ФИШЕР (Fischer) Анни (p. 5 VII 1914, Будапешт) - венг. пианистка. Училась игре на фп. с 1922 у Э. Дохнаньи и А. Секея в Высшей муз. школе им. Ф. Листа в Будапеште. В 1933 получила 1-ю пр. на 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Листа в Будапеште. Много концертирует в странах Европы, выступала в США и Канаде (1961), неоднократно в СССР (с 1953; в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Баку, Львове и др. городах). В 1941-46 жила в Швеции, продолжала концертировать. Получила междунар. известность как исполнительница соч. Ф. Листа и Р. Шумана. Иск-во Ф. отличается глубиной и стройностью художеств. замыслов, романтич. приподнятостью, интонац. выразительностью, блестящей филигранной техникой и в то же время мужественностью и энергией; ей присуще тонкое чувство стиля исполняемого произв. (о тонкости трактовок Ф. свидетельствуют и многочисл. записи её игры). Особенно значительны интерпретации классич. музыки - соч. В. А. Моцарта, 32 сонат и др. соч. Л. Бетховена, произв. Ф. Шопена и др. романтиков, а также Б. Бартока. С 1946 преподаёт фп. игру в будапештской Высшей муз. школе им. Ф. Листа (с 1965 профессор). Пр. им. Кошута (1949, 1955 и 1965). Я. И. Мильштейн.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ФИШЕР (Fischer) Карл (7 XII 1849, Бутштедт, Тюрингия - 14 II 1923, Нью-Йорк) - амер. муз. издатель. По национальности немец. Жил в США с 1872, в 1873 основал в Нью-Йорке предприятие, специализировавшееся на изготовлении муз. инструментов. При участии своих 4 сыновей Ф. расширил дело; позднее оно было преобразовано в издат. фирму, публиковавшую сначала каталоги партитур соч. классиков и композиторов кон. 19 - нач. 20 вв., затем гл. обр. новые соч. для симф. и дух. оркестров. В нач. 20 в. Ф. изданы соч. американский композиторов того времени - А. Бакса, Э. Блоха, Л. Годовского (жил в Нью-Йорке с 1914) и молодых амер. музыкантов, а также скр. транскрипции Л. Ауэра, Я. Хейфеца, Ф. Крейслера. Ф. открыл филиалы фирмы в Бостоне и Чикаго. В 1907 основал ежемесячный журн. «Musical Observer». Преемник P. - его сын Вальтер Ф. (1882-1946), президент фирмы с 1923. Продолжал издавать произв. амер. композиторов 1-й пол. 20 в. Им был организован выпуск популярной серии «Мастера наших дней» («Masters of our day»), в которой печатались фп. произв. амер. композиторов 20 в. - Д. Тейлора, X. Хансона, А. Шеффера, Д. Мура, Ю. Гуссенса, Л. Саминского, Г. Коуэлла и др. В 1935 Вальтер Ф. открыл филиал фирмы в Лос-Анджелесе. С. Ю. Сигида.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ФИШЕР (Fischer) Курт фон (р. 25 IV 1913, Берн) - швейц. музыковед. Чл.-корр. Академии наук и литературы в Майнце (ФРГ, 1968) и Британской академии (1975). Учился у Э. Курта и В. Гурлитта в университете в Берне. С 1957 профессор и директор отделения музыковедения Цюрихского университета, в 1967-72 также президент Междунар. общества музыковедения. Один из редакторов журн. «Archiv für Musikwissenschaft» (с 1965). Автор книг о гармонии Э. Грига («Griegs Harmonik und die nordländische Folklore», 1938), форме инстр. соч. Л. Бетховена («Die Beziehungen von Form und Motiv in Beethovens Instrumentalwerken», 1948), музыке итал. Возрождения («Studien zur italienischen Musik des Trecento und frühen Quattrocento», 1956), об А. Онеггере (1977), многочисл. статей по вопросам муз. формы, жанров, о раннем зап.-европ. многоголосии и о совр. музыке. Вместе с Л. Финшером с 1968 готовит издание собр. соч. П. Хиндемита, с 1974 гл. редактор серии изданий полифонич. музыки 14 в. В 1971 посетил СССР.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ФИШЕР (Fischer) Хакобо (Яков) (15 I 1896, Одесса - сентябрь 1978, Буэнос-Айрес) - аргентинский композитор, скрипач и дирижёр. Занимался в Одессе у П. С. Столярского. В 1917 окончил Петрогр. консерваторию у Л. С. Ауэра (скрипка), по композиции занимался у В. П. Калафати и М. О. Штейнберга. В 1919-23 концертмейстер оркестра Гос. акад. театра оперы и балета в Петрограде. С 1923 - в Аргентине. Один из основателей «Группы муз. обновления», композитор неоклассицистского направления. Нек-рые его соч. написаны на сюжеты произв. рус. писателей: одноактные комич. оперы «Медведь» («El oso», 1952) и «Предложение» («Реdido de mano», 1955) по А. П. Чехову, симф. поэма «Суламифь» по А. И. Куприну (1927) и др. Среди соч. Ф. - неск. балетов, в т.ч. «Современная Коломбина» («Colombina de hoy», 1933), «Ласточка» («Golondrina», 1942); 8 симфоний (1932-64), «Героическая поэма» («Poema heroico», 1927; пр. Ленингр. филармонии, 1928), «Гаучо» (1944), «Праздничная увертюра» («Obertura festiva», 1962) и др. произв. для оркестра, концерты, камерно-инстр. соч., сонаты для разл. инструментов; многочисл. фп. произв., хоры, романсы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ФИШЕР (Fischer) Эдвин (6 X 1886, Базель - 24 I 1960, Цюрих) - швейц. пианист, дирижёр, педагог, музыковед. Сын музыканта, уроженца Праги. Учился игре на фп. у Ш. Шрамек в муз. гимназии в Базеле (с 1896), у X. Хубера в Базельской консерватории (до 1904), совершенствовался у М. Краузе (ученик Ф. Листа) в консерватории Штерна в Берлине (с 1904), где позднее преподавал (1905-14). Возглавлял муз. общество в Любеке (1926-28) и «Об-во друзей музыки Баха» в Мюнхене (1928-30 или 32). Выступал как солист с крупнейшими оркестрами под рук. А. Никита, Ф. Вейнгартнера, Б. Вальтера, В. Менгельберга, В. Фуртвенглера. С сер. 1920-х гг. сочетал пианистич. деятельность с дирижёрской. В нач. 1930-х гг. руководил созданным им камерным оркестром в Берлине. Дирижировал концертами старинной музыки, исполняя одноврем. партию фп. (подобно капельмейстерам-клавесинистам 17-18 вв.). Выступал как ансамблист - в трио со скрипачами Г. Куленкампфом и В. Шнейдерханом (позднее), виолончелистом Э. Майнарди. С 1931 (или с 1933) вёл класс мастерства (фп.; преемник А. Шнабеля) в Высшей школе музыки в Берлине. С 1942 жил в Люцерне (Швейцария), где в 1945-58 вёл класс мастерства при консерватории. Среди учеников - П. Бадура-Шкода. Ф. приобрёл известность как выдающийся интерпретатор произв. И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса. Игра Ф., пианиста яркой индивидуальности, отличалась мужественным, энергичным характером, совершенством всесторонней техники, точностью воспроизведения авторского замысла; обладал высокой звуковой культурой («бархатные пальцы»), тонким чувством классич. стиля. Имеется много записей его исполнения как пианиста и дирижёра. Автор каденций к фп. концертам Моцарта и Бетховена, сонатины и др. пьес для фп., романсов; осуществил редакции ряда фп. соч. Баха, а также Бетховена и др. венских классиков. Ф. принадлежат работы о Бахе, фп. сонатах Бетховена и др. Лит. соч.: J. S. Bach, Potsdam, 1945, Hamb., 1950 (рус. пер. в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 8, М., 1977, с. 217-228); Musikalische Betrachtungen, Wiesbaden, 1952, 1956 (рус. пер. там же, с. 199-216); Ludwig van Beethoven: Кlaviersonaten, Wiesbaden, 1956 (рус. пер. фрагментов там же, с. 164-98); Von den Aufgaben des Musikers, Wiesbaden, 1960.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ФИШЕР Микелис Микелевич (р. 6 V 1915, с. Ница, ныне Лиепайский р-н) - советский певец (баритон, затем драм. тенор). Нар. арт. Латв. ССР (1965). В 1939 окончил Лиепайскую нар. консерваторию по классу пения у Г. Спектора. В 1941-48 работал в Лиепайском оперном театре, сначала как артист хора, затем в качестве солиста оперы. С 1948 солист Латв. театра оперы и балета в Риге. Пел баритональные партии классич. репертуара - Демон, Онегин, Скарпиа; Ренато («Бал-маскарад»). С 1955 исполняет партии драм. тенора: Всеволод («Сказание о невидимом граде Китеже…»), Радамес, Канио, Каварадосси; Питер Граймс («Питер Граймс» Бриттена), Сергей («Катерина Измайлова» Шостаковича), Овод («Овод» Спадавеккиа). Исполнитель многих партий в латыш. операх - Айвар («К новому берегу» Зариня), Вижутис («Банюта» Калниня), Кангарс («Огонь и ночь» Мединя), Антынь («Золотой конь» Жилинского) и др. Выступает в концертах. В. И. Зарубин.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия