ГУБНАЯ ГАРМОНИКА (нем. Mundharmonika, франц. harmonica а bouche, англ. mouth harmonica или mouth organ) - духовой язычковый инструмент. Представляет собой комплект металлич. проскакивающих язычков, укреплённых по обе стороны планки, к которой примыкает деревянная (или пластмассовая) пластинка с прорезями, направляющими струю воздуха к язычкам. Прототипом Г. г. был инструмент Mundäolinе, сконструиров. в 1821 берлинским инстр. мастером К. Ф. Л. Бушманом. Наиболее распространены Г. г. системы Рихтера, книтлингеновская (названа по городу, в котором началось её произ-во) и венская. Г. г. системы Рихтера имеет объём 3 октавы; в нижней отсутствуют IV и VI ступени, в верхней - VII ступень; ср. октава - полная. В каждом канале помещается два голоса, один из которых звучит при выдохе (тонич. звуки), другой - при вдохе (прочие звуки). Чаще всего изготовляется в строях С, G, F и а. На книтлингеновской Г. г. каждый звук для придания ему силы и сочности дублируется октавой или двумя октавами ниже. Г. г. венской системы имеет настройку «тремоло» (два голоса в каждом канале, отличающиеся по высоте звучания на 3-5 колебаний в секунду); изготовляются также однооктавные (с удвоением звуков в октаву) и двусторонние (совмещающие 2 инструмента, настроенные в различных тональностях) венские Г. г. Выпускаются и хроматич. Г. г. - постоянная (т. н. «фортепианная») и хромоника, в которой с помощью переключателя весь звукоряд повышается на полутон, что позволяет извлекать любой звук хроматич. гаммы. В СССР Г. г. мало распространена но в странах Центр. Европы очень популярна. В конце 20 - нач. 30-х гг. 20 в. там появились ансамбли и даже оркестры Г. г. В связи с этим началось произ-во спец. ансамблевых Г. г. - басовых, басо-аккордовых, аккордовых. Со временем Г. г. получила распространение и в Америке, Африке, Австралии, в странах Юго-Вост. Азии; появились разл. нац. разновидности Г. г., отличающиеся по форме и звукорядам. Существуют и разл. виды Г. г. с клавишами - гармоника-флейта, аккорден, мелодика (клавиэтта, мелодион), гармонетта. Из них особую популярность приобрела появившаяся в нач. 60-х гг. мелодика, снабж. клавиатурой фп. типа. Она находит всё более широкое применение в школьных, молодёжных и проф. ансамблях и оркестрах, в т. ч. и советских.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ГУ..

АДЖАРСКАЯ МУЗЫКА

АЛБАНСКАЯ МУЗЫКА

АЛЖИРСКАЯ МУЗЫКА

АЛЬБЕРТИЕВЫ БАСЫ

АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК

АНДРЕЕВА-ДЕЛЬМАС

АРМЯНСКАЯ МУЗЫКА

АФГАНСКАЯ МУЗЫКА

БИРЖАН КОЖАГУЛОВ

БРИНДИС ДЕ САЛАС

БУРЯТСКАЯ МУЗЫКА

БУТОМО-НАЗВАНОВА

ВАЛЛЕК-ВАЛЕВСКИЙ

ВЕЙМАРСКАЯ ШКОЛА

ВЕНГЕРСКАЯ ГАММА

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ГОНСАЛЕС МАНТИЧИ

ГРЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА

ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ

ДАРВЕШ АЛИ ЧАНГИ

ДОРИЙСКАЯ СЕКСТА

ЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ЖАНР МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЗАГАДОЧНЫЙ КАНОН

ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ

ЗНОСКО-БОРОВСКИЙ

ИНДИЙСКАЯ МУЗЫКА

ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ

ИСПАНСКАЯ МУЗЫКА

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА

КАЛМЫЦКАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР

КАНАДСКАЯ МУЗЫКА

КВАРТСЕКСТАККОРД

КВИНТСЕКСТАККОРД

КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА

КОЖАГУЛОВ БИРЖАН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>