ГАНСКАЯ МУЗЫКА. При наличии общенац. традиций музыка многочисл. народностей Ганы, говорящих на языках фанти, аким, аквапим, дагомба, мампруси и др., имеет свою специфику и выполняет разл. функции в быту. Напр., у народов конкомба, дагбани, адангме одним из осн. элементов свадебной церемонии является музыка, у акан и ряда др. народов этой традиции нет; в сев. р-нах страны коллективный труд, как правило, сопровождается музыкой, у народов ашанти нет такого обычая. У конкомба есть песни косьбы и гребли, но нет песен молотьбы, в то время как у народов кассена-нанкани и буилса имеются песни молотьбы, но нет песен др. видов труда. В муз. практике некоторых народов Ганы существуют песни, исполняемые только женщинами (напр., похоронные плачи), мужчинами (охотничьи песни), детьми и т.п.; у др. народов распространены смешанные хоры. Разнообразны вок. традиции народов Ганы. Так, у народа кассена-нанкани серенада исполняется дуэтом (молодой человек поет серенаду девушке вместе со своим другом), у др. - соло. Своеобразна вок. техника и манера исполнения разл. этнич. групп, связанная с природными особенностями тембра голоса и певч. практикой (носовой характер звука, пульсации, хроматич. скольжения, напряженный или открытый голос, фальцет, йодль, улюлюканье и т.д.). Народы акан, га, эве поют открытым звуком, с ровным постепенным понижением от начала к концу фразы. В песнях дагбани, фрафра, кассена-нанкани и буилса фраза открывается обычно громким и высоким звуком, а завершается резким его понижением. Певцы фрафра ноют очень напряженным голосом. Ладовой основой Г. м. является пентатоника, но используются также 6- и 7-ступенные звукоряды, близкие к диатоническому. Обычно каждая этнич. группа применяет какой-то один постоянный звукоряд с определенной, строго фиксированной последовательностью интервалов; в р-нах, заселенных представителями разл. этнич. групп, встречается неск. звукорядов. В нар. музыке Ганы существует как одноголосие, так и многоголосие. Распространено пение параллельными терциями (терцовый параллелизм широко применяют музыканты конкомба, кассена-нанкани, буилса), но заканчиваются песни унисоном. Одна из особенностей Г. м.- наличие «определенного» и «вольного» ритмов, которые возникают благодаря применению наряду с «главным» (метрическим) акцентом (появляется через определ. промежутки длительностей, придает музыке ритмич. строгость, стройность, подчеркивается притопыванием ноги, хлопком в ладоши, ударом барабана) регулярных и нерегулярных акцентов. В «вольном» ритме исполняются песни, инструментальные пьесы, танцы же требуют «определенного» ритма. Многочислен муз. инструментарий Ганы. Наиболее богата ударно-шумовая группа. Существуют разнообразные типы, размеры барабанов. У народа эве семейство барабанов (асавуи) состоит из барабана-хозяина - ацимеву, а также барабанов сого, киди, каган, клодзио, клобото и др. У народа ашанти в семейство барабанов (твене) наряду с другими входит барабан этвие (леопард), названный так благодаря звуку, напоминающему рычание. Ритмич. фон в ганском оркестре создают трещотки, погремушки, колокольчики, кастаньеты, а также ганкогви (2 металлических безъязычковых колокольчика, по которым бьют деревянной палочкой), акзатце (полая тыква, окутанная сетью бус, нанизанных на мягкую проволоку) и др. Духовая группа представлена флейтами (изготовляются из бамбука, древесины), трубами (из бивней слонов, рогов животных). В Сев. Гане преобладают струн. инструменты: муз. луки, однострун. скрипки, инструменты типа лютни, цитры. В Ашанти имеются своеобразные 6-7-струн. арфы (сеперева) и музыкальные луки с резонатором (бэнта). В 50-х гг. 20 в. под влиянием европ. и амер. воен. оркестров в муз. ансамблях Ганы стали применяться европ. инструменты. Распространился новый муз. стиль - хайлайф, основанный на сочетании элементов афр. нар. и европ. искусства. К нач. 60-х гг. 20 в. в Гане насчитывалось неск. десятков оркестров хайлайф (их обычный состав: трубы, саксофоны, тромбоны, контрабасы, барабаны, бонго-барабаны, конго-барабаны и т.д.), среди которых выделяются оркестры под рук. Г. Воррена, С. Аквайе, Л. Никой, Э. Менса, А. Гайвори, Д. Данка. Оркестры гастролируют в др. странах Зап. Африки, благодаря чему хайлайф распространился почти по всей Африке. С образованием независимого гос-ва Ганы открылись новые пути развития проф. музыки. В 1958 был создан Совет искусств, осн. задача которого - сохранение и развитие афр. нар. Культуры. По инициативе Совета проводились нац. фестивали музыки и драмы, конкурсы традиц. и совр музыки. Проблемами муз. искусства занимается Ин-т по изучению Африки при университете Ганы (существует спец. сектор музыки и искусства). Сотрудники Ин-та ведут научно-исследоват. и пропагандистскую работу. При Ин-те организованы симфонический оркестр и хор. В Аккре создана Академия, курс обучения которой рассчитан на 2 года. При Академии имеются фонотека и коллекция муз. инструментов. Выдвинулись проф. композиторы - Э. Аму, Ф. Гбехо и др. Широко распространены в Гане муз.-драм. спектакли, насыщенные песнями, танцами. Музыку к этим спектаклям пишет С. Аквайе. Популярность получила его муз. комедия «Обадзенг» (показана в СССР, 1961). Появился ряд работ по вопросам музыки, фольклора, в т. ч. труды о Г. м. Квабены Нкетия.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ГА..

BASSO OSTINATO

MUSIKFORSCHUNG

REVUE MUSICALE

АБАЙ КУНАНБАЕВ

АДАМ ДЕ ЛА АЛЬ

АЗМАЙПАРАШВИЛИ

АЛИВЕР ДИБЕКОВ

АЛЬТОВЫЙ ГОБОЙ

АНИДО ГОНСАЛЕС

БАКЕЙРО ФОСТЕР

БЕКМАН-ЩЕРБИНА

БОЛЬШОЙ РАСПЕВ

ВАН ДЕН БОРРЕН

ВИНЬЯС ДОРДАЛЬ

ВИОЛА ДА ГАМБА

ВИОЛА-БАСТАРДА

ВОЕННАЯ МУЗЫКА

ВОЙНА БУФФОНОВ

ГАДЖИБАБАБЕКОВ

ГАРСИЯ МОРИЛЬО

ГВИДОНОВА РУКА

ГЕСС ДЕ КАЛЬВЕ

ГИЛЬОМ ДЕ МАШО

ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ

ДАТСКАЯ МУЗЫКА

ДЕТСКАЯ МУЗЫКА

ДУХОВАЯ МУЗЫКА

ЗВУКОВАЯ ШКАЛА

ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ

ЗИГМУНД-ШУЛЬЦЕ

ИНСТРУМЕНТОВКА

ИОАНН КУКУЗЕЛЬ

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

КАМЕННЫЙ ТЕАТР

КАМЕР-МУЗЫКАНТ

КАСТРАТЫ-ПЕВЦЫ

КВИНТОВЫЙ КРУГ

КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ

КОЛРИДЖ-ТЕЙЛОР

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>