ХОРА (молд. хурэ, от греч. xoros - хороводная пляска с пением, хоровод) - старинный молд. и рум. массовый танец, разновидность хоровода. Первое описание X. принадлежит Д. Кантемиру (нач. 18 в.); многочисленны упоминания X. в молд. и рус. литературе 19 в. Ныне назв. «X.» постепенно заменяется более общим названием жок (термином «X.» обозначают круговые танцы). Многовековая традиция исполнения X. под песню сохранилась в некоторых районах Юж. Молдавии. С развитием инстр. танц. музыки пение в медленных X. сменилось скандированием рифмованных стихов (стригэтурь), однако в целом преобладает чисто инстр. ансамблевое сопровождение: скрипка, флуер, чимпой, цимбалы, кобза, контрабас, бубен (см. Тараф). X. подразделяются на два типа: медленные с 3-дольной метрикой и сравнительно быстрые с чётной метрикой. Особенностью медленных торжеств. X., сопровождаемых стригэтурь, является сочетание муз. трёхдольности и поэтич. двудольности: Хореический стих (с долгими ударными и краткими безударными слогами), сочетающийся с трёхдольной пляской, - старинная традиция синкретич. искусства хороводов. X. второго типа менее индивидуальны, схожи с др. танцами муз. размеров 2/4 или 4/4, в частности с бэтутой (энергич. виртуозная муж. пляска с синкопированной ритмикой), но хореографич. лексика в X. как массовом танце проще. При многообразии мелодики и ритмики X. обоих типов имеют общую черту - квадратную структуру (исключения редки): 8-тактный период, 16-тактная (в наиболее развитых образцах 32-тактная) двухчастная форма. В X. отразились труд, освободительная борьба, образ жизни, чувства мн. поколений, что определило богатство их образного содержания. Обрядовые и необрядовые, сюжетные и бессюжетные X. разнообразны: пасторальные пастушеские X. с флейтовыми мелодиями («Киндия» - «Перед заходом солнца»); напевные X. песенного происхождения («Еленуца»); изящные девичьи свадебные X., которые иногда сохраняют старинные черты (неквадратность, квартово-терцовые мотивы в «Хорэ миресей»), но чаще характеризуются узорчатым хроматизированным мелодич. рисунком скрипичной фактуры и оригинальными «Киндия». «Еленуца». ритмами, напр. 7/16 («Остронэц», «Зестрей», «Рыченица»); торжественные X., завершающие свадьбу («Хора нунций», «Жок маре»); мужественная и массивная «Бэтры-няскэ» («Хора стариков»); исполненная отваги и воинственная «Хора гайдуков». Хора миресей». Многие X. бессюжетны и не имеют названия (преим. 2-дольные, позднего стиля). «Хора нунций». Мелодии и ритмы X. использованы в произв. композиторов Молдавии и Румынии: в песнях («Хора освобождённой Бессарабии» Е. К. Коки), в камерно-инстр. соч. («Хора» для фп. С. Лунгула, «Оляндра» для скрипки и фп. П. Б. Ривилиса), в муз.-сценич. произв. (опере «Грозован» Д, Г. Гершфельда, «Жатва» Т. Бердичану, опере «Бурная ночь» и хореографич. поэме «Свадьба в Карпатах» П. Константинеску, одноактных балетах М. Жоры); нар. импровизированный стиль X. воспроизводится в «Рапсодии» для скрипки, 2 фп. и ударных В. Г. Загорского, в «Симфонических танцах» Ривилиса. «Бэтрынлскэ».

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ХО..

ФОРЕ

ФОСС

ФРЕЙ

ФРИД

ФРОМ

ФУГА

ФУКС

ХАБА

ХАЗЫ

ХАЙТ

ХАЛЛ

ХАРА

ХАРТ

ХАУК

ХЕЙС

ХЕРЦ

ХЕСС

ХИЛЛ

ХИЛЬ

ХОРО

ХОТА

ЦИНК

ЦИНЬ

ЦУГА

ЧАНГ

ЧАПИ

ЧЕЙЗ

ЧООР

ШАБР

ШАЙЕ

ШАМО

ШАНО

ШАРП

ШВЕН

ШЕВЕ

ШЕЙН

ШЕЙТ

ШЕНК

ШМИЦ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>