ИМПРЕССИОНИЗМ (франц. impressionnisme, от impression - впечатление) - художеств. течение, возникшее в 70-х ГГ. 19 в. во франц. живописи, а затем проявившееся в музыке, литературе, театре. Выдающиеся живописцы-импрессионисты (К. Моне, К. Писарро, А. Сислей, Э. Дега, О. Ренуар и др.) обогатили технику изображения живой природы во всей её чувственной прелести. Сущность их искусства - в тончайшей фиксации мимолётных впечатлений, в особой манере воспроизведения световой среды с помощью сложной мозаики чистых красок, беглых декоративных штрихов. Муз. И. возник в конце 80 - нач. 90-х гг. Своё классич. выражение он нашёл в творчестве К. Дебюсси. Применение термина «И.» к музыке во многом условно: муз. И. не вполне аналогичен одноим. течению в живописи. Главное в музыке композиторов-импрессионистов - передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологич. состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Это сближает муз. И. с искусством поэтов-символистов, для которого характерен культ «невыразимого». Термин «И.», применявшийся муз. критиками конца 19 в. в осуждающем или иронич. смысле, позднее стал общепринятым определением, охватывающим широкий круг муз. явлений рубежа 19-20 вв. как во Франции, так и в др. странах Европы. Импрессионистские черты музыки К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмита, Ж. Роже-Дюкаса и др. французский композиторов проявляются в тяготении к поэтич. одухотворённому пейзажу («Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Море» Дебюсси, «Игра воды», «Отражения», «Дафнис и Хлоя» Равеля и др.). Близость к природе, тонкие ощущения, возникающие при восприятии красоты моря, неба, леса, способны, по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, вызвать к жизни новые звуковые приёмы, свободные от академич. условностей. Др. сфера муз. И. - рафинированная фантастика, порождённая антич. мифологией или ср.-век. легендами, мир экзотики народов Востока. Новизна художеств. средств нередко сочеталась у композиторов-импрессионистов с претворением изысканных образов старинного искусства (живописи стиля рококо, музыки франц. клавесинистов). Муз. И. унаследовал некоторые черты, присущие позднему романтизму и нац. школам 19 в.: интерес к поэтизации старины и далёких стран к тембровой и гармонич. красочности, воскрешению архаич. ладовых систем. Поэтич. миниатюризм Ф. Шопена и Р. Шумана, звукопись позднего Ф. Листа, колористич. находки Э. Грига, Н. А. Римского-Корсакова, свобода голосоведения и стихийная импровизационность М. П. Мусоргского нашли оригин. продолжение в творчестве Дебюсси и Равеля. Талантливо обобщив достижения предшественников, эти франц. мастера в то же время резко восстали против академизации романтич. традиций; патетич. преувеличениям и звуковой перенасыщенности муз. драм Р. Вагнера они противопоставляли искусство сдержанных эмоций и прозрачной скупой фактуры. В этом сказалось и стремление воскресить специфически франц. традицию ясности, экономии выразит. средств, противопоставив их тяжеловесности и глубокомысленности нем. романтизма. Во мн. образцах муз. И. проступает восторженно-гедонистич. отношение к жизни, что роднит их с живописью импрессионистов. Иск-во для них - сфера наслаждения, любования красотой колорита, сверканием светлых безмятежных тонов. При этом избегаются острые конфликты, глубокие социальные противоречия. В отличие от чёткого рельефа и сугубо материальной палитры Вагнера и его последователей, музыка импрессионистов часто характеризуется тонкостью, нежностью, беглой переменчивостью звуковых образов. «Слушая импрессионистов-композиторов, вы по преимуществу вращаетесь в кругу туманных переливчатых звучаний, нежных и хрупких до того, что вот-вот музыка вдруг дематериализуется… лишь в душе вашей надолго оставив отзвуки и отблески упоительных бесплотных видений» (В. Г. Каратыгин). Эстетика И. воздействовала на все осн. жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний стали культивироваться симф. эскизы-зарисовки, сочетающие акварельную мягкость звукописи с символистской загадочностью настроений; в фп. музыке - столь же сжатые программные миниатюры, осн. на особой технике звукового «резонирования» и картинной пейзажности; на смену романтич. песне пришла вок. миниатюра с преобладанием сдержанной речитации, сочетающейся с красочной изобразительностью инстр. фона. В оперном театре И. привёл к созданию муз. драм полулегендарного содержания, отмеченных чарующей деликатностью звуковой атмосферы, скупостью и естественностью вок. декламации. При некотором углублении психологич. выразительности в них сказалась статика драматургии («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси). Творчество композиторов-импрессионистов во многом обогатило палитру муз.-выразит. средств. Это относится прежде всего к сфере гармонии с её техникой параллелизмов и прихотливым нанизыванием неразрешающихся красочных созвучий-пятен. Импрессионисты заметно расширили совр. тональную систему, открыв путь многим гармонич. новшествам 20 в. (хотя и заметно ослабили чёткость функцион. связей). Усложнение и разбухание аккордовых комплексов (нонаккорды, ундецимаккорды, альтерированные и квартовые созвучия) сочетаются у них с упрощением, архаизацией ладового мышления (натуральные лады, пентатоника, целотонные комплексы). В оркестровке композиторов-импрессионистов преобладают чистые краски, капризные блики; часто применяются соло деревянных духовых, пассажи арф, сложные divisi струнных, эффекты con sordino. Типичны и чисто декоративные, равномерно текучие остинатные фоны. Ритмика подчас зыбка и неуловима. Для мелодики характерны не закруглённые построения, но короткие выразит. фразы-символы, напластования мотивов. При этом в музыке импрессионистов необычайно усилилось значение каждого звука, тембра, аккорда, раскрылись безграничные возможности расширения лада. Особую свежесть музыке импрессионистов придало частое обращение к песенно-танц. жанрам, тонкое претворение ладовых, ритмич. элементов, заимствованных в фольклоре народов Востока, Испании, в ранних формах негритянского джаза. В нач. 20 в. муз. И. распространился за пределами Франции, обретая у разл. народов специфич. нац. черты. В Испании М. де Фалья, в Италии О. Респиги, молодой А. Казелла и Дж. Ф. Малипьеро оригинально развивали творч. идеи франц. композиторов-импрессионистов. Своеобразен англ. муз. И. с его «северной» пейзажностью (Ф. Дилиус) или пряной экзотикой (С. Скотт). В Польше муз. И. представлял К. Шимановский (до 1920) с его ультрарафинированными образами античности и Др. Востока. Влияние франц. И. испытали в нач. 20 в. и некоторые русский композиторы (Н. Н. Черепнин, В. И. Ребиков, С. Н. Василенко в ранние годы его творчества). У А. Н. Скрябина самостоятельно сформировавшиеся черты И. сочетались с пламенной экстатичностью и бурными волевыми порывами. Слияние традиций музыки Н. А. Римского-Корсакова с самобытно претворёнными воздействиями франц. И. заметны в ранних партитурах И. Ф. Стравинского («Жар-птица», «Петрушка», опера «Соловей»). Вместе с тем Стравинский и С. С. Прокофьев наряду с Б. Бартоком оказались зачинателями нового, «антиимпрессионистского» направления в европ. музыке кануна 1-й мировой войны.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия