ХАРТМАН (Hartmann) - семья дат. музыкантов. Йоханн Петер Эмилиус Х.( 14 V 1805, Копенгаген - 10 III 1900, там же) - композитор. Учился у отца - Августа Вильгельма X. (1775 - 1850), органиста Гарнизонной церкви в Копенгагене (с 1800), которого сменил в этой должности в 1824, служил в этой церкви в 1817-43. Изучал право в Копенгагенском университете, занимался юридич. практикой (1828-1870). С 1843 до конца жизни - органист собора Богоматери в Копенгагене. Был одним из основателей (1836, совм. с Н. Гаде) Муз. объединения (с 1839 президент), одним из рук. и дирижёром Студенч. хор. союза (1868-1900; участвовал в его организации), Корол. дат. консерватории (с её основания в 1867) в Копенгагене. X. - один из ведущих дат. композиторов-романтиков; его опера «Маленькая Кирстен» - первая дат. романтич. опера. Утверждал независимое от иностр. влияний (нем., франц., итал.) развитие дат. музыки. Его произв. основаны на старых фольклорных и совр. лит. дат. источниках. Наиболее значительны муз.-сценич. соч. (все пост. в Копенгагене), отличающиеся своеобразным сев. колоритом, чертами, характерными для сканд. муз. культуры в целом, - драматизмом, преобладанием лирич. начала, причудливой фантастикой. Европ. известность получили его балеты в пост. А. Бурнонвиля.
Соч.: оперы - Ворон (Ravnen, либр. X. К. Андерсена, по К. Гоцци, 1832), Корсары (Кorsarerne, 1835), Маленькая Кирстен (Liden Кirsten, либр. X. К. Андерсена, по дат, нар. легенде, 1846); балеты - Народное предание (Et folkesagn, совм. с Н. Гаде, 1854), Валькирия (Valkyren, 1861), Мучение Трюма (Thrymskvide, 1868), Аркона (1875); для орк. - симфонии (1835, 1848), конц. увертюры, в т. ч. Осенняя охота (En Еfteraarsjagt, 1863); 3 характерные пьесы (Tre karakterstykker, для струн. орк., 1884); хоры - кантаты, в т. ч. «по случаю» (среди них - Памяти Вейсе - Weyses Minde, 1843), Свадьба дриады (Dryadens bryllup, 1858), Весенняя песнь (Poraarssang, сл. X. К. Андерсена, 1871), Прорицание Вёльвы (Volvens spaadom, 1872), Университетская (1879), Лютер в Вартбурге (Luther paa Wartburg, 1884), псалмы и др. культовые соч.; пьесы для фп., органа; песни; мелодекламации (с орк.) - Золотые рога (по стих. А. Эленшлегера, 1832), Ныряльщик (Der Taucher, по стих. Ф. Шиллера, 1837). Эмиль X. (21 II 1836, Копенгаген - 18 VII 1898, там же) - органист и композитор. Сын Йоханна Петера Эмилиуса. Учился у отца и Н. Гаде. С 1861 церк. органист в Копенгагене, в 1871-98 - в Кристиансборге.
Соч.: оперы - Ночь в горах (1863), Девочка-эльф (Elverpigen, 1867), Корсиканец (Кorsikaneren, 1873), Свадебный праздник в Хардангере (En bryllupfest i Hardanger, 1897); балеты; для орк. - 7 симфоний, увертюра Воители на Гельголанде (Haermoedene paa Helgoland), сюита Северные нар. танцы, фантазия Скандинавская народная музыка (Skandinavisk folkemusik), симф. поэма Ярл Хокон; камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. фп. трио.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ХАРТМАН (Hartmann) Карл Амадеус (2 VIII 1905, Мюнхен - 5 II 1963, там же) - немецкий композитор (ФРГ). Учился в классе композиции у Й. Хаса в Мюнхенской муз. академии (1923-27), позже был учеником Г. Шерхена, в 40-е гг.- А. Веберна. В 1934 написал свою единств. оперу «Юность Симплиция Симплициссимуса» по роману «Симплициссимус» Г. Я. К. Гриммельсхаузена на сюжет из времён Крестьянской войны 1524-26 в Германии. Произв. X. в фашистской Германии не исполнялись. В 1945 X. основал в Мюнхене конц. общество «Musica viva» для пропаганды совр. музыки, сумев привлечь лучшие артистич. силы. Стилистически творчество X. неоднородно. В нём заметны влияния музыки И. Ф. Стравинского, раннего творчества С. С. Прокофьева, а в крупных симф. формах он близок Г. Малеру, А. Бергу, Д. Д. Шостаковичу. Нек-рые произв. X. атональны, в других применяются т. н. варьируемые метры Б. Блахера. В его опере немало страниц, стилизующих старинную музыку, нар. песню и хорал. В «Траурном концерте» для скрипки и оркестра (1939), созданном под впечатлением оккупации Чехословакии, разрабатываются темы гуситского гимна «Кто вы, божьи воины» и рус. революц. песни «Вы жертвою пали». Сб. статей X. «Кleine Schriften» опубликован посмертно (Mainz, 1965). Чл. Баварской академии искусств (1952).
Соч.: опера - Юность Симплиция Симплициссимуса (Des Simplicius Simplicissimus Jugend, соч. 1935, пост. 1949, Кёльн; новая ред. под назв. «Симплиций Симплициссимус», 1955); для хора и голосов с орк. - вок. сцена для баритона и орк. на слова из «Содома и Гоморры» Жиродо (не оконч.); для солистов и камерного орк. - Гетто (для совм. композиции «Еврейская хроника» Б. Блахера, П. Дессау, X. В. Хенце, Р. Вагнера-Регени и К. А. Хартмана, 1966); для орк. - 8 симфоний (для голоса с орк. на текст У. Уитмена, 1937; 1946; симфония для струн. орк., 1947; 1949; концертная симфония - Symphonie concertante, 1950; 1951-53; 1958; 1962); увертюра Китай борется (China kämpft, 1942); концерты для инструментов с орк. - для скр. и струн. орк. (Траурный концерт - Concerto funebre, 1939), для фп., духовых и ударных (1953), для альта, фп., духовых и ударных (1955),. Камерный концерт для кларнета, струн. квартета и орк.; камерные ансамбли - 2 струн. квартета (1933; 1946), Маленький концерт для струн. квартета и ударных, Бурлеск (для 6 духовых, ударных и фп.); для фп. - Джазовая токката и фуга (1928), сонатина (1931); для сопрано и фп. - кантата Lamento (1937); для сопрано, хора и фп.- Мир, год 48 (Friede, Anno, 48).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ХА..

ФРИДРИХ

ФРИККЕР

ФУГЕТТА

ФУРИАНТ

ХЁФДИНГ

ХАБЕНЕК

ХАДЖИЕВ

ХАЗАНОВ

ХАЙНРИХ

ХАЙТИНК

ХАЛИМОВ

ХАЛЛИНГ

ХАЛЬФИН

ХАМЕРИК

ХАММОНД

ХАМРАЕВ

ХАНЕНДЕ

ХАРАДЗЕ

ХАРАСТИ

ХАРЬКОВ

ХАУСМАН

ХАЧИКЯН

ХАШИМОВ

ХЕККЕЛЬ

ХЕККИНГ

ХЕРШЕЛЬ

ХИММЕЛЬ

ХОВАНЕС

ХОВЛАНН

ХОДЯШЕВ

ХОЛИДЕЙ

ХОЛОПОВ

ХОЛЬМБУ

ХОМЕНКО

ХОМИЦЕР

ХОМОНИЯ

ХОРКЛОУ

ХОРОВОД

ХРИСТИЧ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>