ДАРВЕШ АЛИ ЧАНГИ, Чанги (тадж., букв. - арфист) (2-я пол. 16 в. - нач. 17 в.) - тадж. учёный, певец, арфист 1-й пол. 17 в. Деятельность его проходила в Бухаре, Андижане и др. городах. Автор «Трактата о музыке» («Рисолаи мусики»; 2-й вариант трактата носит назв. «Тухфатус-сурур» - «Дары радости»), состоящего из раздела о муз. науке (гл. 1-6) и жизнеописаний музыкантов (гл. 7-12). В решении муз.-теоретич. вопросов был представителем школы Наджмиддина Кавкаби, выдающегося муз. деятеля Бухары 16 в. Эта школа отошла от математич. метода в изучения теории, углубляясь в вопросы муз. практики. Излагает систему 12 макомов, 24 шуъба, 6 авоза, 3 рангов (основных и производных ладообразовании); учение об усулях (ритмич. основе); о формах и видах произв.: инстр. (пешрав), вок.-инстр. (амаль, савт, накш, кор и др.), речитативных (садж), усложнённого ритма (миатайн) и др.; об инструментах: танбур, най, чанг, органун, самтур, кобуз, конун, барбат и др. В его трудах отражены также совр. автору муз. жизнь и, что особенно ценно, муз. творчество гор. трудового народа (пекарей, портных, строителей, врачей), которое развивалось несмотря на преследования со стороны реакц. духовенства.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия