ГРИГОРЬЕВ Антон Алексеевич (р. 30 I 1926, Киев) - советский певец (лирич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1973). Чл. КПСС с 1976. В 1952 окончил Киевскую консерваторию у М. В. Микиши. С 1951 солист Киевской филармонии, с 1953 - Большого театра. Обладает голосом красивого, мягкого тембра. Партии: Берендей, Владимир Игоревич, Ленский, Юродивый, Боян; Герцог, Альфред, Вертер, Фауст; Таркемада («Испанский час» Равеля), Эрик («Летучий голландец»), Пьер Безухов; Молодой артист («Октябрь» Мурадели). Выступает как конц. певец. Снимался в кино в роли князя Андрея Хованского («Хованщина», 1959). С 1976 преподаёт в ГИТИСе им. А. В. Луначарского (с 1980 доцент). Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов (1957), 1-я пр. на конкурсе Моск. междунар. фестиваля демократич. молодёжи и студентов (1957). Гастролировал за рубежом.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович [20 VII (1 VIII) 1822, Москва - 25 IX (7 X) 1864, Петербург] - рус. лит. и муз. критик, поэт. В 1842 окончил юридич. ф-т Моск. университета. Обладал незаурядными муз. способностями, в юные годы учился игре на фп. у Дж. Филда, игре на гитаре - у М. Т. Высоцкого. В 50-е гг. был участником т.н. «молодой редакции» «Москвитянина», увлекался нар. творчеством, рус. стариной, записывал и изучал нар. песню. Славился в кругах литераторов исполнением нар. рус. и цыганских песен под собств. аккомпанемент на гитаре. Г. известен как автор критич. статей о совр. ему рус. литературе и театре, в которых он выступал как выразитель консервативных славянофильских и «почвеннических» идей. Последние нашли отражение и в наиболее значит. муз. работе Г. «Русские народные песни с их поэтической и музыкальной стороны», написанной на основе его собств. фольклорных записей. Она богата меткими наблюдениями как о самих песнях, так и об их исполнителях. Разнообразный круг художеств. явлений охвачен в его муз.-критич. статьях и корреспонденциях (подписывал: А. Г.; Г-в; Трисметистов). Г. проявлял глубокий интерес к творчеству Л. Бетховена и Р. Вагнера (один из первых рус. вагнерианцев), любил музыку Дж. Мейербера и Ф. Мендельсона, высоко ценил М. И. Глинку, находил близкие своим настроения в «безрадостных напевах» А. Е. Варламова, увлекался цыганской музыкой. В последние годы жизни познакомился с А. Н. Серовым, стал горячим почитателем его композиторского таланта, особенно восторгался его оперой «Юдифь». Оказал значит. влияние на Серова, привлёк его внимание к драме А. Н. Островского «Не так живи, как хочется» (на её основе композитор создал оперу «Вражья сила»). Г. принадлежат стихотворные переводы на рус. яз. либретто опер «Фиделио», «Эрнани»; «Фаворитка» и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти и мн. др. Ряд высказываний Г. о Л. Бетховене, Дж. Мейербере, Дж. Верди и др. содержится в его письмах к Е. С. Протопоповой, опубликованных в сб. «Григорьев A. A., Материалы к биографии» (П., 1917). Муз. интересы Г. нашли отражение и в его поэтич. творчестве. Картины русского домашнего музицирования запечатлены в его «Воспоминаниях» (М.-Л., 1930).
Соч.: Роберт-Дьявол (Из записок дилетанта), «Репертуар и Пантеон театров», 1846, кн. 2, с. 244-56; Русские народные песни. Критический опыт… Статья первая (о сб. М. Стаховича), «Москвитянин», М., 1854, т. 4, No 16, с. 93-142; Русские народные песни с их поэтической и музыкальной стороны (по поводу собр. П. И. Якушкина), «Отечественные записки», 1860, т. 129, апрель, с. 445-75, т. 130, май, с. 241-62; Новая русская опера: «Юдифь» Серова, «Якорь», 1863, No 10; «Юдифь», опера в 5 актах А. Н. Серова, там же, 1863, No 12; Ещё несколько слов о русской опере по поводу представления «Юдифи», там же, 1863, No 27; Голос старого критика (О готовящейся в Москве постановке «Юдифи»), «Эпоха», 1864, июль, No 7, с. 19-20, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ГРИГОРЬЕВ Степан Степанович (р. 14 VIII 1921, Казань) - сов. муз. теоретик, педагог, композитор. Кандидат искусствоведения (1963). Чл. КПСС с 1962. Окончил в 1948 Моск. консерваторию по классу композиции B. Я. Шебалина, в 1952 аспирантуру (рук. Ю. А. Шапорин). 1945 преподаёт в Муз.уч-ще при Моск. консерватории, с 1948-в Моск. консерватории (с 1967 зав. кафедрой теории музыки; с 1972 профессор). Автор книги «О мелодике Римского-Корсакова» (М., 1961), «Учебника полифонии» (совм. с Т. Ф. Мюллером, М., 1961, новое изд., М., 1969; пер. на рум., Бухарест, 1963), статей в сб. и периодич. печати, а также муз. сочинений (соната для виолончели и фп., исп. 1945; струн. квартет, исп. 1947; 2 симфонии - 1947, 1952; оратория «Зоя» по поэме М. Алигер, 1948; романсы, песни и др.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия