ГРЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА. Греч. муз. культура одна из древнейших в мире (см. Древнегреческая музыка). В средние века греч. проф. музыка развивалась в русле византийской музыки. Начиная с сер. 15 в. многовековое турецкое иго затормозило её развитие. Нац. муз. традиции сохранились только в нар. творчестве и церк. музыке. Греч. нар. музыка отличается богатством жанров и форм. Песни можно разделить на эпические, исторические, бытовые, баллады. Среди бытовых - трудовые, колыбельные, любовные, свадебные, застольные, шуточные, календарные, посв. массовым нар. празднествам. Подавляющее большинство историч. песен создано в годы борьбы греков против турецкого ига (песни клефтов) и в период становления греч. нац. гос-ва, их осн. содержанием стало воспевание свободы и независимости. Исполнение греч. нар. песен часто сопровождается хороводом. Названия нар. танцев ведут своё происхождение от местности, где они бытуют (критский танец и др.), от историч. события (танец Залонго и др.), от названия профессии (хасапикос - танец мясников и др.) либо берут своё назв. от ритма и движения (сиртос, сиртаки и др.). Среди нар. муз. инструментов - разл. виды лютни, свирель, лира, продольная флейта, волынка. Особой популярностью пользуются бузуки, мандолина, скрипка. Все они, как правило, входят в состав нар. оркестров, в которые с 30-х гг. 19 в. входят также кларнет и гитара. Нац. проф. музыка в континент. Греции стала складываться в 30-е гг. 19 в., после провозглашения независимости страны. До этого лишь на Ионических островах (на которые не распространялось турецкое владычество) развивалась проф. нац. муз. культура. Среди известных представителей Ионической школы - Н. Мандзарос, С. Ксиндас, П. Карер, С. Самарас, Д. Лаврангас, Г. Ламбелет. Мандзарос - автор музыки греч. нац. гимна (1865). Он же основал Филармоническое общество Керкиры (1840), в котором получили муз. образование мн. греч. музыканты. В их числе С. Ксиндас, автор первой подлинно нац. оперы «Кандидат в депутаты» (1888, Афины). Более ранние оперы П. Карера создавались под воздействием идей греч. революции 1821 («Маркое Боцарис», 1861, Патры; «Госпожа Фросини», 1869, Закинф; «Деспо, героиня Сули», 1882, Патры). Одна из его многочисл. песен - «Старый Димос» (сл. А. Валаоритиса) - стала народной. Самарас - первый греч. композитор, творчество которого стало известно за пределами Греции; он автор мн. опер («Флора Мирабилис», 1886, Милан; «Лионелла», 1891, Милан; «Мученица», 1894, Неаполь; «Укрощение колдуньи», 1895, Милан; «Мадмуазель де Белль-Иль», 1905, Генуя; «Рея», 1908, Флоренция) и Олимпийского гимна (1896). Формирование греч. проф. муз. культуры связано с большим влиянием итал. и франц. музыки. Преодоление этого влияния происходит в последней четв. 19 и в нач. 20 вв., Возникает большой интерес к нар. песне. На её основе создаётся новый для Греции жанр муз. спектаклей-водевилей (комидиллион), музыку к которым писали Д. Коромилас, Д. Кокинос, Д. Родиос, Н. Ламбелет, С. Бекаторос и др. Нац. тенденции ярко выявились в творчестве Д. Лаврангаса и Г. Ламбелета. Лаврангас - автор 9 опер (среди которых «Дидона», 1909; «Два брата», 1900; «Чародейка», 1902; «Факанапас», 1950; все поставлены в Афинах), 5 оперетт, симф., камерных, вок. и хор. произв., теоретич. работ по муз. искусству и критич. статей. На основе созданной Лаврангасом оперной труппы (1900) в 1940 был организован в Афинах первый греч. Нац. оперный театр («Этники лирики скини»). Лаврангас стал руководителем нар. хора с острова Кефалиния (1889), Афинского филармонич. общества, вёл большую педагогич. работу в Афинской консерватории (осн. 1871); он же был одним из основателей первого в Греции муз. издательства (1897). Большой вклад в популяризацию и исследование греческой нар. музыки внесли Г. Ламбелет (автор многочисленных песен и книги «Греческая народная музыка», 1934) и его брат Н. Ламбелет. Основоположники совр. греч. нац. муз. школы - М. Каломирис, Д. Лаврангас, Г. Ламбелет, М. Варвоглис и Э. Риадис стремились к созданию проф. нац. музыки на основе соединения греч. фольклора с достижениями мировой муз. культуры. Каломирис - автор опер («Старший мастер», 1916; «Кольцо матери», 1917; «Восход», 1945; «Мутные воды», 1951; «Константин Палеолог», 1962; все поставлены в Афинах), симф. и камерно-инстр. произв., был основателем Эллинской (1919) и Национальной (1926) консерваторий в Афинах, директором Нац. оперного театра, пред. Союза греч. композиторов, действительным чл. Афинской АН (1945). М. Варвоглис, создавший оперу «После полудня любовь» и многочисл. произв. для симф. оркестра, музыку к древнегреч. трагедиям, был также крупным муз.-обществ. деятелем. Э. Риадиса - автора ок. 200 песен и обработок ок. 100 нар. песен - называют греч. Шубертом. Вклад в создание греч. муз. школы внесли Л. Маргаритис (основатель Салоникской консерватории, 1914), Д. Левидис, Т. Спатис, Н. Лавдас, действительный чл. Афинской АН П. Петридис, Г. Пониридис, Г. Склавос, К. Сфакьянакис, дирижёр и композитор Д. Митропулос. Большое значение для развития совр. муз. культуры имела деятельность музыковеда и педагога А. Теодоропулу, дирижёра Ф. Икономидиса (основателя Афинского государственного симфонического оркестра, 1943) и др. В 20-х и 30-х гг. 20 в. в Греции выдвигаются композиторы, окончившие отечественные музыкальные учебные заведения. Многие композиторы этого поколения проявили себя как муз.-обществ. деятели и педагоги. В их числе: С. Михаилидис (директор Салоникской гос. консерватории и дирижёр симф. оркестра Сев. Греции, исследователь греч. и кипрской нар. музыки), А. Евангелатос (директор Эллинской консерватории, пред. Союза греч. композиторов), Г. Георгиадис (директор «Салоникского хора», Студенческого хора и оркестра Салоникского университета, автор книги «Греческие хоровые песни»). Композиторы Л. Зорас, М. Вурцис, Б. Коласис и К. Кидоньятис выступают также как дирижёры. Известность получило творчество Н. Скалкотаса, Г. Казасоглу, Г. Платона, М. Паландиоса. События 2-й мировой войны и борьба греч. народа против фаш. оккупантов нашли отражение в симф. творчестве М. Каломириса (симф. поэма «Смерть отважной»), М. Варвоглиса (симф. поэма «За колючей проволокой»), участника греч. Сопротивления А. Ксеноса (песни - «Вперёд», «Орлята», «Гимн молодёжи» и др.). Борьба греч. народа за свободу и нац. независимость - основная тема творчества Ксеноса (симф. поэмы - «Новые сульоты», 1941; «Дзавелас», 1942; «Сопротивление», 1948; «Дигенис не умер», 1952; «Прометей», 1962; «Спартак», 1963, и др.). В 40-х и нач. 50-х гг. выдвинулась многочисленная группа композиторов, стремившаяся писать произведения, основанные на греч. фольклоре и визант. муз. наследии. Наряду с симф. и муз.-сценич. произв. она создала греч. массовую песню. Среди них выделяется М. Хадзидакис, значение которого определяется тем, что он придал своей музыке глубоко нац. характер. Им написаны музыка к более чем 50 театр, пост., а также ко многим древнегреч. трагедиям, к десяткам кинофильмов, фп., симф. и балетная музыка. По пути М. Хадзидакиса пошли мн. др. композиторы - Г. Бификоцис, Г. Замбетас, К. Капнис, Г. Кацарос, Т. Моракис, Г. Музакис, М. Плесас, М. Теодоракис, а с сер. 60-х гг. - Я. Глезос, С. Ксархакос, X. Леонидис, М. Лоизос, Я. Маркопулос и др. Их песни получили известность в самой Греции и за рубежом. Деятельность этих композиторов, а также творчество самодеятельных композиторов (М. Вамвакариса, Я. Папаиоанну, В. Цицаниса и др.) в значит. степени нейтрализовала влияние зап. и псевдогреч. лёгкой музыки, оказала большое влияние на исполнительское искусство. Были созданы оркестры, включающие греческие народные инструменты, хор. коллективы, с которыми композиторы выступают в качестве дирижёров и певцов. Среди др. группы композиторов, творчество которых не вышло за пределы академизма или же протекает под влиянием модернизма,- Н. Астранидис, Я. Ксенакис, А. Кунадис, Г. Сисильянос и др. А. Кунадис и Н. Астранидис зарекомендовали себя также как видные пианисты и дирижёры. Военный переворот в Греции (1967) отрицательно сказался на развитии муз. культуры страны. Вместе с тем мн. греч. композиторы остались верны демократическим идеалам, продолжают создавать произв., проникнутые духом свободолюбия. Среди греч. исполнителей: певцы - Н. Мосхонас, М. Каллас, К. Дамасиоти, А. Захарату, А. Франгиан-Спилиопулу, З. Влахопулу, Г. Пасхалис, Л. Хева, Т. Цахуриду, А. Делендас, С. Калогерас; пианисты - Г. Темелис, К. Кидоньятис, В. Девеци, Р. Вурци; скрипачи - Б. Коласис и Н. Дикеос; виолончелист - Э. Папаставрос; дирижёры - Ф. Ваваянис, А. Паридис, Л. Зорас, Д. Хорафас, С. Михаилидис, М. Хадзидакис, А. Евангелатос, А. Кунадис, Ф. Византиу и др.; бузукисты - М. Хьотис, К. Папандопулос, Н. Карнезис и др. Среди эстрадных греч. певцов - Г. Бификоцис, С. Казандзидис, Маринелла, Иованна, Н. Мусхури, М. Фарандури. В Греции функционируют: Нац. оперный театр («Этники лирики скини»); 5 симф. оркестров, в их числе - Афинский гос. оркестр, гос. оркестр Сев. Греции, оркестр Афинского радио и Нац. оперного театра; ансамбль песни и танца Доры Страту, хор города Трикалы, хор девушек под упр. Фалин Византиу и др. Единственная гос. консерватория работает в Салониках (1914), остальные содержатся частными общества-ми - Афинская (1871), Пирейская (1904), Эллинская в Афинах (1919), Национальная в Афинах (1926). Консерватории имеют филиалы в ряде крупных городов Греции. Имеется несколько средних музыкальных учебных заведений. Наиболее популярный фестиваль музыки - Афинский (проходит ежегодно летом в древнегреческих театрах). В нём наряду с греческими музыкантами и исполнителями принимают участие зарубежные оперные, хоровые и симф. коллективы и солисты. Однако концерты этих фестивалей посещает огранич. круг любителей музыки. Ежегодно проводится фестиваль популярной песни, главным образом в Салониках.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ГР..

PERPETUUM MOBILE

АБХАЗСКАЯ МУЗЫКА

АДЖАРСКАЯ МУЗЫКА

АЛБАНСКАЯ МУЗЫКА

АЛЖИРСКАЯ МУЗЫКА

АЛЬБЕРТИЕВЫ БАСЫ

АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК

АНДРЕЕВА-ДЕЛЬМАС

АРМЯНСКАЯ МУЗЫКА

АФГАНСКАЯ МУЗЫКА

БИРЖАН КОЖАГУЛОВ

БРИНДИС ДЕ САЛАС

БУРЯТСКАЯ МУЗЫКА

БУТОМО-НАЗВАНОВА

ВАЛЛЕК-ВАЛЕВСКИЙ

ВЕЙМАРСКАЯ ШКОЛА

ВЕНГЕРСКАЯ ГАММА

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ГОНСАЛЕС МАНТИЧИ

ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ

ГУБНАЯ ГАРМОНИКА

ДАРВЕШ АЛИ ЧАНГИ

ДОРИЙСКАЯ СЕКСТА

ЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ЖАНР МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЗАГАДОЧНЫЙ КАНОН

ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ

ЗНОСКО-БОРОВСКИЙ

ИНДИЙСКАЯ МУЗЫКА

ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ

ИСПАНСКАЯ МУЗЫКА

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА

КАЛМЫЦКАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР

КАНАДСКАЯ МУЗЫКА

КВАРТСЕКСТАККОРД

КВИНТСЕКСТАККОРД

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>