера оперы «Русалка» в петерб. «Театре-цирке» (Наташа - А. А. Булахова, Мельник - О. А. Петров, Княгиня - Д. М. Леонова). - В «Музыкальном и Театральном Вестнике» опубл. 10 статей А. Н. Серова с подробным разбором и положит. оценкой оперы. - Сближение Д. с кружком поэтов, художников и литераторов, объединившихся впоследствии вокруг сатирич., оппозиц. журн. «Искра». - Дружеские связи с молодыми композиторами, возглавляемыми М. А. Балакиревым и В. В. Стасовым (впоследствии «Могучая кучка»). 1859.- Включение Д. в состав комитета РМО. 1864.-1 XI. Отъезд за границу (Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон). 1865.-7 I. Исп. в Брюсселе (с большим успехом) «Малороссийского казачка» и увертюры к опере «Русалка». - II-IV. Пребывание в Париже и Лондоне. - V. Возвращение в Петербург. - Возобновление оперы «Русалка» (26 X. Большой театр, Москва; 17 XII. Мариинский театр, Петербург), после чего она приобретает популярность. 1867.- Включение Д. в состав дирекции Петерб. отделения РМО и вскоре избрание пред. отделения. - Д. привлекает М. А. Балакирева к дирижированию симф. концертами, а затем к рук. конц. деятельностью РМО. - Работа над оперой «Каменный гость». - Ухудшение состояния здоровья. 1868.-15 XI. Первая репетиция оперы «Каменный гость» на квартире у Д. (Дон Жуан - Д., Лепорелло и Дон Карлос - М. П. Мусоргский, Донна Анна и Лаура - А. Н. Пургольд, партию фп. исп. Н. Н. Пургольд). - Резкое ухудшение состояния здоровья. - Д. завещает (на случай смерти) завершение оперы «Каменный гость» Ц. А. Кюи, Н. А. Римскому-Корсакову. 1869.-5 I. Смерть Д. в Петербурге.
Соч.: оперы - Эсмеральда (1838-41, пост. 1847, Большой театр, Москва; с эпизодами, восстановленными В. Е. Сибирским, - 1958, Ленингр. Малый театр оперы и балета), Торжество Вакха (лирич. опера-балет, 1848, пост. 1867, Большой театр, Москва), Русалка (1843-55, пост. 1856, «Театр-цирк», Петербург), Каменный гость (1866-69, не оконч., завершил Ц. А. Кюи, инструментовал Н. А. Римский-Корсаков, пост. 1872, Мариинский театр, Петербург), Рогдана, волшебная опера (не оконч., 60-е гг., отрывки изд. 1875), Мазепа (не оконч., 60-е гг., дуэт Кочубея и Орлика, изд. 1872); кантата - Торжество Вакха (на сл. одноим. стихотворения Пушкина, 1843, оркестрована 1845-46, исп. 1846, Петербург; переделана в лирич. оперу-балет, 1848); для орк. - Болеро (1839), Баба-Яга, или с Волги nach Riga (шутка-фантазия, 1862), Малороссийский казачок (фантазия, 1864), Чухонская фантазия (1867), Полн. собр. симф. произведений [партитуры], М., 1967; для фп. - Контрданс, Вариации на русскую песню «Винят меня в народе», Фантазия на мотивы из оперы «Иван Сусанин», Табакерочный вальс, скерцо Пылкость и хладнокровие, Полька, скерцо Почта (Quadrille brillant), Танцы на мотивы из оперы «Эсмеральда» (Полька-мазурка, Мазурка), Ты и вы (перелож. романса), Славянская тарантелла для игры с теми, кто вовсе не умеет играть; романсы и песни - Полн. собр. романсов и песен, т. 1-2, М.-Л., 1947 (ред., вступ. статья и комментарии М. С. Пекелиса); вок. ансамбли и хоры - дуэты, трио (в т.ч. Петербургские серенады), квартеты, Полн. собр. вокальных ансамблей и хоров, М.-Л., 1950 (ред., вступит. статья и примеч. М. С. Пекелиса). Лит. соч. и письма: Автобиография и письма, «Русская старина», 1875, No 2-7; то же, «Артист», 1894, No 35, 37, 39; Автобиография. Письма. Воспоминания современников. Ред. и примеч. Н. Финдейзена, П., 1921, 1922; Избранные письма Даргомыжского, вып. 1, М., 1952.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ДА..

ВЛАДИСЛАВЛЕВ

ВОАН-УИЛЬЯМС

ВОЗНЕСЕНСКИЙ

ВОЙНАРОВСКИЙ

ВОЛЬКЕНШТЕЙН

ВСЕВОЛОЖСКИЙ

ВЫСОТА ЗВУКА

ВЬЕЛЬГОРСКИЙ

ГАРМОНИЗАЦИЯ

ГЕЙНЕ-ВАГНЕР

ГЛЕБОВ ИГОРЬ

ГОЛЕЙЗОВСКИЙ

ГРАВИЧЕМБАЛО

ГРИГОРАШВИЛИ

ГРИНЦЯВИЧЮТЕ

ГРЮНЕР-ХЕГГЕ

ГУССАКОВСКИЙ

ДАЛЛАПИККОЛА

ДАМОРО-ЧИНТИ

ДЕРЖАНОВСКИЙ

ДЖАВАХИШВИЛИ

ДЖАНДАРБЕКОВ

ДЖУРИЧ-КЛАЙН

ДИВЕРТИСМЕНТ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ

ЕПОНЕЩНИКОВА

ЖАК-ДАЛЬКРОЗ

ЖОСКЕН ДЕПРЕ

ЗАВЕТНОВСКИЙ

ЗУТЕРМЕЙСТЕР

ИМПРОВИЗАЦИЯ

ИСТИННОРЕЧИЕ

КАЛЬКБРЕННЕР

КАРНЕГИ-ХОЛЛ

КАСТИЛЬ-БЛАЗ

КЛАВИРАУСЦУГ

КНАППЕРТСБУШ

КОЛМАНОВСКИЙ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>