ФРАНЦ (Franz) Роберт (28 VI 1815, Галле - 24 X 1892, там же) - немецкий композитор, органист, дирижёр. В 1835-1837 брал уроки композиции у Ф. Шнайдера в Дессау. В течение всей жизни изучал творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В 1841 органист ульрихского собора, в 1842-67 дирижёр певч. академии (с 1907 - его имени), одноврем. с 1851 музик-директор университета в Галле. В 1861 университет присвоил P. звание почётного доктора философии. В 1867 в связи с поразившей его глухотой вынужден был отказаться от всех должностей (в том же году за большие заслуги в пропаганде произв. И. С. Баха ему была назначена пенсия). В творчестве Ф. приверженность к романтич. традиции (близость к Р. Шуману) сочеталась с влиянием музыки Баха. Осн. часть наследия Ф. составляют песни (ок. 350), написанные на слова Г. Гейне, В. Остервальда, Н. Ленау, Ж. Эйхендорфа, Э. Мёрике (в 1843 вышла в свет 1-я тетрадь песен Ф. - 12 песен для сопрано или тенора с фп., о которой одобрительно отозвались Шуман, Ф. Мендельсон и Ф. Лист). Интимный характер, импровизационность, своеобразие гармонич. языка (напр., окончание песни на половинной каденции) роднят их с вок. миниатюрами Шумана, но, в отличие от последних, диапазон чувств в песнях Ф. ограничен. Наиболее близкая ему эмоциональная сфера - элегическая, мечтательная. По словам Ф., его песни «… должны нести покой и умиротворение». Небольшие по размеру, как правило, они написаны в ясной строфич. форме, мелодия гибко следует за смыслом поэтич. текста, фп. сопровождение часто носит живописно-изобразит. характер. Лучшим песням («Колыбельная», «Лотос», «О взгляни, я на лугу») присущи изысканность, утончённость, поэтичность. Среди др. соч. Ф. особого внимания заслуживает «117-й псалм» («Хвалите господа, все народы»; для хора a cappella), для хора им написано св. 30 произведении, в т.ч. Литургия (для смешанного хора) и Кyriе (для 4-гол. хора a cappella и солистов). В своих обработках партитур соч. Баха («Страсти по Матфею», «Магнификат» и др.) и Генделя («Мессия») Ф. стремился сделать их доступными для исполнения обычными вок.-инстр. составами 19 в., ради чего добавлял к ним отсутствовавшие у авторов партии и модернизировал их инструментовку. Нек-рые современники отзывались об обработках Ф. критически, считали, что он искажает подлинник. Ф. принадлежат также многочисл. переложения соч. Баха («Магнификат», 10 кантат, арии и дуэты из кантат, мессы h-moll и др.), Генделя (36 арий и дуэтов из опер) и др. композиторов для фп. в 2 и 4 руки. Лит соч.: Mittheilungen ьber J. S. Bach's «Magnificat», Lpz., 1863, 1889; Offener Brief an Ed. Hanslick. Ueber Bearbeitungen дlterer Tonwerke, Lpz., 1871; Gespräche aus zehn Jähren, hrsg. von W. Waldmann, Lpz., 1895; Drei Briefe an Dr. Erich Pneger von diesem hrsg., Sonderabdruck an der Festschrift zum 10-jährigen Bestehen der Literaturarchiv-Gesellschaft, В., 1901; R. Franz und A. Freiherr Senfft von Pilsach, Briefwechsel, 1861-1888, hrsg. von W. Golther, B., 1907; Gesammelte Schriften ьber die Wiederbelebung Bachscher und Händelscher Werke, hrsg. von R. Bethge, Lpz., 1910.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ФР..

ФЕЙХТ

ФЕОНА

ФЕТИС

ФИБИХ

ФИЛЬЦ

ФИНАЛ

ФИНКЕ

ФИННИ

ФИШЕР

ФЛАКС

ФЛАШО

ФЛИЕР

ФЛУЕР

ФОГЛЬ

ФОКИН

ФОЛИЯ

ФОМИН

ФРАЗА

ФРАНК

ФРЕНИ

ФРИДЕ

ФУРЕР

ХЁЗИК

ХАВАЛ

ХАЛЛЕ

ХАМЗА

ХАССЕ

ХАУЭР

ХАФИЗ

ХЕДЛИ

ХЕНЦЕ

ХЕРЛЯ

ХИРБЮ

ХОЛСТ

ХОНДО

ХОНТИ

ХОРАЛ

ХОРЕЙ

ХУБАД

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>