ДОНИЦЕТТИ (Donizetti) Гаэтано (29 XI 1797, Бергамо, Ломбардия - 8 IV 1848, там же) - итальянский композитор. Происходил из бедной семьи (отец - сторож, мать - ткачиха). Изучил гармонию и контрапункт в школе комп. С. Майра в Бергамо. В 1815-17 занимался в Болонском муз. лицее у С. Маттеи (класс композиции). Ранние произв. Д. - струн. квартеты, одноактные оперы «Пигмалион» (1816), «Олимпиада» и «Гнев Ахилла» (1817) - не были исполнены. Композитор с успехом дебютировал в 1818 оперой «Энрико, граф Бургундский» (т-р «Сан-Лука», Венеция). Многочисл. оперы, созданные в 1818-30, неравноценны по муз. достоинствам, но обнаруживают неистощимый мелодич. дар композитора. Произв. 20-х гг. написаны под воздействием Дж. Россини. В 30-е гг. Д. преодолевает это влияние, творчество его приобретает самобытный характер. В 1835 создано одно из лучших, зрелых произв. Д. - опера «Лючия ди Ламмермур» (либр. С. Каммарано, с которым композитор впоследствии сотрудничал). В 1835-39 Д. профессор (с 1837 директор) консерватории в Неаполе. В 1839, после запрещения цензурой оперы «Полиевкт» (либр. Каммарано, 1838), переехал в Париж, где в 1840 пост. неск. своих опер. В 40-е гг. он посетил ряд европ. столиц (в 1842 получил звание австр. придв. композитора). В 1841-44 Д. пишет оперы для Италии («Аделия, или Дочь стрелка»), Вены («Линда ди Шамуни», «Мария ди Роган»), Парижа («Дон Паскуале», «Дон Себастьян Португальский») и др. Последняя его опера - «Катерина Корнаро» была пост. в 1844 (т-р «Сан-Карло», Неаполь), после чего Д., в связи с психич. заболеванием, отошёл от композиторской деятельности. Д. - представитель итал. романтич. оперной школы (основоположником которой был Россини), мастер искусства бельканто. Оперы Д. разнообразны по жанрам: фарсы («Ночной звонок»), оперы-буффа («Любовный напиток», «Дон Паскуале»), комич. оперы с разговорными диалогами в стиле франц. комич. опер («Дочь полка», «Рита»), социально-психологич. мелодрамы («Линда ди Шамуни»); романтические оперы - историко-героические («Мария Стюарт», «Осада Кале», «Марино Фальеро»), лирико-драматические («Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка», «Мария ди Роган»), трагич. мелодрамы («Лукреция Борджа», «Анна Болейн»), Его социально-психологич. мелодрамы предвосхищают (как и «Сорока-воровка» Россини, «Сомнамбула» Беллини) отд. произв. Верди («Луиза Миллер», «Травиата») и веристов. Мн. оперы Д. созданы на сюжеты произв. В. Гюго, А. Дюма-отца, В. Скотта, Дж. Байрона и др. писателей-романтиков, среди неосуществл. оперных замыслов композитора были «Рюи Блаз» и «Сганарель» (по пьесам Гюго и Мольера). Оперы Д. отличаются мелодич. богатством, разнообразием муз.-драм. форм, яркой театральностью. В ряде его опер выражены созвучные духу эпохи Рисорджименто (времени борьбы за освобождение и объединение Италии) героич. и антитиранич. мотивы: «Анна Болейн», «Лукреция Борджа» (из-за гонений цензуры часто шла под разл. назв.), запрещённые к пост. «Мария Стюарт» (исп. в 1835 со значит. изменениями) и «Полиевкт» (опера впервые прозвучала в Италии лишь в 1848), «Марино Фальеро» (отразившая, как и одноим. трагедия Байрона, судьбы движения карбонариев; её особенно ценил Дж. Мадзини), «Катерина Корнаро», «Герцог Альба» (неоконч. опера). Лучшие комич. оперы Д. («Любовный напиток», «Дон Паскуале») отмечены колоритной яркостью нар. образов, сверкающей мелодич. виртуозностью, реалистич. достоверностью сюжетных положений, мастерством драматургич. композиции, неистощимой жизнерадостностью и остроумием, поэтич. лиризмом, глубокой связью с нац. традициями итал. нар. театр. искусства. «Дон Паскуале» - один из шедевров итал. оперы-буффа (наряду с операми «Тайный брак» Чимарозы, «Севильский цирюльник» Россини, «Фальстаф» Верди). Однако некоторым произв. Д. присущи легковесность, стилистич. пестрота, трафаретность характеристик, что вызвало отрицат. оценку творчества композитора рядом муз. деятелей 19 в. (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов и др.).
Соч.: оперы (74), в т. ч. Сумасбродство (Una Follia, 1818, Венеция), Бедные странствующие виртуозы (I piccoli virtuosi ambulanti, 1819, Бергамо), Пётр Великий, царь русский, или Ливонский плотник (Pietro il grande Czar delle Russie о Il Falegname di Livonia, 1819, Венеция), Сельская свадьба (Le Nozze in villa, 1820-21, Мантуя, карнавал), Зораида Гранатская (1822, театр «Арджентина», Рим), Кьяра и Серафина, или Пираты (1822, театр «Ла Скала», Милан), Счастливое заблуждение (Il fortunato inganno, 1823, театр «Нуово», Неаполь), Гувернёр в затруднении (L'Ajo nell'imbarazzo, известна также под назв. Дон Грегорио, 1824, театр «Валле», Рим), Замок инвалидов (Il Castello degli invalidi, 1826, театр «Каролино», Палермо), Восемь месяцев за два часа, или Ссыльные в Сибири (Otto mesi in due ore, ossia Gli Esiliati in Siberia, 1827, театр «Нуово», Неаполь), Алина, королева Голкондская (Alina regina di Golconda, 1828, театр «Карло Феличе», Генуя), Пария (1829, театр «Сан-Карло», Неаполь), Елизавета в замке Кенильворт (Elisabetta al castello di Кenilworth, также под назв. Замок Кенильворт, по роману В. Скотта, 1829, там же), Анна Болейн (1830, театр «Каркано», Милан), Уго, граф Парижский (1832, театр «Ла Скала», Милан), Любовный напиток (L' Elisir d'amore, 1832, театр «Каноббиана», Милан), Паризина (по Дж. Байрону, 1833, театр «Пергола», Флоренция), Торквато Тассо (1833, театр «Валле», Рим), Лукреция Борджа (по одноим. драме В. Гюго, 1833, театр «Ла Скала», Милан), Марино Фальеро (по одноим. пьесе Дж. Байрона, 1835, «Театр Итальен», Париж), Мария Стюарт (1835, театр «Ла Скала», Милан), Лючия ди Ламмермур (по роману В. Скотта «Ламмермурская невеста», 1835, театр «Сан-Карло», Неаполь), Велизарий (1836, театр «Фениче», Венеция), Осада Кале (L'Assedio di Calais, 1836, театр «Сан-Карло», Неаполь), Пиа де'Толомеи (1837, театр «Аполло», Венеция), Роберт Девере, или Граф Эссекский (1837, театр «Сан-Карло», Неаполь), Мария Ди Руденц (1838, театр «Фениче», Венеция), Дочь полка (La Fille du regiment, 1840, театр «Опера комик», Париж), Мученики (Les Martyrs, новая ред. Полиевкта, по трагедии П. Корнеля, 1840, театр «Гранд-Опера», Париж), Фаворитка (1840, там же), Аделия, или Дочь стрелка (Adelia, о La figlia dell'arciere, 1841, театр «Аполло», Рим), Линда ди Шамуни (1842, «Кернтнертортеатр», Вена), Дон Паскуале (1843, «Театр Итальен», Париж), Мария ди Роган (Maria dl Rohan о Il conte di Chalais, 1843, «Кернтнертортеатр», Вена), Дон Себастьян Португальский (1843, театр «Гранд-Опера», Париж), Катерина Корнаро (1844, театр «Сан-Карло», Неаполь) и др.; 3 оратории, 28 кантат, 16 симфоний, 19 квартетов, 3 квинтета, церк. музыка, многочисл. вок. произв.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ДОНИЦЕТТИ (Donizetti) Джузеппе (1788, Бергамо, Ломбардия - 1856, Стамбул) - итальянский дирижёр, педагог и композитор. Врат Г. Доницетти. В 1828 был приглашён в Стамбул и назначен главным муз. гувернёром Султанского двора. Обучал турецких музыкантов. Впервые организовал в Турции европеизиров. воен. оркестр, для которого писал музыку. Д. - автор музыки нац. гимнов «Махмудие» («Mahmudiye», 1828) и «Меджидие» («Mecidiye», 1839). Ему принадлежат также канцоны, фп. произв. и др. За заслуги Д. был присвоен титул паши.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ДО..

ДЖАНГИРОВ

ДЖЕВЕЦКИЙ

ДЖЕРБАШЯН

ДЖУМАБАЕВ

ДЗАНДОНАИ

ДИАТОНИКА

ДИКСИЛЕНД

ДИМИНУЦИЯ

ДИМИТРОВА

ДИПЕНБРОК

ДИПЛИПИТО

ДИРЕКЦИОН

ДИССОНАНС

ДОБРЖИНЕЦ

ДОБРОВЕЙН

ДОЛУХАНЯН

ДОМ ПЕСНИ

ДОМ-МУЗЕЙ

ДОМИНАНТА

ДОРЕНСКИЙ

ДРУЗЯКИНА

ДУБОВСКИЙ

ДУБОВСКОЙ

ДУБЯНСКИЙ

ДУОДЕЦИМА

ДУХОВСКАЯ

ДЬЮРКОВИЧ

ЕГИАЗАРЯН

ЕНГАЛЫЧЕВ

ЕРЗАКОВИЧ

ЖЕМЧУГОВА

ЖИЛИНСКИЙ

ЖИЛИСБАЕВ

ЖУКОВСКАЯ

ЖУКОВСКИЙ

ЗАВАДСКИЙ

ЗАВАРСКИЙ

ЗАГОРСКИЙ

ЗАГУРСКИЙ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>