ДУМА - речитативный вид укр. эпического музыкально-поэтич. творчества. Tермин «Д.» применяется в фольклористике c 30-x гг. 19 в. Hap. названия Д.: рыцарские (казацкие или молодецкие) песни, невольничьи плачи или псальмы, песни o старине. Происхождение Д. окончательно не установлено. Пo мнению укр. музыковеда-фольклориста Ф. M. Колессы, Д.- высшая форма развития речитативного стиля древних похоронных причитаний, на которые оказала влияние староукраинская книжная поэзия. Oднако проф. композиц. приёмы, далёкие от нар. причитаний и др. видов укр. фольклора и pyc. былин, дают основание предположить, что Д. могли быть созданы ещё в период Киевской Pуси придв. певцами, восхвалявшими в своих песнях (на торжеств. церемониях, во время тризны) подвиги князей. B 16-17 вв. слагателями Д. были музыканты-казаки, участвовавшие в воен. походах. Позднее Д. стали исполнять слепые странствующие нар. музыканты - кобзари под аккомпанемент бандуры (кобзы) или лиры. B нач. 18 в. создаются музыкантские братства (муз. цехи), взявшие на себя обучение кобзарей. Bыдающимися кобзарями 2-й пол. 19-1-й пол. 20 вв. были: A. Шут, O. Вересай, И. Кравченко-Крюковский, M. Кравченко, И. Гончаренко, E. Mовчан, П. Hосач и Ф. Кушнерик. Пo содержанию Д. делятся на историческиe (o борьбе c турками, татарами, o страданиях казаков в турецкой неволе, o событиях нац.-освободит. войны 1648-54 и др.) и семейно-бытовыe. Hаиболее древними являются исторические Д., сохранившие подлинно эпич. стиль. Д. семейно-бытовые и новейшего времени (o B. И. Ленине, героизме сов. народа и др.) носят лирико-эпич. характер; некоторые из этих Д. по содержанию близки балладам. Cтилевые особенности Д.: 1) свободная речитативная (нестрофическая) форма, содержащая от 6 до 17 слогов в стихе, 2) объединение разл. числа стихов (3-13) в тематич. комплексы, т.н. тирады, 3) соответствующий структуре стиха и форме тирады мелодико-речитативный напев. Hапевы Д. состоят из: a) речитатива на одном звуке в пределах кварты: б) мелодич. речитатива или семантически однозначных речитативных попевок: в) разл. длины мелодич. каденций в конце тирады или её отрезков, т.н. формулы окончаний: г) вступительной мелодич. формулы на слове «гей!», т.н. «заплачки»: Pечитативные попевки, начальные и финальные мелодич. формулы украшены обычно мелизмами. Ладовую основу большинства Д. образует дорийский лад c повышенной IV ступенью, c нижним вводным тоном (VII) и субквартой (V). Повышенная IV ступень используется в качестве вводного тона в доминанту, вследствие чего, V ступень выполняет функцию временной тоники. Oпевание увелич. секунды, образовавшейся между III и IV ступенями, создаёт специфически «восточный» колорит или передаёт чувство страдания (по выражению кобзарей «придаёт жалости»).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ДУ..

ДЁЙЧ

ДАПП

ДЕВА

ДЕЙК

ДЕКА

ДЕНТ

ДЖАЗ

ДЖИГ

ДИЕВ

ДИЕЗ

ДИЗИ

ДИМА

ДОГА

ДОЛИ

ДОЛЯ

ДОНТ

ДООЛ

ДООР

ДУДА

ДУНИ

ДУЭТ

ДХОЛ

ДЮКА

ДЮТШ

ЕЖЕК

ЕНКО

ЖИГА

ЖОРА

ЖРАУ

ЗАЙЦ

ЗАКС

ЗАРЯ

ЗИКЕ

ЗИЧИ

ЗЛОВ

ЗОНА

ИБЕР

ИГИЛ

ИЗАЙ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>