ГАМБУРГ (Hamburg) - крупный экономич., политич. и культурный центр Германии (ФРГ). 1,8 млн. жит. (1970). Вплоть до 18 в. на муз. культуру Г. оказывала большое влияние церковь. Начиная с 13 в. в монастырях велись занятия музыкой. К сер. 17 в. церк. музыка достигла высокого уровня развития, в особенности благодаря деятельности кантора Т. Зелле; его «Страсти по Иоанну» - одно из первых произв. гамбургских композиторов в ораториальном стиле. В это время Г. становится центром северонем. торговли и политически независимым городом. Городские шпильманы объединяются в цехи. Гамбургские музыканты приобщаются к достижениям нидерландской и венецианской школ. В 17 в. в бюргерских празднествах принимали участие преим. ансамбли струн. инструментов. Тогда же Г. становится одним из центров северонем. органного искусства. В числе органистов были И. и Я. Преториусы, Г. Шейдеман (ученики Я. П. Свелинка). Игра гамбургского органиста И. Рейнкена оказала известное воздействие на молодого И. С. Баха. Органист М. Векман организовал Collegium musicum - объединение любителей и профессионалов, для исполнения камерной и оркестровой музыки, которое с 1660 стало давать еженедельные концерты. В 1678 в Г. был создан первый в Германии общедоступный постоянный оперный театр, где ставились произв. И. Тейле, Н. Штрунка, И. Куссера, Р. Кайзера, И. Маттезона, Г. Генделя, Г. Телемана. В 1721-61 муз. жизнь Г. возглавлял Телеман, написавший для публичных концертов более 30 ораторий. В 1761 на Валентиновом поле был построен первый конц. зал. В 1767 должность гор. директора музыки занял Ф. Э. Бах, который с 1776 ввёл исполнение конц. программ, целиком поcв. симф. музыке. Однако к этому времени в культурной жизни города, вследствие прусских войн, наметился упадок. К нач. 19 в. ослабление экономич. положения Г. лишило его политич. самостоятельности. В результате руководства муз. жизнью частными объединениями значительно понизился её уровень. С появлением пароходства и железных дорог настал новый период расцвета Г., продолжавшийся вплоть до 20 в. С 1827 оперы ставятся в новом театр. здании. В 1838 было создано Северонемецкое объединение муз. празднеств, организовавшее регулярные концерты и исполнение ораторий с привлечением широкого круга участников; в 1829 - Филармонич. конц. общество. В муз. жизни города как пианист принимал участие в свои юные годы И. Брамс, уроженец Г. В кон. 19 в. в качестве дирижёров в Г. выступали X. фон Бюлов, Р. Штраус, Г. Малер, Ф. Мотль, Г. Леви. Оперы ставились к этому времени на сцене двух театров (Городского и «Талия»). Оперный антрепренёр Б. Поль широко пропагандировал творчество Р. Вагнера. В 1895 на основе Союза гамбургских любителей музыки создаётся постоянный симф. оркестр, проводивший концерты для широкой публики. В 1934, объединившись с оркестром гор. театра, он получил название Филармония, гос. оркестра. Его виднейшие руководители - Э. Йохум и X. Шмидт-Иссерштедт. Установление фаш. диктатуры (1933-45) губительно отразилось на нем. культуре, в т.ч. музыкальной. Резко сократились масштабы конц. и муз.-театр. жизни. В Г. работают Государственная опера (новое здание построено в 1955), Филармонический государственный оркестр, оркестр Северо-зап. нем. радио, Гос. высшая муз. школа (1950), Муз. студия им. Чайковского (1952). При Гамбургском университете до 1949 наряду с Научным муз. институтом существовал Ин-т сравнительного музыковедения.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ГАМБУРГ Григорий (Герман) Семёнович [9(22) X 1900, Варшава - 20 X 1967, Москва] - советский композитор, дирижёр и альтист. Засл. деят. искусств РСФСР (1965). В 1922 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции H. H. Черепнина и по классу скрипки В. Р. Вильшау, в 1927 - Моск. консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского, скрипки - Б. О. Сибора, дирижирования - Н. А. Малько. Участник Квартета имени Страдивариуса (1924-30). С 1931 дирижёр симф. оркестра Министерства кинематографии. Преподаватель Моск. консерватории по классу камерного ансамбля (1929-41, с 1939 профессор), Ин-та воен. дирижёров (1945-54), Ин-та им. Гнесиных (с 1954).
Соч.: для оpк. - увертюра-фантазия на башк. темы Салават Юлаев (1941), сюита на якут. темы (1945), увертюра на темы 3 рус. песен (1947), Лирическая поэма (1947); концерты с оpк. - 2 для скр. (1927, 1953), 2 для влч. (1939, 1945), для альта (1943); 5 струн. квартетов, в т.ч. 4-й квартет-сюита, 5-й для 4 влч.; романсы на тексты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др. И. П. Кулясов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ГА..

ВРАБЕЛЬ

ВУТИРАС

ВЮЛЬНЕР

ГАБУНИЯ

ГАВЕЛКА

ГАВИНЬЕ

ГАДЖИЕВ

ГАДУЛКА

ГАККЕЛЬ

ГАЛАМЯН

ГАЛАХОВ

ГАЛАЧЯН

ГАЛИЛЕИ

ГАЛЛИКО

ГАЛСТЯН

ГАЛУППИ

ГАЛЫНИН

ГАЛЬЯНО

ГАМБАНГ

ГАМЕЛАН

ГАНАССИ

ГАНДШИН

ГАНЕЛИН

ГАНСЛИК

ГАРАНЯН

ГАРАШТИ

ГАРДНЕР

ГАРМОНЬ

ГАРТМАН

ГАРШНЕК

ГАРЯЕВА

ГАСАНОВ

ГАФУРОВ

ГЕДРОЙЦ

ГЕЛИКОН

ГЕЛИНЕК

ГЕМИОЛА

ГЕНДАНГ

ГЕНДЕЛЬ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>