ХЕЛЬСИНКИ (Helsinki), швед. Гельсингфорс (Helsingfors), - столица Финляндии (с 1812), политич., экономич., культурный центр страны. 483 тыс. жит. (1979). Осн. в 1550; до присоединения Финляндии к России (1809) в жизни X. музыка не занимала существ. места. После пожара в Турку (1827), быв. столице Финляндии, в X. был переведён университет, который способствовал утверждению традиций, заложенных муз. обществами Турку (см. Финская музыка). Пробуждение нац. самосознания финнов в 1-й пол. 19 в. вызвало подъём нац. культуры в стране, в т. ч. и муз. жизни столицы. Э. Лёнрот опубликовал в X. «Калевалу» (фин. нар. эпос, сб.:орники изданы в 1835, 1849) и сб.:орник лирич. песен «Кантелетар» (1840), послужившие осн. источниками для творчества фин. композиторов 19 и 20 вв. Первые проф. музыканты X. были гл. обр. выходцами из Германии; для развития муз. жизни X. много сделал немец Ф. Пасиус (с 1835 муз. директор университета); в 1838 он основал студенч. муж. хор - Акад. певч. объединение [в 1883 студенты-финны отделились от осн. Швед.хора, организовав хор «Певцы студенчества» («YL»); оба хора продолжают функционировать и ныне, считаются лучшими в X.]. В 1845 Пасиус создал Симф. объединение, оркестр которого исполнял гл. обр. соч. композиторов венской классич. школы; он участвовал также в любит. оперных спектаклях. Событием для X. была премьера оперы Пасиуса «Охота короля Карла» (1852). В 1873-1879 при Фин. нац. театре функционировало отделение под назв. Фин. опера (певцами были гл. обр. финны); за 6 лет им было дано 450 представлений (в т. ч. «Фауст», выдержавший 55 спектаклей). В 1871 Р. Фалтин создал хор. объединение (существовало до 1884); eго коллективы выступали (со своим оркестром) с исп. больших вок.-симф. произв., в т. ч. «Страстей по Матфею» И. С. Баха, «Сотворения мира» Й. Гайдна. Однако из-за отсутствия материальной базы эти коллективы работали нерегулярно. В 1882 комп. М. Вегелиус основал Муз. институт (с 1924 консерватория, с 1939 Муз. академия им. Я. Сибелиуса), дирижёр и комп. Р. Каянус организовал «Орк. объединение X.» (с 1895 Оркестр Филармонич. общества, с 1914 Гор. оркестр X.; работает и ныне). В 1885 Каянус открыл также т. н. Практич. орк. школу, с 1892 при ней имелось отделение смешанного хора. В 1914 эта школа и её хор. отделение слились с Муз. институтом, а хор, участвовавший в работе Орк. объединения, существовал до 1911. Впоследствии из его участников был сформирован ряд хор. коллективов X., в т. ч. Нац. хор. Эти хоры участвовали в исполнении крупных произв. зап.-европ. композиторов и новых произв. фин. комп. Каянуса, Сибелиуса и др., а также их младших современников. Оркестр давал и концерты популярной музыки (1888-1919, в зале «Сосиететсхусет»), выступал в т. н. Нар. концертах по сниженным ценам под упр. Каянуса (одни из первых в Европе, в 1888-1907 в зале «Сосиететсхусет», затем в Нар. доме). Концерты Гор. оркестра X. под упр. Каянуса, как и др. орк. коллективов, давались гл. обр. в актовом зале университета X. (построен в 1832), с 1932 - в новом зале консерватории. С этим оркестром работали также Г. Шнефохт (с 1906, в 1932-1941 гл. дирижёр) и известные дирижёры из др. стран, гастролировавшие в X., а также крупнейшие фин. композиторы, выступавшие в авторских концертах, - Сибелиус, Ярнефельт, Мелартин, Палмгрен. В X. концертировали видные заруб. пианисты и скрипачи. Оркестр Филармонич. общества (лучший в Финляндии и первый постоянный орк. коллектив скандинавских стран) в 1900 гастролировал в скандинавских и др. странах Европы, в т. ч. во Франции (в Париже на Всемирной выставке), исполняя произв. ведущих фин. композиторов. В прошедших с успехом концертах фин. музыки (гл. обр. из произв. Сибелиуса) принимали участие лучшие фин. певицы - А. Акте, М. Ярнефельт, И. Экман. Расцвету муз. искусства X. 20-30-х гг. способствовала Oкт. социалистич. революция 1917 в России, принёсшая фин. народу нац. независимость. Гор. оркестр X. стал всё чаще исполнять произв. фин. композиторов. В 1921 и 1932 в X. были организованы т. н. Фестивали северной музыки. В особенно торжеств. обстановке прошёл фестиваль в 1932, совпавший по времени с празднованием 50-летия со дня основания Орк. объединения, юбилея дирижёрской деятельности его организатора Каянуса, а также с 50-летием Муз. института (в связи с юбилеем получил новое здание с конц. залом). В Муз. институте X. (преобразованном в высшее уч. заведение) повысился уровень обучения благодаря многолетней деятельности его директора Э. Мелартина (1911-36), который ещё в 1912, соответственно запросам времени, ввёл оперный класс, в 1914 - орк. отделение (быв. Практич. орк. школа Филармонич. общества), класс ритмики по системе П. Жак-Далькроза. В 1922 в X. открылась Нар. консерватория (существует и ныне). В X. работали в то время видные исполнители: пианисты - С. Пальмгрен, К. Экман, Э. Линко, И. Ханникайнен, С. Шнефохт; скрипачи - А. Ханникайнен, А. Игнатиус; виолончелисты - О. Pустрём, И. Селин, Т. Ханникайнен; певицы и певцы - X. Гранфельт, П. Равенна, А. Фустрём, А. Раутавара, О. Сойни, X. Линдберг, Ф. Форстен. Наряду с Гор. оркестром (76 чсл.) в X. в 1926 организован оркестр Фин. радио (рук. Т. Хапанен), который также давал публичные концерты (1929-50; с 1947 - по 2 концерта в неделю). Во главе этого коллектива и в дальнейшем стояли лучшие дирижёры X. Первые проф. камерно-инстр. ансамбли X. - квартет Муз. института (с 1885; Сибелиус исполнял в нём партию 2-й скрипки), трио бр. Ханникайнен (1919-35), квартет им. Сибелиуса (с 1927). Большое место в муз. жизни X. всегда занимало хор. пение; для его развития много сделал X. Клеметти, организовавший в 1900 из хора «Певцы студенчества» хор «Суомен лаулу», который под его упр. гастролировал по странам Европы. Фестивали хор. музыки проводятся в X. с 1911 (каждое лето). Оперные спектакли в X. до 1911 ставились нерегулярно (в 1904-07 по инициативе К. Бергбума, под упр. Каянуса и Ярнефельта впервые в X. шли оперы Р. Вагнеpa). В 1911 А. Акте и Э. Фацер организовали постоянную оперную труппу, к-рая с 1914 стала наз. Фин. оперой, в 1918 получила здание б. Александровского театра (с 1956 Фин. нац. опера). Оперными спектаклями руководили дирижёры О. Мериканто, Т. Ханникайнен, Л. Фунтек, работавшие много лет с разл. временными оркестрами. Первый постоянный оперный оркестр был создан в 1934 А. Ярнефельтом (до 1944 гл. дирижёр); его преемники - М. Симиля, Л. Фунтек, Ю. Ялас, Л. Сегерстам. За 45 лет существования театра в Фин. опере поставлено ок. 200 спектаклей, в т. ч. отечеств. оперы «Похьялайсия» Л. Мадетоп, «Юха» А. Мериканто и др. После 1945 в центре муз. жизни X. продолжал находиться Гор. оркестр, которым руководили ведущие фин. дирижёры - Т. Ханникайнен (1951-63), Ю. Панула (с 1963), П. Берглунд (с 1977); он часто выступал и под упр. Ю. Яласа - известного интерпретатора музыки Сибелиуса. Симф. оркестр Фин. радио (с 1926) возглавляли дирижёры Н. Э. Фугстедт (1950-61), П. Берглунд (1961-71), О. Каму (1971-75); с 1975 им руководит Л. Сегерстам. Среди новых коллективов - Камерный оркестр X. (осн. по инициативе П. Берглунда в 1953; состоит из участников симф. оркестра Фин. радио), которым с 1975 руководит У. Сёдерблум. С 1971 функционирует квартет «Voces intimae» (по назв. Струн. квартета d-moll Сибелиуса), квартет Сегерстама. Хор. традиции, заложенные Клеметти, развивает Э. Бергман, который руководит старейшим муж. хором X. - Акад. певч. объединением. Хор «Певцы студенчества» возглавляет Э. Похьола; под его упр. работает получивший мировую известность детский хор «Тапиола» (с 1963). Хельсинкский институт им. X. Клеметти, который с 1953 проводит летние курсы по повышению квалификации в Оривеси (близ X.), оказывает большое влияние на развитие хор. культуры в стране. При институте с 1959 существует Камерный хор под упр. X. Андерсона; он же руководит с 1961 Камерным хором Фин. радио (оба коллектива широко известны в странах Европы и в США). Созданы самодеят. хор. коллективы. Среди др. хоров - муж. хор Хельсинкского университета, хор Высшей школы, в числе камерных хоров - «Cantelemus», хор Муз. академии им. Я. Сибелиуса. Центр муз. образования Финляндии - Муз. академия (ныне ректор проф. В. Хеласвуо); имеет 4 отделения: общее, церк. музыки, военной музыки, педагогическое. Среди руководителей класса композиции общего отделения - Й. Кокконен, Э. Энглунд, Э. Бергман, Э. Раутавара, хор. дирижирования - X. Андерсон, оперно-симф. дирижирования - Ю. Ялас. При университете X. имеется кафедра музыковедения (с 1918 зав. кафедрой И. Крон, в 70-е гг. - Э. Тавастшерна). В числе музыковедов - И. Крон, Т. Хапанен, Н. Э. Рингбум, В. Хеласвуо, Т. Мякинен, С. Нумми, Я. Сермиля, Э. Салменхара. В числе исполнителей: пианисты - Т. Валста, Т. Миккиля, Л. Похьола, Э. Т. Тавастшерна, Э. Хейнонен, скрипачи - С. Тукиайнен, Х. Сегерстам, виолончелист А. Норас, певицы - Р. Костиа, Т. Вальакка, А. Вялькки, певцы - К. Борг, М. Лехтинен, М. Тальвела, Т. Краузе. Концерты проходят б. ч. в зале конгрессов дворца «Финляндия» (построен в 1971, архитектор А. Аалто). Летом в X. проводятся муз. фестивали (опера, балет, симф., хор., камерно-инстр. музыка и сольные концерты, киномузыка, джазовая и поп-музыка), крупнейший из них - т. н. Неделя Я. Сибелиуса (с 1951), где фин. музыку исполняют лучшие симф. коллективы и солисты мира. Среди муз. журналов X.: «Suomen Musiikkilehti» (1923-36), «Musiikkitieto» (1933-46); эти два журн. объединились в один, который выходит под назв. «Musiikki» с 1947. С 1959 издаётся муз. ежегодник «Musiikin vuosikirja».

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ХЕ..

ФИГУРАЦИЯ

ФИДЕЛЬМАН

ФИНДЕЙЗЕН

ФИОРИТУРА

ФЛАЖОЛЕТЫ

ФЛЕКСАТОН

ФОРМАЛИЗМ

ФОРРЕСТЕР

ФРАУЭНЛОБ

ФРОБЕРГЕР

ФУЭНЛЬЯНА

ФЬЕЛЬСТАД

ХАЛИЛЕЕВА

ХАНДОШКИН

ХАНЛАРОВА

ХАСЛИНГЕР

ХАУЗЕГГЕР

ХАЧАТУРЯН

ХВОСТЕНКО

ХЕРЦИГОНЯ

ХИНАСТЕРА

ХИОЛЬСКИЙ

ХОЙБЕРГЕР

ХОЛЛЕНДЕР

ХОПКИНСОН

ХОРДОФОНЫ

ХОРНСТАЙН

ХОЭНЭМЗЕР

ХРЕННИКОВ

ХРИСТОФОР

ХРОМАТИЗМ

ХРОМЧЕНКО

ЦЕЛЫЙ ТОН

ЦИМБАЛИСТ

ЦИММЕРМАН

ЦИСЯНЬЦИН

ЦУККЕРМАН

ЦУЛУКИДЗЕ

ЦУР МЮЛЕН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>