ФИГНЕР (урожд. - Мей, Mej) Медея Ивановна (4 IV 1859, Флоренция - 8 VII 1952. Париж) - русская певица (драм. сопрано). По национальности итальянка. Пению училась в консерватории во Флоренции у Бьянки и Г. Панофки, одновременно занималась у певицы К. Кароцци-Цукки. В 1875 дебютировала в местечке Синалунга (близ Флоренции) в партии Азучены. Затем пела во флорентийских оперных театрах. В 1877-87 гастролировала в Италии, Испании, странах Юж. Америки. Встретившись в Италии с H. H. Фигнером, постоянно выступала с ним в оперных спектаклях (в 1889 стала его женой). В 1887 дебютировала в партии Валентины («Гугеноты») на сцене Мариинского театра в Петербурге, где проработала до 1912. Впоследствии изредка выступала на оперной сцене (до 1923), участвовала также в концертах. Преподавала сольное пение в 1-й муз. школе при Пролеткульте (1923-25), 2-м Муз. гос. техникуме (1925-26), Центр. гос. муз. техникуме (1926-1930). С 1930 жила за рубежом. Обладала голосом широкого диапазона (сначала пела партии меццо-сопрано) тёплого, мягкого тембра с лёгким, завуалированным звучанием верхних нот и сочным бархатным нижним регистром. Благодаря прекрасной вок. школе, драм. таланту, обаянию, яркому темпераменту Ф. создавала выразит. жен. образы. Артистка не преодолела полностью старых исполнит. штампов, однако в рус. ролях стремилась к простоте и естественности. Проходила партии Лизы и Иоланты под рук. П. И. Чайковского (их первая исполнительница), Тоски и Мими - Дж. Пуччини, партию Татьяны разучивала с А. Тосканини. Была первой исполнительницей партий Маши и Франчески («Дубровский» и «Франческа да Римини» Направника). В её разнообразном репертуаре - партии Гориславы («Руслан и Людмила»), Наташи («Опричник» Чайковского), Донны Анны («Дон Жуан»), Елизаветы, Эльзы и Брунгильды («Тангейзер», «Лоэнгрин» и «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» Вагнера), Кармен; Маргариты («Фауст» Гуно и «Мефистофель» Бойто), Дездемоны, Амнерис, Аиды; Адриенны Лекуврер («Адриенна Лекуврер» Чилеа) и др.
Соч.: Мои воспоминания, СПБ, 1912. Лит: Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера, Л.-М., 1940, с. 186-89; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века, Л., 1973; его же, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин, 1890-1904, Л., 1974. А. П. Григорьева.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ФИГНЕР Николай Николаевич [9 (21) II 1857, Мамадыш Казанской губ. - 13 (26) XII 1918, Киев] - русский певец (лирико-драм. тенор). Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге (1878), служил во флоте, в 1881 вышел в отставку в чине лейтенанта. В 1879 недолго занимался в Петерб. консерватории у В. М. Самуся; брал также уроки пения у И. П. Прянишникова и Ж. Эверарди (жены К. Эверарди). Совершенствовался в Италии у Ф. Ламперти, Э. де Роксаса и др. педагогов. В 1882 дебютировал в Неаполе (в операх Гуно «Филемон и Бавкида» и «Фауст»). В 1882-87 с успехом гастролировал в странах Зап. Европы и Юж. Америки. В 1887 дебютировал в партиях Радамеса; Фауста; Рауля: («Гугеноты») на сцене Мариинского театра в Петербурге, где он работал до сезона 1903/04. Затем выступал на частных оперных сценах в разных городах России, в моск. Большом театре, в собств. антрепризах (Ниж. Новгород, Тбилиси), а также в концертах. В 1907 вернулся в Мариинский театр, где в том же году состоялся его прощальный бенефис (пел партию Ромео в опере «Ромео и Джульетта» Гуно). В 1910-15 солист, худ. рук. и директор оперной труппы Петерб. нар. дома (под его рук. поставлены оперы «Борис Годунов», «Снегурочка», «Князь Игорь»). Стремясь к высокой постановочной культуре спектакля, к слаженности сценич. ансамбля, привлёк к работе в труппе известного реж. А. А. Санина. В 1915 оставил сцену, занялся педагогич. деятельностью. В 1917 поселился на Украине, в 1918 преподавал в Киевской консерватории (вёл оперный класс). Творчество Ф. - яркая страница в истории рус. оперного театра. Его голос не отличался красотой и силой (был несколько суховатого тембра), однако благодаря великолепной вок. школе Ф. был первоклассным певцом. Он в совершенстве владел искусством бельканто: широким, свободным дыханием, превосходным mezzo voce, филировкой, тончайшими градациями звука от легкого piano до мощного forte, кантиленой. Он умел формировать и разнообразить тембры, придавать голосу то мягкость и нежность, то суровость и мужество. Его пение отличали точность интонации, гибкость я изящество фразировки, отчётливая дикция. Ф. уделял большое внимание не только вок. стороне партии, но и её сценич. воплощению. Экспрессивность, яркий темперамент сочетались в его исполнении с художеств. тактом. Стремясь к правдивому раскрытию образов, Ф., однако, не был свободен от оперных штампов. Певец не достигал полного перевоплощения, он подчёркивал лишь преобладающую черту создаваемого образа. Ф. был первым исполнителем мн. партий в рус. операх, в т. ч. Германа (1890, разучивал партию под рук. П. И. Чайковского), Водемона (1892), Владимира Дубровского (1895). Долгое время был лучшим Ленским (до созданного Л. В. Собиновым классич. образа Ленского). Среди др. партий - Синодал, Самозванец, Иоанн Лейденский, Фра-Дьяволо, Хозе, Вертер, Альфред, Герцог, Лоэнгрин. Дж. Верди высоко оценил исполнение Ф. роли Отелло. Чайковский посвятил ему цикл романсов ор. 73. Ф. перевёл на рус. яз. либретто ряда иностр. опер. Лит: Двадцать пять лет славы в опере, сост. Фигнерист, СПБ, 1907, «Русская музыкальная газета», 1912, No 1 (посв. Ф.); Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера, Л.-М., 1940; Левик С., Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены, М., 1955, 1962; Фигнер М., Брат и сестра, «Театр», 1964, No 1; H. H. Фигнер. Воспоминания. Письма. Материалы, Л., 1968; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века. 1873-1889, Л., 1973; его же, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890-1904, Л., 1974. А. П. Григорьева.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ФИ..

УОЛТОН

УОРРЕН

УРМУЛИ

УСАТОВ

УСИОДА

УТЁСОВ

УТЕШЕВ

ФАБИНИ

ФАЗАНО

ФАРАБИ

ФАРКАШ

ФАРМЕР

ФАРРАР

ФАТТАХ

ФЕЙГИН

ФЕЛЬДТ

ФЕНИЧЕ

ФЕРМАН

ФЕТТЕР

ФИГУРА

ФИДЕЛЬ

ФИДЛЕР

ФИЛИПС

ФИШМАН

ФЛЕЙТА

ФЛОРЕС

ФЛОТОВ

ФЛОЯРА

ФОГЛЕР

ФОЛДЕШ

ФОНИЗМ

ФОНОЛА

ФОРЕСТ

ФОРКРЕ

ФОСТЕР

ФРАГЕР

ФРАНКО

ФРАНСЕ

ФРИМЛЬ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>