ФИЛД, Фильд (Field) Джон [26 VII 1782, Дублин - 11 (23) I 1837, Москва] - ирл. пианист, композитор и педагог. Учился игре на фп. у композитора, клавесиниста и певца Т. Джордани в Дублине; домашние занятия Ф. проходили под наблюдением отца (скрипача) и деда (органиста). Впервые публично выступил в 10-летнем возрасте в Дублине. С 1792 жил в Лондоне, служил т. н. демонстратором в магазине муз. инструментов М. Клементи, который до 1803 занимался с Ф. за его игру на инструментах фирмы Клементи для покупателей. Одновременно концертировал (1794-99). Получил известность после исполнения собственного фп. концерта (1799). Сопровождая Клементи в его конц. и коммерч. поездке в Европу, в 1802 много выступал в Париже (в печати особенно отмечалась тонкость его интерпретаций фуг И. С. Баха и Г. Ф. Генделя). Находясь в Вене, Ф. брал уроки фп. игры у И. Альбрехтсбергера. В 1802 вместе с Клементи приехал в Петербург, где и поселился. Дебют Ф. в Петербурге состоялся в 1804 в доме князя Голицына. Вскоре Ф. завоевал славу лучшего петерб. пианиста и педагога. У него занимались многие любители и профессионалы; среди учеников - А. Н. Верстовский, А. Л. Гурилёв, А. И. Дюбюк, В. Ф. Одоевский, Ант. Контский, Ш. Майер; брал у него уроки и М. И. Глинка. К петерб. периоду относится наиболее интенсивная конц., педагогич. и композиторская деятельность Ф. В 1821-31 работал в Москве. В 1832 гастролировал в Великобритании, Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Австрии. Ж. Ф. Фетис (в статье, опубликованной в «Revue musicale») высоко оценил исполнение Ф. собств. фп. концерта, «полного очарования», отметив выразительность, точность и законченность его игры. Крупнейший представитель т. н. лондонской школы пианизма, Ф. создал новое направление в исполнит. искусстве. Его современники и музыканты последующих поколений (Ф. Лист, Р. Шуман, М. А. Балакирев) считали Ф. одним из первых представителей романтизма в муз. исполнительстве. Его игра отличалась проникновенным лиризмом и поэтичностью, певучестью, новаторским использованием педали (обусловленным новым фактурным изложением), блестяще развитой пальцевой техникой (М. И. Глинка писал, что пальцы Ф. как бы сами падали на клавиши «подобно крупным каплям дождя и рассыпались жемчугом по бархату»). С исполнит. стилем Ф. тесно связано его композиторское творчество. Ф. был создателем нового жанра фп. музыки - ноктюрна. Уже первые ноктюрны (написаны и изданы в 1814) принесли Ф. огромную известность (в течение неск. десятилетий ноктюрны Ф., как и его фп. концерты, были любимыми произв. рус. музыкантов и публики). Популярны были также его сонаты и рондо.
Соч.: для фп. - 7 концертов (с орк.), 4 сонаты, 18 (по некоторым источникам - 20) ноктюрнов, фантазии, вариации на англ. и рус. («Камаринская») темы, полонезы; камерно-инстр. ансамбли - фп. квинтет, 2 дивертисмента для фп. и струнных; арии на рус. и англ. тексты, романсы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ФИ..

ТОДИ

ТОЗИ

ТОМА

ТОММ

ТОНС

ТРЕШ

ТРИО

ТУБА

ТУМА

ТУРТ

ТУШЕ

ТЮРК

УРАН

УСОВ

УФАР

УХОВ

УЭББ

ФАЙН

ФЕРЕ

ФИТА

ФЛЕШ

ФОРЕ

ФОСС

ФРЕЙ

ФРИД

ФРОМ

ФУГА

ФУКС

ХАБА

ХАЗЫ

ХАЙТ

ХАЛЛ

ХАРА

ХАРТ

ХАУК

ХЕЙС

ХЕРЦ

ХЕСС

ХИЛЛ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>