ФРАНКО Кёльнский (Franco de Colonia) (ок. 1250-80) - немецкий музыкальный теоретик, оказавший значит. влияние на развитие европ. муз. нотации. Имеющиеся о нём сведения противоречивы. Важнейшие источники кон. 13-нач. 14 вв.: трактаты Анонима IV (Coussemaker, Scriptorum…, t. I) и Якоба Льежского (Coussemaker, Scriptorum…, t. II). Аноним IV указывает на двух Ф. - «Парижского» и «Кёльнского». Якоб Льежский называет одного Ф. - «Ф.-тевтонца», т. е. Ф. «Кёльнского» (это свидетельство представляется особенно важным, т.к. Якоб Льежский в кон. 13 в. был знаком с музыкантами ars antiqua в Париже и высоко ценил П. де ла Круа, современника и последователя Ф.). Третий документ - рукопись 14 в., собрание теоретич. трактатов, в числе которых «Ars cantus mensurabilis» P. Кёльнского (хранится в муниципальной библиотеке Сен-Дье; департамент Вогезы, Франция). Рукопись 15 в., находящаяся в библиотеке Милана, указывает на эпохальное значение Ф. «Парижского» для искусства 13 в. (Gerbert, Scriptores…, t. III); эпитет «Парижский» может относиться к Ф. «Кёльнскому», т.к. нек-рое время его деятельность проходила в Париже. Ныне принято считать, что существовал только один Ф. - «Кёльнский» (по Г. Бесселеру). Согласно источникам, Ф. происходил из знатной семьи, получил рыцарское воспитание, принадлежал к высшей ступени папских прелатов. Современник школы Notre-Dame, Адама де ла Аль, он был, вероятно, лично знаком с Альбертом фон Больштедтом и Фомой Аквинским. Главное соч. Ф. - трактат «Искусство размеренного пения» («Ars cantus mensurabilis»), написанный ок. 1280, понимался автором как руководство по композиции. Систематизируя сведения о мензуральной нотации, Ф. опирается на совр. ему практику многогол. письма (в ронделях, мотетах, кондуктах и др.). В своей работе он даёт определение «размеренной» (mensurabilis), т. е. ритмизованной, музыки, уточняет осн. понятия мензуральной нотации - мензуры («меры») и темпуса (букв. - времени; наименование метрич. единицы). Ритм (система модусов) у Ф. трактуется как формообразующее начало. Количество модусов ограничивается пятью; все они объединяются трёхмерной единицей - т.н. перфекцией (perfectio, букв. - совершенство). Принцип перфекции существовал и прежде. Ф. впервые установил на его основе точную соразмерность лонги, бревиса и семибревиса. Существенен вклад Ф. в учение о гармонии. Он даёт дифференцированную классификацию консонансов и диссонансов, разделяя при этом консонансы на совершенные (унисон и октава), несовершенные (м. и б. терции) и средние (квинта и кварта); диссонансы - на совершенные и несовершенные. К совершенным диссонансам Ф. относит полутон, тритон, б. 7, м. 6, к несовершенным целый тон, б. 6, м. 7. В трактате говорится о функциональных различиях консонансов и диссонансов: консонанс желателен в начале сочинения, а несовершенный диссонанс уместен непосредственно перед консонансом и т.д. Говоря о дисканте и органуме, Ф. указывает на преимущество противоположного и косвенного движения голосов, допуская параллелизмы лишь в качестве исключений. Таким образом, значение гл. соч. Ф. заключается в обобщении теоретич. и практич. опыта эпохи ars antiqua и приведении его в чёткую систему, осн. положения которой были актуальны до кон. 16 в. Ф. приписывается также трактат «Compendium discantus» (Coussemaker, Scriptorum…, t. I, p. 154), однако расхождения в концепциях обоих трактатов делают его авторство сомнительным. Издания трактата: Ars cantus mensurabilis, в кн.: Gerbert M., Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum, t. 3, Sankt Blasien, 1784; то же, в кн.: Соussemaker E. de, Scriptorum de musica medii aevi, t. 1, P., 1864, Strunk О., Source readings in music history, v. 1?5, N. Y., 1950; то же, v. 1-5, N. Y., 1965-66.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ФР..

ФЕТТЕР

ФИГНЕР

ФИГУРА

ФИДЕЛЬ

ФИДЛЕР

ФИЛИПС

ФИШМАН

ФЛЕЙТА

ФЛОРЕС

ФЛОТОВ

ФЛОЯРА

ФОГЛЕР

ФОЛДЕШ

ФОНИЗМ

ФОНОЛА

ФОРЕСТ

ФОРКРЕ

ФОСТЕР

ФРАГЕР

ФРАНСЕ

ФРИМЛЬ

ФРИШКА

ФРОЛОВ

ФРУНЗЕ

ФУГАТО

ФУРНЬЕ

ФУРУЙЯ

ХАИКИН

ХАЙРАТ

ХАМИДИ

ХАНАЕВ

ХАРЛАП

ХАРРИС

ХАСКИЛ

ХАСЛЕР

ХАУЗЕР

ХВАТОВ

ХЕЙЛЕР

ХЕЙНЦЕ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>