ХАБА (Haba) Алоис (21 VI 1893, Визовице - 18 XI 1973, Прага) - чешский композитор, теоретик, педагог, муз.-обществ. деятель. Засл. арт. ЧССР (1964). Учился по композиции у В. Новака в Пражской консерватории (1914-15), у Ф. Шрекера в Академии музыки и сценич. искусств в Вене (1918-20) и у него же в Высшей школе музыки в Берлине (1920-23). Руководил отделением 1/4 и 1/6 тоновой музыки в Пражской консерватории (1923-45) и в Академии изящных искусств (1946-49); среди учеников - В. Добиаш, Я. Ежек, Й. Пауэр, К. Райнер, М. Ристич, М. Колесса. После 1945 участвовал в строительстве социалистич. культуры ЧССР. В 1945-1948 директор Большого оперного театра им. 5 мая (с 1948 - Т-р им. Б. Сметаны), в 1945-50 пред. Союза по охране авторских прав; один из основателей Синдиката (1946) и Союза чехосл. композиторов (1949). Создатель четвертитоновой системы, принцип которой стремился вывести из моравского и словацкого народного исполнительства. Применял и системы композиции в 1/3, 1/6, а также 1/12 тона (комбинация 1/4- и 1/6-тоновых систем); X. писал и двенадцатитоновую музыку; его двенадцатитоновая (полутоновая) система отличается от додекафонии тем, что имеет звуковой центр и совмещается с использованием элементов натуральных, т. е. средневековых ладов, или церковных, по его терминологии. В своих муз. научно-теоретич. трудах X. пытался обосновать применяемые им системы композиции, сформулировать закономерности атональной гармонии, ввёл свои определения тональности, политональности, атональности, звукового центра и др. Один из ведущих деятелей чеш. муз. авангарда 1920-1930-х гг., X. создал ряд соч. прогрессивной идейной направленности, в т. ч. оперы «Мать» и «Новая земля», цикл муж. хоров «День трудящегося» (к 15-й годовщине победы Oкт. революции 1917 в России), массовые антифашистские песни и др. Однако муз. язык мн. его произв., основанный на 1/4-тоновой и др. подобных ей системах, затрудняет восприятие его музыки, что приводит к противоречию с демократич. идеями композитора. Распространение его соч. подобного рода ограничивает и необходимость изготовления спец. инструментов (лишь на струнных любые доли тонов легко извлекаются без изменения их конструкции). Автор статей в чеш. и заруб. печати.
Соч.: оперы - Мать (Matka, 1/4-тоновая, на собств. либр., 1931, Мюнхен), Новая земля (Novб zeme, 1/2-тоновая, по Ф. В. Гладкову, 1936), Да приидет царствие твое, или Безработные (Prijd' kralovstvi Tvй, Nezamestnanн, 1/6-тоновая, на собств. либр., 1942); кантата За мир (Za mir, 1949); для оrк. - увертюра (1920), симф. фантазия Дорога жизни (Cesta zivota, 1/2-тоновая, 1933), Валашская сюита (Valasskв suita, 1953); для инструмента с ор к.- симф. фантазия для фп. (1921), концерты - для скр. (1955), альта (1957); камерно-инстр. ансамбли - 16 струн. квартетов (1/2-, 1/4-, 1/5-, 1/6-тоновые, 1919-67), 4 нонета (1931-71); хоры - 5 смешанных хоров (1/4-тоновые, 1932), День трудящегося (Pracujicн den, 10 муж. хоров, 1932), 3 мужских, в т. ч. Мюнхен (1948), Мир (Mir, на собств. текст, 1948); для фп. - сонаты (1918, 1947), сюита фуг (1918), 6 сюит (1922-59), 11 фантазий (1/4-тоновые, 1923-59), 6 настроений (1971), 6 пьес (1920); для органа - фантазия, фантазия и фуга (оба соч.- 1951); соната для арфы; пьесы для гитары, для гармониума (1/6-тоновые), для деревянных и медных духовых; песни (с фп.) - Поэзия жизни (Poesie zivota, 1943), Возлюбленные (Milenci), 7 песен на сл. Б. Бенешовой (1944), 5 моравских нар. любовных песен (1944) идр.; цикл 12 песен (с 1/4-тоновой гитарой, 1943); детские и массовые песни.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ХА..

ТУШЕ

ТЮРК

УРАН

УСОВ

УФАР

УХОВ

УЭББ

ФАЙН

ФЕРЕ

ФИЛД

ФИТА

ФЛЕШ

ФОРЕ

ФОСС

ФРЕЙ

ФРИД

ФРОМ

ФУГА

ФУКС

ХАЗЫ

ХАЙТ

ХАЛЛ

ХАРА

ХАРТ

ХАУК

ХЕЙС

ХЕРЦ

ХЕСС

ХИЛЛ

ХИЛЬ

ХОРА

ХОРО

ХОТА

ЦИНК

ЦИНЬ

ЦУГА

ЧАНГ

ЧАПИ

ЧЕЙЗ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>