ХОРВАТСКАЯ МУЗЫКА. Важное место в муз. культуре Хорватии занимает муз. фольклор, широко используемый и в проф. музыке. Его древнейшие песенно-танц. формы зародились в обрядах переселившихся на Балканы в 7 в. древних слав. племён. Ритуальные, эпич., плясовые, лирич. и др. песни имеют областные различия. Наибольшим нац. своеобразием обладают нар. песни центр. районов Хорватии. У жителей побережья Адриатич. моря они близки к итал. нар. песням, в сев. областях - к альпийскому муз. фольклору, в Меджимурье - к старинным венг. крестьянским песням. Древнейшие формы нар. творчества сохранились в самобытном муз. фольклоре жителей Истрии. Для хорв. нар. песен характерны 7-ступенные натуральные лады, иногда пентатоника, встречается ладовая переменность, богатая ритмика отличается разнообразием (в плясовых напевах часты синкопы), применяются также переменные размеры. Большое распространение получили разл. виды коло (песенно-танц. жанр). Первые памятники проф. муз. культуры - культовые соч., возникшие в 10 в. в монастырях Далмации (побережье Адриатич. моря). Не будучи зависимой от Турции, как др. районы страны, она поддерживала связь с Италией; поэтому в светском проф. муз. искусстве Далмации ощутимо воздействие итал. музыки, особенно в Дубровнике - крупнейшем культурном центре Далмации. С 16 в. здесь ставились пасторали, драм. игры с пением и плясками, мистерии, литургич. драмы, в 16-18 вв. - пьесы с муз. номерами. Среди композиторов 16-17 вв., работавших в городах Далмации, выделяются хорваты А. Патриций, Ю. Скьяветич, В. Елич, особенно И. Лукачич (сб.: мотетов «Духовные песнопения» - «Sacrae cantiones», 1620) и итальянец Т. Чеккино (жил в Сплите; церк. и светская вок.-инстр. музыка). Их соч., издававшиеся в Венеции (Далмация с 1420 находилась под господством Венецианской республики) и исполнявшиеся хорв. музыкантами, свидетельствуют о высоком уровне муз. культуры, в т. ч. муз. исполнительства в Далмации того времени. Мн. хорв. музыканты 18 в. были известны и за рубежом. В их числе - Н. Степан (прозвище - Спадина; его сонаты для 1 и 2 скрипок с basso continuo опубликованы в Париже и Лондоне), врач и собиратель нар. песен, органист и комп. Ю. Байамонти (оратория, симфония, культовые хор. соч., произв. для органа), И. М. Ярнович, долгое время живший в Англии и России, концертировавший в странах Европы, скрипач-виртуоз и композитор (скрипич. сонаты и концерты, струн. квартеты, фп. соч.), отец и сын Л. и А. Соркочевичи, работавшие в Дубровнике (2-я пол. 18 - 1-я пол. 19 вв.; камерные и симф. соч., близкие по стилю музыке венских классиков). В 19 в. центр муз. культуры переместился в сев. области Хорватии - выдвигается Загреб, где в 1797 открылся первый постоянный «Амадеев театр» (существовал до 1834), на сцене которого выступали приезжие труппы (немецкие, итальянские). Решающее воздействие на дальнейшее развитие X. м. оказал т. н. иллиризм (обществ.-политич. и культурное движение в Хорватии в 1830-40-х гг.), вызвавший подъём и муз. искусства. Пробудился интерес к нар. творчеству, нац. истории, развернулась просветит. деятельность хорв. музыкантов, возникли хор. общества, в т. ч. Нар. иллирийское хор. общество (1839), появились массовые песни и др. произв., проникнутые нац.-патриотич. содержанием. Среди авторов популярных патриотич. песен и маршей того времени - Ф. Ливадич, ф. Пинтарич, И. Падовец, Ф. Русан, Ф. Покорный. Первый крупный хорв. проф. композитор - В. Лисинский, создатель нац. оперы (романтич. опера «Любовь и злоба», 1846; историч. драма «Порин», 1851, пост. в Загребе в 1897). В 1827 в Загребе группой любителей музыки создана первая в Хорватии значит. муз. организация - общество «Музикферайн» (оно неоднократно переименовывалось; с 1925 наз. «Хрватски глазбени завод»), при котором в 1829 осн. муз. школа, затем любит. оркестр (участвовал в оперных спектаклях, которые ставились нем. и итал. труппами). В 1834 построено первое в Хорватии спец. театр. здание - Т-р на Марковой площади (позднее стал называться Хорв. нац. театр). Здесь шли оперные и драм. спектакли. По инициативе деятелей иллиризма в театре исполнялись отрывки из пьес и опер на хорв. яз., между действиями звучали нац.-патриотич. песни, т. н. будницы. В 1840 пост. первый хорв. нац. муз. спектакль - героич. зингшпиль «Юран и Софья» Ливадича (текст И. Кукулевича-Сакцинского). Насильственная германизация, тормозившая развитие нац. культуры, вскоре привела к закрытию нац. муз. и др. культурных учреждений и организаций. Развитие муз. искусства вызвал обществ.-патриотич. подъём нач. 1860-х гг.: возобновили работу старые хор. общества, возникли новые, сыгравшие важную роль в становлении нац. хорв. муз. культуры, среди которых «Зора» (Карловац, 1858), «Коло» (Загреб, 1862), «Кухач» (Осиек). В 1870-90-е гг. появились хор. общества в др. городах, в т. ч. первые рабочие хор. общества «Свобода» (1873) и «Слога» (1874) в Загребе, «Венец» (1886) в Вараждине; позже созданы общества «Младост» (1900), «Балкан» (1903), «Лисинский» (1910). С 70-х гг. активизировалась творч. деятельность хорв. музыкантов. В 1878-81 основоположник хорв. муз. фольклористики, муз. историч. науки и критики Ф. Кухач опубликовал 4 сборника южнослав. нар. песен; он написал также ряд музыковедч. работ, посв. музыкантам-иллирийцам. Определяющее значение для хорв. муз. культуры этого времени имела деятельность композитора и дирижёра И. Зайца, возглавлявшего в 1870-89 первую постоянную хорв. оперную труппу при Хорв. нац. театре (с 1861 - гос.), преподавателя и директора муз. школы при муз. обществе, носившем позже назв. «Хрватски глазбени завод»; он положил начало и проф. конц. жизни в Загребе, устраивал с 1871 симф. концерты силами оркестра оперного театра. В творчестве Зайца выделяется нац.-патриотич. опера «Никола Шубич Зриньский» (1876); среди др. его соч. хоры (ок. 200) и песни (ок. 170). Оперная труппа (работала в Загребе с перерывами в 1889-94, 1902-09) постепенно достигла высокого художеств. уровня; ставились оперы В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Дж. Мейербера, Дж. Верди, Р. Вагнера, Дж. Пуччини, П. И. Чайковского, Б. Сметаны и др. Период расцвета хорв. оперного театра (1894-1898) связан с деятельностью его рук. и дирижёра (с 1881) Н. Фаллера (ученик А. Брукнера, Ж. Массне и Л. К. Делиба). С 1895 театр получил новое здание. Солистами вновь созданной в 1909 постоянной оперной труппы были М. Строцци, Й. Крижай, М. Вушкович, З. Кунц, А. Митронич, Д. Хржич, В. Энгель и др. В нач. 20 в. в связи с возрождением идей иллиризма хорв. композиторы обратились к нац. тематике, разрабатывали фольклорные мотивы. Среди нац. опер - «Огонь» Б. Берсы (1906) и «Возвращение» Й. Хатзе (1911), в которых, однако, ощутимо влияние итал. веризма. После образования Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918; с 1929 - Королевство Югославия) началось формирование хорв. нац. композиторской школы. Её утверждению способствовал общий подъём культурной жизни Хорватии в 1920-30-е гг., в т. ч. развитие муз. образования. Консерватория, организованная в 1916 на основе муз. школы при муз. обществе «Хрватски глазбени завод», в 1920 стала государственной (с 1922 Муз. академия). Открылось неск. средних муз. школ в Загребе (в т. ч. «Лисинский», 1927) и др. городах. Организованы новые и реорганизованы ранее существовавшие исполнит. коллективы. В 1919 на базе оркестра Хорв. нац. театра создан филармонич. оркестр, получивший в 1920 назв. Загребской филармонии и занявший ведущее место в конц. жизни Хорватии. В 1928 осн. Хорв. филармонич. общество, оказывавшее материальную поддержку оркестру и др. коллективам. Существовали симф. оркестры при обществе «Хрватски глазбени завод» и Муз. академии; в 1929 осн. любительский оркестр при муз. обществе «Меркур»; с 1919 выступал Загребский струн. квартет, в 30-е гг. приобрёл известность Загребский камерный оркестр. Организуются хор. общества: «Муз. общество интеллектуалов» (1919), «Загребские мадригалисты» (1930), «Младост Балкан» (1930; объединило 2 ранее существовавших хор. общества). Расширяется муз.-издат. дело; выходит ряд муз. журналов, в т. ч. «Muzicka revija», «Jugoslovenski muzicar» (1923-41; с 1929 назывался «Muzicar») и др. В работе оперной труппы Хорв. нац. театра ощущался большой подъём, особенно в 30-е гг., когда её рук. был комп. К. Баранович (1929-40). Среди солистов выдвинулись певицы В. Ножинич, Н.Тончич, С. Юринац, певцы М. Радева, Й. Гостич, Т. Нералич, И. Франкл и др. Ведущая роль в развитии нац. муз. культуры в 1920-30-е гг. принадлежала крупнейшим хорв. комп. К. Барановичу, Я. Готовацу и Й. Славенскому (с 1924 работал в Белграде). Они ввели в X. м. новые жанры - нац. комич. оперу («Стрижено-кошено» Барановича, 1932; «Эро с того света» Готоваца, 1935) и балет («Пряничное сердце» Барановича, 1935), программную орк. музыку и камерно-инстр. ансамбль (особенно известды инстр. произв. Славенского). В их творчестве получили дальнейшее развитие нац. традиции вок. и хор. музыки. Для муз. стиля этих композиторов характерно сочетание фольклорной основы с совр. приёмами письма; в ряде симф. произв. ощутимо влияние импрессионизма. Среди др. хорв. композиторов - Б. Берса (программные симф. поэмы), A. Добронич (оперы - комическая «Вдова Рошлинка», 1934; лирическая «Равноденствие», 1938), Ф. Лхотка (балет «Чёрт в деревне», 1935), К. Одак (опера, осн. на фольклоре Меджимурья, «Дорица танцует», 1934), B. Широла и др. В 30-е гг. выдвигается П. Марковац - муз.-обществ. деятель, коммунист, первый хорватский музыковед, опиравшийся в своих трудах на марксистский метод исследования. В период 2-й мировой войны 1939-45 получили распространение массовые патриотич. партизанские, антифаш. песни, создававшиеся композиторами и безымянными авторами, мн. из которых находились в рядах нар.-освободит. армии или работали в подполье; среди них - И. Тиярдович, Н. Херцигоня, С. Златич, Н. Девчич, С. Бомбарделли, П. Марковац. После образования ФНРЮ (1945; с 1963 - СФРЮ) X. м., как и др. области хорв. муз. культуры, переживает подъём. Открылись начальные и средние муз. школы в Загребе (3), Вараждине, Карловаце, Риеке, Сплите, Дубровнике и др. городах. Созданы оперные театры в Осиеке и Сплите, симф. оркестры Радио в Загребе, Риеке и Дубровнике, камерный оркестр «Загребские солисты», хор. общество «Павао Марковац», «Владимир Назор», «Братство и единство» и др. в Загребе, «Единство» в Сплите и др., ансамбль нар. песни танца «Ладо». Стали регулярно выходить муз. журн. «Muzicke novine» (1946), «Muzika i skola» (с 1956) и др. Организованы союзы - хорв. композиторов, музыкантов-исполнителей, музыкантов- педагогов, фольклористов. Создан муз. отдел в Академии наук и искусств Хорватии. Проводятся муз. фестивали, в т. ч. международные - «Дубровницкие летние игры» (с 1950), «Сплитские летние игры» (с 1954), «Загребский биеннале» (с 1961) и др. Среди композиторов кон. 1940-50-х гг. - Б. Папандопуло, М. Ципра, И. Брканович, Б. Белинский, C. Златич, И. Лхотка-Калинский, Н. Девчич, С. Шулек. Новые течения зап.-европ. музыки 50-х гг., в т. ч. авангардизм, отразились в соч. Б. Сакача, М. Келемена, И. Малеца. В 1960-70-е гг. выдвинулись комп. С. Хорват, А. Клобучар, Р. Радика, Д. Детони, И. Кульерич. Крупнейшие хорв. музыковеды - Й. Андрейс, В. Жганец, А. Видакович, К. Ковачевич, И. Суцичич. Среди исполнителей: дирижёры - Л.Матачич, М. Позаич, М. Хорват, М. Башич, А. Янигро, Н. Бареза; пианисты - Д. Гушич, И. Мачек, Ю. Мурай, М. Лоркович, Б. Мусулин, П. Гвоздич, В. Крпан; скрипачи - З. Балокович, И. Пинкава, Й. Клима, Т. Нинич; виолончелист В. Дешпаль; певцы - В. Руждьяк, Н. Путтар-Голд, М. Подвинец, Ф. Паулик, Н. Жунец, Б. Стилинович, М. Кларич, М. Радич, Р. Поспиш Балдани, Б. Рук-Фочич, Л. Молнар-Талайич.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ХО..

САЛЬВАДОР-ДАНИЕЛЬ

САНЧЕС ДЕ ФУЭНТЕС

СЕРВАНТЕС КАВАНАГ

СИГНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ

СЛОВЕНСКАЯ МУЗЫКА

СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ

СТИЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СТУДИЯ ГРАМЗАПИСИ

ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКА

ТЕМА С ВАРИБЦИЯМИ

ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА

УДМУРТСКАЯ МУЗЫКА

УДЭГЕЙСКАЯ МУЗЫКА

УКРАИНСКАЯ МУЗЫКА

ФЕРНИ-ДЖИРАЛЬДОНИ

ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА

ФОРМА МУЗЫКАЛЬНАЯ

ХОРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

ШНАЙДЕР-ТРНАВСКИЙ

ШТЕФЭНЕСКУ-ГОАНГЭ

ЯНЫЧАРСКАЯ МУЗЫКА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>