ХОР (от греч. xoros - хороводная пляска с пением; лат. chorus, итал. coro, нем. Chor, франц. choeur, англ. choir, chorus). 1) Культовый групповой танец с пением (иногда хоровод), часто в сопровождении авлоса, кифары, лиры в Др. Греции, а также в Др. Иудее. 2) В античном театре обязательный коллективный участник трагедий и комедий, олицетворявший собой голос народа и нередко выступавший как самостоят. действующее лицо. 3) Коллектив певцов, которые совместно исполняют какое-либо вок. произв. с инстр. сопровождением или без него (хор a cappella). X. прошёл длительный путь историч. развития и выполнял разл. функции. Эволюционировали его состав, принципы деления на голоса, менялось число исполнителей (см. Хоровая музыка). В раннем средневековье (ок. 4 в.), когда из церк. общины выделился проф. X. (клирос), он был ещё недифференцированным. В 10-13 вв. начинается первичная дифференциация голосов по регистрам. Позднее (вероятно, с 14-15 вв.) с развитием многоголосия устанавливается понятие хор. партии, каждая из которых могла исполняться унисонно или разделяться на неск. голосов (т. н. divisi). В этот период разделение на голоса определялось их функцией в муз. ткани. Главным мелодич. голосом был тенор; остальные голоса - мотет, триплюм, квадруплюм - выполняли вспомогат. роль. Количество хор. партий и величина хора во многом зависели от муз. стиля каждой эпохи. Для 14-15 вв. характерны 3-4-гол. хоры, в эпоху Возрождения число голосов увеличивается до 6-8 и более, тогда же появились двойные и тройные составы X. Возникновение системы функционального гармонич. мышления привело к разделению хора на 4 осн. партии: дисканты (или сопрано), альты, тенора, басы (такое разделение хора остаётся преобладающим и ныне). С появлением оперы X. становится её неотъемлемым элементом и постепенно приобретает в некоторых типах оперы большое драматургич. значение. Кроме церк. и оперных хоров, в муз. культуре Зап. Европы видное место занимали светские хор. капеллы. Утверждение самостоятельности X. в значит. степени связано с развитием жанра оратории, а также специфических хор. конц. жанров (напр., хор. кантаты). В истории рус. музыки X. сыграл особо важную роль, т. к. в рус. муз. фольклоре хор. пение главенствовало, а проф. рус. музыка вплоть до 18 в. развивалась гл. обр. в хор. русле (см. Русская музыка, Церковная музыка); богатые традиции хор. культуры сохранились и в последующие периоды. Совр. хороведение различает X. по составу голосов - однородные (женские, мужские, детские), смешанные (состоящие из разнородных голосов), неполные смешанные (при отсутствии одной из 4 осн. партий), а также по количеству участников. Минимальное число хористов - 12 (камерный хор), по 3 чсл. в хор. партии, максимальное - до 100-120 чсл. (сводные хоры до 1000 человек и более выступают в республиках Сов. Прибалтики на Праздниках песни). 4) Муз. произв., предназначенное для хор. коллектива. Может быть самостоятельным или входить в качестве составного элемента в более крупное сочинение. 5) В зап.-европ. оперной музыке 17-18 вв. обозначение заключит. разделов «дуэтов согласия» и трио. 6) Группа струн одного муз. инструмента (лютня, фп.), настроенных в унисон для усиления или тембрового обогащения звука. В органе группа труб микстуры, управляемых одной клавишей. 7) В оркестре - звучание группы однородных инструментов (хор виолончелей и т. п.). 8) Спец. место для певчих в храмах византийской, романской и готич. архитектуры; в рус. церквах - «хоры».

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ХО..

РОГ

САЗ

САЦ

СУК

СУН

ТАР

ТЕО

ТИЦ

ТОБ

ТОН

ТОТ

ТОХ

ТУШ

УДЖ

УЛЬ

ФОР

ФУТ

ХЁГ

ХАС

ХУД

ХУР

ЦУТ

ЧЕХ

ЧИЖ

ШЁК

ШВИ

ШЕН

ШЕР

ШОР

ШОУ

ШУМ

ШУХ

ШЭН

ШЮЦ

ЭГК

ЭРК

ЭФЫ

ЭХО

ЮБА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>