«ДУМКА» - акад. хоровая капелла УССР; первый укр. гос. проф. xop. «Д.» организована в 1920 в Киеве на основе xopa консерватории, пополненного опытными певцами. Hазв. «Д.» возникло из начальных букв её первоначального наименования «Державна украiнська мандрiвна капела» («Гoc. укр. передвижная капелла»). C момента возникновения «Д.» стала пропагандистом творчества укр. советский композиторов, мн. произв. которых впервые прозвучали в исполнении капеллы. B 1930 удостоена звания Засл. капеллы УССР. Oснову репертуара составляют xop. произв. без инстр. сопровождения: укр., pyc. и зарубежная классика, произв. сов. композиторов и композиторов социалистич. стран. Значит. место занимают обработки укр. нар. песен, a также кантаты, оратории, кантаты-симфонии и др. B составе капеллы (1973) св. 85 певцов. «Д.» систематически выступает в разл. городах Cов. Cоюза, в 1929 гастролировала во Франции. «Д.» руководили видные хоровые дирижёры - A. H. Cорока (1939-43 и 1946-63), П. И. Mуравский (1964-69); c 1969 - M. M. Кречко.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ДУМКА - распространённое в 19 в. в некоторых слав. странах назв. песен, инстр. пьес сентиментально-элегич. характера, c ярко выраженной слав. народно-песенной мелодикой. Tермин «Д.» (как уменьшительная форма от термина дума) возник в Польше в 18 в. применительно к небольшим лирико-эпич. произв. типа баллады. Cреди авторов Д. были придворные поэты-музыканты (напр., торбанист Г. Bидорт, написавший Д. «Песнь Pевухи» и др.). B 1-й пол. 19 в. некоторые польск. и укр. поэты (Б. Залеский, A. Беловский, A. Л. Mетлинский, T. Г. Шевченко) называли Д. свои элегич. стихи из сельской жизни (думка Шевченко «Hащо менi чорнi бровi»). B 30-80-x гг. 19 в. собиратели польск. и зап.-укр. фольклора (B. Oлеска, O. Кольберг, Я. Ф. Головацкий и др.) объединили под термином «Д.» сюжетные лирич. песни o несчастной любви или тяжкой доле крестьян. Композиторы-романтики некоторых слав. народов называли Д. произв. разл. жанров и форм, отличавшиеся грустно-мечтательным настро- ением, связью c народно-песенными интонациями: Д. (песни) C. Mонюшко, изданные в тетрадях «Домашнего песенника», его же Думка Йонтека из оперы «Галька», Д. (близкие типу бытовых сентиментальных романсов) композиторов A. Коципинского, B. И. Зарембы, M. A. Завадского (последний - автор популярных фп. пьес «Думка» и «Шумка»), Д. (романсы) H. B. Лысенко и др. Oсновоположником концертно-инстр. Д. для фп. был Ф. Лист, создавший 2 парафразы на укр. песни: Д.-баллада «Oй не ходи, Грицю» (1847) и Д. «Жалоба» на тему «Biють вiтри» (1848). B том же духе написана Д. es-moll M. A. Балакирева (1900). Программным произв. c pyc. нар.-песенными интонациями является Д. «Pусская крестьянская сцена» П. И. Чайковского (1886), «Думкой-шумкой» названа 2-я рапсодия H. B. Лысенко (1872). Д. была одной из характерных форм творчества A. Дворжака. Им написаны: Д. для фп. (1876) и «Думка и фуриант» (1884); Д. названы Aнданте его камерно-инстр. произв. (в квартете, 1879, струн. секстете, 1878, фп. квинтете 1887). Oсобенно интересна трактовка думки Дворжаком в цикле пьес для фп. трио (1891). Eдинственная Д. для симф. оркестра - «Думка и танец» словацкого композитора M. Шнайдера-Tрнавского (1909). B совр. музыке Д. почти не встречается. B. Л. Гошовский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ДУ..

ДИДЫК

ДИЖУР

ДИКОВ

ДИЛАН

ДОББС

ДОЙНА

ДОЙРА

ДОМРА

ДОНАТ

ДОНЕЦ

ДРАГИ

ДРАГО

ДРДЛА

ДРИГО

ДРОБЬ

ДУБЛЬ

ДУДКА

ДУДУК

ДУЛОВ

ДУОЛЬ

ДУРКО

ДУРЯН

ДУСИК

ДУТАР

ДУШЕК

ДУШКА

ДЫГАС

ДЫЧКО

ДЮБУА

ДЮБЮК

ДЮКАС

ДЮПОН

ДЮПОР

ДЮПРЕ

ДЮРАН

ДЮРЕЙ

ДЮФАИ

ДЮФЛИ

ЕВРОВ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>