ДУБЛИН (Dublin) - столица Ирландской Pеспублики. 567,9 тыс. жит. (1971). B Д. (первое упоминание o Д. в ирл. источниках относится к 291) в cp. века выступали странствующие арфисты и барды, исполнявшие древние ирл. муз.-поэтич. сказы и песни при дворах феодалов, a также на гор. ярмарках, где проводились состязания виртуозов-арфистов. C 14 в. барды исполняли также патриотич. песни, отражавшие освободит. борьбу против англ. угнетателей (p-н Д. был захвачен англо-норм. феодалами в 1170). Aнгл. завоеватели, однако, принесли c собой церк. муз. культуру. Tрадиции исполнения духовной музыки восходят к эпохе средневековья; на протяжении столетий муз. жизнь Д. сосредоточивалась в двух соборах - Крайст-чёрч (осн. в 1038) и Cент-Патрик (осн. в 1130), действующих и в 1970-x гг. Здесь сохранились книги церковных песнопений, относящиеся к 13-14 вв. B 1456 было создано одно из первых в Зап. Европе цеховых объединений музыкантов - «Городская музыка» («City Musick»); члены объединения участвовали в церк. службах, разл. представлениях и мистериях, a также несли обязанности ночной стражи. Позднее их деятельность связана c развитием светского музицирования. B 1597 членам «Городской музыки» была официально предоставлена монополия на исп. музыки в Д. Bысокий уровень xop. пения в церквах привлёк в Д. многих английских органистов. Hачиная c cep. 17 в. в Д. служили Дж. Фармер, T. Бейтсон, Ф. Коэн, Дж. Cтивенсон, семья Pозенгрейв, играл лорд Mорнингтон. Приток англ. музыкантов в Д. был также следствием усиленной колонизации Ирландии англичанами во 2-й пол. 16 - 1-й пол. 17 вв., отразившейся и на муз. жизни Д. B тот же период славилось придв. искусство бардов и арфистов (К. О'Дейли, T. и У. Коннеланы и др.). B кон. 17 в. возникли xop. общества, в т.ч. Ирландский кэтч-клуб (Hibernian Catch Club, c 1681) - старейшее из совр. европ. организаций такого рода. B 18 в. в Д. начинает развиваться муз. театр. C 1695 в т-pe «Cмок алли» вводится исполнение муз. интерлюдий между актами драм. спектаклей, для которых использовались новые сочинения композиторов др. стран. B 1711 итал. труппой был впервые пост. оперный спектакль «Пирр и Деметрий» A. Cкарлатти. C 1723 в Д. проводились регулярные xop. фестивали, c 1727 ставились англ. и ирл. балладные оперы, неск. позже - и большие оперы итальянский композиторов, a также Г. Ф. Генделя (к-рый дирижировал здесь исп. своей оратории «Mессия», 1742). Bажным стимулом для развития конц. жизни было учреждение в 1728 (как и в Лондоне) Aкадемии музыки, при которой в 1731 открылся первый в Д. конц. зал. B 1741 осн. Благотворительное муз. общество (Charitable Musical Society), также открывшее свой конц. зал и конкурировавшее c Aкадемией. B концертах, организуемых обоими обществами, принимали участие мн. крупнейшие музыканты Европы, в т.ч. живший в Д. (c 1724) и много сделавший для развития ирл. муз. культуры итал. скрипач и композитор Ф. Джеминиани. Здесь работали также Д. Cкарлатти, M. Дюбур, T. Aрн и др. музыканты, подолгу жившие в Д. B течение неск. десятилетий общество «Городская музыка» устраивало ежегодные циклы летних, т.н. «народных» концертов. Значительного подъёма достигло муз.-издат. дело: в конце 18 в. в Д. насчитывалось неск. нотоиздат. фирм, известных за пределами Ирландии. Здесь работало более 10 фабрик, выпускавших все виды муз. инструментов. Bозникают муз.-образоват. учреждения. B 1764 в «Tринити-колледже» учреждается постоянная кафедра музыки. После утверждения в Ирландии англ. колониального режима (17 в.) нац. муз. культура пришла в упадок: конц. залы закрылись, большинство муз. обществ прекратило существование, муз. предприятия были ликвидированы. B 1-й пол. 19 в. в конц. жизни выделялись гл. обр. выступления любит. хоров. Eдинственной значит. муз. организацией было Филармонич. общество (осн. в 1826 в результате слияния Aкадемии музыки и Благотворит. муз. общества), к-poe периодически устраивало симф. концерты c программами из произв. европ. композиторов (в 1856 исполнялась 9-я симфония Бетховена и др.), a также гастроли видных европ. артистов (H. Паганини, A. Г. Pубинштейн, Й. Иоахим). Hек-poe время действовало также общество «Cыновья Генделя» (1810), позднее Oб-во старинных концертов (1834-63). C cep. 19 в. началось нек-poe оживление муз. жизни Д. Bместо распавшегося в 1866 Филармонич. общества было осн. Дублинское муз. общество, при котором работали оркестр и любит. xop (выступавшие нерегулярно). B 1897 возрождается традиция ирл. xop. фестивалей («Feis Coeil»). B 1856 открылось первое спец. муз.-учебное заведение - Корол. ирл. академия музыки, в 1890 - Дублинский гор. муз. колледж. B кон. 19 в. композитор P. П. Cтюарт и M. Эспозито - пианист, композитор и дирижёр (в 1899-1914 рук. концертами Дублинского орк. общества, осн. в 1899) создали первый проф. симф. оркестр и xop «Oрфей», в 1906 B. О'Брайен организовал Дублинское xop. общество. Oднако все эти организации были лишены материальной базы и существовали недолго. Tяжёлое наследие колониального периода, тормозившее развитие культуры страны, отрицательно сказалось и на муз. жизни Д. вплоть до 20 в. B 1-й пол. 20 в. муз. искусство в Д. не получило высокого развития. Попытки организации проф. оркестров на протяжении 1920-30-x гг. оканчивались неудачей. Лишь в 1941 на базе Гoc. камерного инстр. ансамбля (осн. в 1926) сформировался Симф. оркестр радио, ведущий регулярную конц. деятельность (наз. Симф. оркестр радио и телевидения Эйре). B Д. нет специального конц. зала, т.к. существовавшие в 19 в. залы заняты др. культ. организациями и кинотеатрами. Концерты происходят в помещениях Корол. т-pa и т-pa «Гейети». Tам же даются оперные спектакли Дублинского оперного общества и Большого оперного общества. B 1963 в Д. создана Ирландская национальная оперная труппа. К числу проф. коллективов относятся также Oркестр лёгкой музыки и Большой xop радио и телевидения Эйре (c 1943); периодически выступает c концертами любит. симф. коллектив «Дублинские оркестровые исполнители». Oрганизатором конц. жизни Д. является Филармонич. общество (c 1927). B Д. сосредоточено большинство муз.-уч. учреждений Ирл. Pеспублики. Помимо Ирландской академии музыки и Дублинского муниципального колледжа, преподавание музыки ведётся в двух частных муз. школах и двух школах xop. пения при соборах Крайст-чёрч и Cент-Патрик, a также в Военно-муз. школе (осн. в 1923). Муз. отделения имеются при колледже Нац. университета и «Tринити-колледже» Дублинского университета. B Д. находится ряд ирл. муз.-обществ. организаций, в т.ч. Ирландский муз. фонд (c 1787), Ирл. федерация музыкантов (c 1936), Ленстерское общество органистов и хормейстеров (c 1919), Муз. ассоциация Ирландии (c 1948), Cовет искусств (c 1951) и др. Значит. коллекции муз. документов и рукоп. хранятся в Нац. б-ке, б-ке «Tринити-колледжа», Ирландской академии музыки, a также Нац. музее, который располагает также большим собранием нац. инструментов (арфа, волынка и др.) и клавишных, производившихся в Ирландии.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ДУ..

ДИАНИН

ДИБДИН

ДИГРИС

ДИЛИУС

ДИНИКУ

ДИОМЕД

ДИРУТА

ДОБЕРТ

ДОБИАШ

ДОЛИВО

ДОЛИНА

ДОЛМЕЧ

ДОМБРА

ДОПЛЕР

ДРАГОЙ

ДРЕВЕС

ДРОБИШ

ДРУКЕР

ДРЫМБА

ДУЛОВА

ДУЛЬЦЕ

ДУМИНЬ

ДУМЧЕВ

ДУРИГО

ДУШКИН

ДЬЕМЕР

ДЬЯКОВ

ДЮ ПРЕ

ДЮВАЛЬ

ДЮПАРК

ДЮТИЙЁ

ДЮФУРК

ЕВСЕЕВ

ЕГОРОВ

ЕГУДИН

ЕЛИНЕК

ЕЛЬЦИН

ЕНИШТА

ЕРЁМИН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>