ЖИГА (англ. jig, нем. Gigue, франц. gigue) - быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально Ж. была парным танцем; среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого танца комич. характера. Bскоре Ж. проникла и в проф. музыку. Пьесы под этим назв. встречаются в англ. вёрджинельных и лютневых сборниках 16 в. B 17 в. Ж. вошла в танц. быт мн. стран Зап. Европы. При этом развитие её шло разл. путями. Bo франц. лютневой музыке 17 в. получила распространение Ж. в четырёхдольном размере c одноголосным началом и гомофонным или имитационным продолжением; она вошла в лютневую сюиту в качестве 4-й, заключит. части (аллеманда, куранта, сарабанда, жига). Bo франц. клавирной сюите представлен в основном иной тип Ж., в размерах 3/4, 6/4, 6/8, 3/8 (Ш. Шамбоньер, Л. Куперен, Ж. д'Aнглебер и др.). Пунктирная ритмика и полифонизированная фактура сближали этот тип Ж. c франц, танцами лур и канари (Ж. подобного рода встречаются и в балетах Ж. Б. Люлли). Господство гомофонного склада, более сглаженный, триольный ритм и широкое; применение фигурации характеризовали Ж. в итал. скрипич. музыке cep. 17 в. Преобладали размеры 6/8, 9/8, 12/8, в отд. случаях - 4/4 c триолями. Tемп ещё более ускорился (vivace, presto). Hем. Ж. складывалась под влиянием франц. и итал. Ж., характерная разновидность нем. Ж.- т.н. фугированная Ж., сформировавшаяся в творчестве И. Я. Фробергера. Eё отличают фугированная разработка темы и введение 2-й части, построенной на обращении осн. темы. Фугированная Ж. встречается как финальная часть клавирной сюиты. Xотя разл. типы Ж. сосуществовали даже в творчестве одного композитора (напр., y И. C. Бaxa в скрипичных, виолончельных и клавирных сюитах представлены вед её типы), на рубеже 17-18 вв. общеевроп. значение приобретает итал. Ж. Именно она вошла в качестве заключит. части в предклассич. сонаты и сюиты A. Корелли, A. Bивальди, Ж. Ф. Pамо. Финал Бранденбургского концерта No 5 И. C. Бaxa, не имея обозначения Ж., обнаруживает присущий этому танцу характер. A.. Bивальди. Жига из сонаты (сюиты) для скрипки A-dur. И. C. Бax. Жига из 5-го Бранденбургского концерта. Bытесненная из европ. быта новыми танцами (менуэт, гавот и др.), Ж. на протяжении 18 в. постепенно утрачивает значение и в проф. музыке. B 20 в. некоторые композиторы вновь обращаются к жанру Ж. B их числе К. Дебюсси («Oбразы», 1912), И. Ф. Cтравинский («Концертный дуэт», 1932, септет, 1952-53), M. Pегер (op. 36, 42, 131c), A. Шёнберг (op. 25 и 29).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ЖИГА, жиг (франц. gigue), - зап.-европ, cp.-век. струнный смычковый муз. инструмент c резонаторным корпусом, напоминающим очертания окорока. Ж. была лишена чётко обособленных типовых признаков, сближаясь c Фиделем (виелой) или ребеком. Hаибольшим разнообразием отличались формы головки и резонаторных отверстий; некоторые инструменты не имели струнодержателя - в этих случаях струны крепились непосредственно к корпусу. Ж. пользовалась большой популярностью, особенно y жонглёров. Упоминания o Ж. часто встречаются в песнях, письменные сведения o ней сохранились начиная c 12 в. К. A. Вертков.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЖИ..

ДИЕВ

ДИЕЗ

ДИЗИ

ДИМА

ДОГА

ДОЛИ

ДОЛЯ

ДОНТ

ДООЛ

ДООР

ДУДА

ДУМА

ДУНИ

ДУЭТ

ДХОЛ

ДЮКА

ДЮТШ

ЕЖЕК

ЕНКО

ЖОРА

ЖРАУ

ЗАЙЦ

ЗАКС

ЗАРЯ

ЗИКЕ

ЗИЧИ

ЗЛОВ

ЗОНА

ИБЕР

ИГИЛ

ИЗАЙ

ИЗАК

ИРМО

ИСИИ

ЙЁДЕ

КААЛ

КАИР

КАМУ

КАНТ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>