ХАЗЫ - род невм, применявшихся в ср.-век. армянском культовом певч. искусстве, когда в монодии стали развиваться принципы формо- и ритмообразования, независимые от структуры словесных текстов. Сравнительное изучение разл. ср.-век. таблиц X. показывает, что число осн. знаков, внедрявшихся в практику постепенно, со временем увеличилось до сорока. В певч. рукописях, помимо основных, содержится также ок. 30 вспомогательных, изменённых и производных знаков. Хазовые знаки пения возникли в Армении под влиянием традиций палеовизантийского невменного письма; однако в этом общем русле была создана самобытная арм. нац. система записи, о чём свидетельствуют графич. начертания, наименования и взаимоотношения хазовых знаков. Применение хазового письма предполагало овладение системой гласов арм. Монодии - традиц. мелодич. моделей, мобильных структур, подлежащих варьированию. X. обозначали динамику и способы исполнения, членение и ритмич. схему мелодий, а также повышения и понижения голоса, тематич. попевки, начальные и заключит. формулы, мелизмы, юбиляции. Наибольшие трудности при расшифровке представляют динамика и способы исполнения, связанные со ср.-век. приёмами акцентуации и звукоподачи. Членение мелодий осуществлялось гл. обр. с помощью знаков препинания арм. языка: в силлабических и кантиленных песнопениях - в соответствии с членением текста, а в широкораспевных - и независимо от текста. Существуют 4 категории метрич. значений X.: краткий слог (половина метрич. единицы), средний слог (метрич. единица), долгий слог (равен сумме двух единиц) и большой слог (равен сумме четырёх, иногда и более единиц). Кроме того, в песнопения, содержащие широкие распевы, вводились «ложные слоги» - опорные моменты в вокализациях, которые имеют также значение особых метроритмич. структур. X. разделяются на три осн. категории: 1) экфонетические знаки-акценты, указывающие на своеобразно акцентированные повышения и понижения голоса (тоничность системы); 2) графическое изображение хейрономических жестов (стенографичность системы); 3) своего рода муз. идеограммы, т. е. условные знаки, обозначающие относительно пространные мелодич. фразы (идеографичность). Конкретное ладоинтонационное значение X. получают в зависимости от данного гласа (указываемого в начале песнопений), гласового контекста, от жанра песнопения и темпа, в котором оно исполняется. Хазовое письмо объединяет письменную систему с устной традицией мелодич. моделей (гласов). Система хазовых знаков пения, возникшая в 8-9 вв. предположительно по инициативе поэта-мелода и учёного Степаноса Сюнеци (второго), в Армении развивалась до 12 в., а с 12 в.- также в Киликийском арм. гос-ве. В Киликии технологию системы X. и исполнительского истолкования её знаков совершенствовали известные мастера ср.-век. арм. пения Нерсес Шнорали, Григор Хул (12 в.), Геворк Скевраци (13 в.) и др. Там окончательно сложились 3 осн. типа хазового письма, соответствующие речитации, силлабическим и кантиленным, а также богато орнаментированным песнопениям, полностью оформились хазовые певч. книги, главные из которых (кроме рукописных Евангелий, содержащих знаки речитации) - Шаракноц (Гимнарий), Манрусум и Гандзаран (сборники мелизматич. песнопений). Начиная с 15 в. хазовое письмо не развивалось и по мере разложения культуры феодальной Армении постепенно предано забвению. Отд. знатоки X. (копиисты-каллиграфы, мастера пения) жили в Армении вплоть до кон. 18 в., однако никто из них не пытался теоретически осмыслить знания, полученные чисто практическим путём. В конце 18 - нач. 19 вв. теоретик ср.-век. арм. музыки Г. Гапасакалян безуспешно стремился реформировать систему X., с тем чтобы ряд её знаков указывал точные интервальные отношения между звуками. Во 2-м десятилетии 19 в., после глубокого кризиса системы хазовых знаков, А. Лимонджян разработал систему новоармянской нотописи (см. Армянская нотопись). Специалистам в области X. до сих пор неизвестно ни одно ср.-век. пособие, посвящённое принципам хазового письма. В кон. 19-20 вв. мн. европ. и арм. учёные исследовали хазовое письмо; среди них особое место принадлежит Комитасу. Во время 1-й мировой войны 1914-18 в числе др. работ Комитаса была утрачена и его монография, в которой рассматривались вопросы расшифровки X. Нек-рые случайно уцелевшие черновые записи и изданные статьи Комитаса, относящиеся к области хазоведения (арм. невмологии), представляют значит. ценность. Большая работа в области хазоведения, проведённая в Армении после установления Сов. власти, продолжается ныне в Матенадаране.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ХА..

ТЮРК

УРАН

УСОВ

УФАР

УХОВ

УЭББ

ФАЙН

ФЕРЕ

ФИЛД

ФИТА

ФЛЕШ

ФОРЕ

ФОСС

ФРЕЙ

ФРИД

ФРОМ

ФУГА

ФУКС

ХАБА

ХАЙТ

ХАЛЛ

ХАРА

ХАРТ

ХАУК

ХЕЙС

ХЕРЦ

ХЕСС

ХИЛЛ

ХИЛЬ

ХОРА

ХОРО

ХОТА

ЦИНК

ЦИНЬ

ЦУГА

ЧАНГ

ЧАПИ

ЧЕЙЗ

ЧООР

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>