ГОМИС (Gomis) Хосе Мельчор (6 I 1791, Онтеньенте, Валенсия - 26 VII 1836, Париж) - испанский композитор, дирижёр и педагог. Учился композиции у монаха П. Понса, затем занимался самостоятельно, изучал церк. музыку. Руководил воен. оркестрами в Валенсии и Мадриде (ок. 1817). Г. -участник событий испан. бурж. революции 1820-23, автор ряда патриотич. песен. После поражения революции эмигрировал в Париж, преподавал вместе с М. Гарсиа вок. искусство. Написал школу пения «Методика сольфеджио и пения» («Methode de solfege et de chant», 1825). В 1826-29 жил в Англии, приобрёл известность как вок. педагог. В Лондоне были изданы его «Испанские песни» и впервые исполнена кантата «Зима» («El invierno») для вок. квартета и оркестра (1827). С 1829 Г. жил в Париже, где с успехом шли ого оперы, которые и принесли ему европ. известность. Первая опера Г. - «Деревенская девушка» («La Aldoana», Мадрид, 1822). В музыке Г. ощутимо влияние К. М. Вебера, особенно в опере «Призрак» («Le revenant», 1833). Романтнч. оперы Г. высоко оценивал Г. Берлиоз. Наиболее популярны комич. оперы «Носильщик» («Le portefaix», «Опера комик», Париж, 1835) и «Дьявол из Совильи» («Le diable а Seville», 1831), в которой использованы испан. нар. мелодии и танц. ритмы. Г. был одним из первых исп. композиторов, кто, обращаясь к фольклору, стремился найти пути к созданию нац. оперы. М. А. Вайсборд.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ГОМИС, Гомес (Gomes) Карлус Антониу (11 VII 1836, Кампинас - 16 IX 1896, Белен) - браз. композитор. Музыке учился у отца, Мануэля Г. - дирижёра в Кампинасе, затем в консерватории Рио-де-Жанейро у Дж. Джаннини, в Милане у Л. Росси. В 1860 осн. в Рио-де-Жанейро театр «Национальная опера», в котором работал как дирижёр. В 1872-80 жил в Италии. С 1895 был директором консерватории в Белене. Г. - основоположник браз. нац. оперы. Его творчество характеризуется мелодич. своеобразием, живостью, динамизмом, использованием фольклора. Наиболее известное произв. - опера-балет «Гуарани» («Il Guarani»,. 1870, по одноим. роману Ж. М. Аленкара, Милан), ставилось в театрах Рио-де-Жанейро, Лондона, Барселоны, Петербурга, Неаполя.
Соч.: оперы - Ночь в замке (Noite do castello, 1861, Рио-де-Жанейро), Жанна Фландрская (Joanna de Flandres, 1863, там же), Сальватор Роза (1874, Генуя), Мария Тюдор (1879, по В. Гюго, Милан), Раб (Lo schiavo, 1889, Рио-де-Жанейро), Кондор (Condor, 1891, Милан); муз. комедии - На луне (Nella luna, 1868, Милан), Электрический телеграф (Triumpho as avessas, 1871, Рио-де-Жанейро); гимн да здравствует Бразилия! (1876), кантата Колумб (1892), мессы, фп. пьесы, хоры, песни.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия