ГОФМАН (Hoffmann) Карел (12 XII 1872, Прага - 30 III 1936, там же) - чеш. скрипач. В 1920 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки А. Бенневица. С 1891 возглавлял «Чешский квартет»- один из лучших европ. камерных ансамблей, с которым гастролировал во мн. странах, неоднократно в России (впервые в 1895). Как солист был известен своей интерпретацией концертов В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Й. Брамса, P. Мендельсона, П. И. Чайковского, А. Дворжака, сонат и партит для скрипки соло И. С. Баха (цикл концертов исполнил в 1924-25). Й. Сук посв. ему «Четыре пьесы» для скрипки и фп., ор. 17.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ГОФМАН (Hoffmann) Эрнст Теодор (Вильгельм) Амадей (24 I 1776, Кенигсберг - 25 VI 1822, Берлин) - нем. писатель, композитор, дирижёр, живописец. Сын чиновника, получил юридич. образование в Кёнигсбергском университете. Занимался литературой и живописью, музыке обучался сначала у своего дяди, а затем у органиста Х.Подбельского (1790-1792), позднее в Берлине брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Был судебным асессором в Глогуве, Познани, Плоцке. С 1804 государственный советник в Варшаве, где стал организатором филармония, общества, симф. оркестра, выступал как дирижёр и композитор. После занятия Варшавы франц. войсками (1807) Г. возвратился в Берлин. В 1808-1813 дирижёр, композитор и декоратор театров в Бамберге, Лейпциге и Дрездене. С 1814 жил в Берлине, где был советником юстиции в высш. судебных органах и юридич. комиссиях. Здесь Г. написал свои важнейшие лит. произв. Первые его статьи помещены на страницах «Всеобщей музыкальной газеты» («Allgemeine Musikalische Zeitung», Лейпциг), сотрудником которой он был с 1809. Выдающийся представитель нем. романтич. школы, Г. стал одним из основоположников романтич. муз. эстетики и критики. Уже на раннем этапе развития романтич. музыки он сформулировал её особенности и показал трагич. положение музыканта-романтика в обществе. Г. представлял музыку как особый мир, способный раскрыть перед человеком смысл его чувств и страстей, а также постигнуть природу всего загадочного и невыразимого. На языке лит. романтизма Г. стал писать о сущности музыки, о муз. произв., композиторах и исполнителях. В творчестве К. В. Глюка, В. А. Моцарта и особенно Л. Бетховена он показал тенденции, ведущие к романтич. направлению. Ярким выражением муз.-эстетич. взглядов Г. являются его новеллы: «Кавалер Глюк» («Ritter Gluck», 1809), «Музыкальные страдания Иоаганна Крейслера, капельмейстера» («Johannes Кreisler's, des Кapellmeisters musikalische Leiden», 1810), «Дон Жуан» (1813), диалог «Поэт и композитор» («Der Dichter und der Кomponist», 1813). Рассказы Г. позднее были объединены в сборнике «Фантазии в духе Калло» («Fantasiestücke in Callot's Manier», 1814-15). В новеллах, а также в «Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера», введённых в роман «Житейские воззрения кота Мурра» («Lebensansichten des Кaters Murr», 1822), Г. создал трагич. образ вдохновенного музыканта, «безумного капельмейстера» Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание. Произв. Г. оказали влияние на эстетику К. M. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтич. образы Г. нашли воплощение в произв. мн. композиторов - Р. Шумана («Крейслериана»), Р. Вагнера («Летучий голландец»), П. И. Чайковского («Щелкунчик»), А. Ш. Адана («Жизель»), Л. Делиба («Коппелия»), Ф. Бузони («Выбор невесты»), П. Хиндемита («Кардильяк») и др. Сюжетами для опер послужили произв. Г. - «Мастер Мартин и его подмастерья», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Принцесса Брамбилла» и др. Г. - герой опер Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана», 1881) и Г. Лаччетти («Гофман», 1912). Г. - автор муз. произв., в т. ч. первой нем. романтич. оперы «Ундина» (1813, пост. 1816, Берлин), оперы «Аврора» (1811-12; возможно пост. 1813, Вюрцбург; посмертная пост. 1933, Бамберг), симфоний, хоров, камерных соч. В 1970 в Майнце (ФРГ) начато издание собр. избранных муз. произв. Г.
Соч.: Werke, hrsg. von G. Ellinger, B.-Lpz.-W.- Stuttg., 1927; Poetische Werke. Hrsg. von G. Seidel. Vorwort von Hans Mayer, Bd 1-6, В., 1958; Musikalische Novellen und Schriften nebst Briefen und Tagebuchaufzeichnungen. Ausgewählt und mit Anmerkungen versehen von Richard Münnich, Weimar, 1961; в рус. пер. - Избранные произведения, т. 1-3, М., 1962.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ГОФМАН (Hofman) Ростислав (Мишель) Модестович [р. 15(28) IV 1915, Петроград] - французский музыковед. Сын литературоведа- пушкиниста и поэта Moдеста Людвиговича Г. С 1923 живёт во Франции. Деятель общества «Музыкальная молодёжь Франции». Ведёт большую работу по популяризации во Франции рус. и сов. муз. культуры, творчества советский композиторов. Выступает по франц. радио с лекциями, комментариями. С 1968 редактор журн. «Diapason». Автор мн. работ, посвященных рус. классич. и сов. музыке.
Соч.: Un siecle d opera russe, P., 1946; Tchaikovsky, P., 1947; La musique en Russie des origines а nos jours, P., 1957; Rimskiorsakov, P., 1958; Histoire de la musique des origines а nos jours, P., 1959; Dvmitri Chostakovitch, p., 1963; Serge Prokofiev, P., 1964; La musique sovietique, P., 1964; La vie de Moussorgski, P., 1964; La vie des grands musiciens russes, P., 1965; Les grandes figures slaves de Russie, P., 1965; Histoire de la musique russe des origines а nos Jours, P., 1968. К. M. Ямпольский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ГОФМАН (Hofmann) Иосиф (Юзеф) (20 I 1876, Подгуже, близ Кракова - 16 II 1957, Лос-Анджелес, США) - польск. пианист, педагог и композитор. Учился в Берлине у М. Мошковского (фп.) и Г. Урбана (композиция), в Дрездене - у А. Г. Рубинштейна (фп.), оказавшего на формирование Г.-пианиста решающее влияние. С 1899 жил в США, в 1924-38 был профессором и директором Муз. института Кёртис в Филадельфии. Его ученики: А. Чезинс, Ш. Черкасский, П. Шалит и др. Концертировал в 1883-1946 (с перерывом на годы учения -1884-94). Г. - один из крупнейших пианистов мира; особенной популярностью пользовался в США и в России, где в 1895-1913 гастролировал почти ежегодно (в Петербурге давал до 20 концертов в сезон). Игра Г. отличалась исключит. тщательностью воспроизведения нотного текста при безупречном мастерстве и блеске техники, благородством вкуса, сочетанием классич. ясности и чистоты стиля с романтич. изяществом и поэтичностью; однако существует мнение, что его интерпретациям не хватало глубины и творч. оригинальности. Репертуар Г. был громаден, особенно удавались ему мелкие пьесы Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Шуберта - Листа, а также М. Мошковского. Большую известность приобрели 2 книги Г. об игре на фп. (объединены им впоследствии в одну). Собранные в них советы и указания Г. отличаются точностью, конкретностью и имеют значит. практич. ценность; интерес представляют также включённые в книгу воспоминания Г. об А. Г. Рубинштейне. Муз. сочинения Г. (некоторые под псевд. Михаил Дворский) большого художеств. значения не имеют. Автор 2 симфоний. 5 концертов и диалога «Хроматикон» для фп. с оркестром, а также мн. мелких пьес салонного характера для фп. Лит. соч.: Piano playing, Phil., 1907, N. Y., 1908 (рус. пер. - Фортепианная игра, М., 1911, 1929); Piano questions answered, N. Y., 1909 (рус. пер. - Вопросы и ответы, М., 1913, 1929); объединённое и доп. изд. обеих кн. - Phil., 1920 (рус. пер - Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре, М., 1938, 1961); интервью «The Etude», 1944, No 11 (рус. пер. - Советы молодым пианистам, «СМ», 1957, No 4).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ГО..

ГЕСЛЕР

ГИДЖАК

ГИЕНКО

ГИЛЛИС

ГИМЕЛЬ

ГИТАРА

ГЛАВАЧ

ГЛАЗУП

ГЛЕБОВ

ГЛИНКА

ГЛОБИЛ

ГЛОНТИ

ГЛУМОВ

ГНАТЮК

ГНЕДАШ

ГНЕСИН

ГОРДОН

ГОССЕК

ГОТЛИБ

ГРАУНД

ГРАЧЁВ

ГРЕГОР

ГРЕКОВ

ГРЕТРИ

ГРИНУП

ГРИНЬИ

ГРИЦЮК

ГРИШКО

ГРОМАН

ГРОХЕО

ГРУБЕР

ГРУБИХ

ГРУВЕН

ГРЮМЬО

ГУБЕРТ

ГУБКИН

ГУДКОВ

ГУДМЕН

ГУЖОВА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>